Зрелость гражданского общества в Тунисе как залог успешности осуществления реформ

Ольга Тимчишин: «Опыт Туниса свидетельствует — навязанная извне демократия может обернуться в фикцию»
Как отметила докладчик, арабский мир в течение длительно времени не знал примеров успешной демократизации
Ольга Тимчишин: «Опыт Туниса свидетельствует — навязанная извне демократия может обернуться в фикцию»
Как отметила докладчик, арабский мир в течение длительно времени не знал примеров успешной демократизации
Ольга Тимчишин: «Опыт Туниса свидетельствует — навязанная извне демократия может обернуться в фикцию»
Ольга Тимчишин: «Опыт Туниса свидетельствует — навязанная извне демократия может обернуться в фикцию»

С доклада заместителя председателя правления ОО «Украинская инициатива», сотрудника отдела истории стран Азии и Африки ГУ «Институт всемирной истории» Ольги Тимчишин начался шестой день работы VI Международной исламоведческой школы «Ислам в современном мире: историческое, культурное, интеллектуальное пространство». Исследовательница предложила участникам свое видение темы «Зрелость гражданского общества в Тунисе как залог успешности осуществления реформ».

Как отметила докладчик, арабский мир в течение длительно времени не знал примеров успешной демократизации:

— Правящие режимы — это или авторитарные монархии, или коррумпированные откровенные тирании, экстремизм, конфликты, политическая стагнация — те явления, которые, хотим мы или нет, характеризуют жизнь арабского мира. На этом фоне мирные демократические преобразования в Тунисе тяжело переоценить.

Говоря об «арабской весне», которая началась именно в этой стране, Ольга Тимчишин назвала несколько сценариев развития этих событий в разных странах арабского мира:

— Первый: власть купила лояльность оппозиционно настроенных граждан — Кувейт, Саудовская Аравия, другие нефтедобывающие страны Персидского залива; второй: подавление протестов — Марокко, Алжир, Судан; третий: слабость оппозиции не позволила начать массовые протесты — Мавритания, Оман; четвертый сценарий: вылилась («арабская весна» — ред.) в длительные конфликты, в которых задействованы много факторов, в том числе иностранных — Сирия, Ливия, Йемен; пятый вариант: ситуация разворачивалась по тунисскому сценарию, но после условной революции пришла контрреволюция, и в конце концов, страна вернулась к авторитарной форме правления — Египет.

Докладчик подчеркнула — нужно различать причины и фактический повод революции:

— Причиной протестов в 2011 году было нежелание жить в условиях авторитарного режима, а поводом стал акт самосожжения торговца Буазизи в городе Сиди-Бузид в знак протеста против произвола полиции. После этого возникла волна протестов и демонстраций. Нужно подчеркнуть, что жертв в Тунисе практически не было. Бен Али понял, что ему не удастся удержать власть и покинул страну, забрав некоторую часть своего богатства. При этом обошлось без его преследований и судов, зато революционеры сосредоточились на построении нового государства. Был сформирован Революционный совет, временное правительство, состоящее только из гражданских лиц, а не с военных, как это было в Египте. Были проведены выборы, явка на которых была высокой. В результате выиграла исламская партия «Ан-Нахда» (лидер — Рашид Ганнуши) с результатом 41% голосов, — напомнила Ольга Тимчишин хронологию событий.

Как отметила исследовательница, общество в Тунисе оказалось разделенным на сторонников исламизма и секуляризма. Это неоднородные понятия, ведь среди секуляристов есть либералы, социалисты, коммунисты и т. д., а среди исламистов можно выделить умеренных, крайних салафитов и экстремистов.

— Курс «Ан-Нахда» подвергался нападениям с двух сторон. Крайние салафиты говорили, что члены партии — вероотступники, экстремисты в знак протеста совершали убийства, в том числе светских политиков Мохаммеда Брахми (25 июня 2013) и Шукри Бельида (6 февраля 2013), что резко повысило градус напряжения. Секуляристы, в свою очередь, говорили, что «Ан-Нахда» стремится насильно внедрить шариат, прибегнуть к дискриминации неверующих. Все это сильно раскачивало ситуацию и вызывало внутренние протесты. Однако партия не подавляла их, а начала диалог с целью поиска компромиссных решений. Было сформировано правительство технократов, и страна начала подготовку к выборам, на которых «Ан-Нахда» проиграла, а к власти пришли секуляристы. Президентом стал Беджи Ас-Себси, сейчас ему, кстати, за 90 лет, но реванша старой системы не произошло. «Ан-Нахда» остается в политической жизни Туниса. Страна постепенно стабилизируется благодаря демократическим реформам.

По мнению Ольги Тимчишин, этот пример является уникальным для всего арабского мира. На фоне того, что произошло, Тунис квалифицируется Вашингтоном, ЕС и рядом других стран как «образцовая модель действий».

Отвечая на вопрос: «Почему Тунис?», исследовательница отметила:

— Во-первых, общество там было наиболее секуляризованное и образованное, в отличие от Египта, где десятки миллионов людей не умеют читать и писать. Образованными людьми тяжело манипулировать, поэтому экстремистам было непросто действовать.
Во-вторых, в стране были элементы гражданского общества, экономика находилась в относительно неплохом состоянии, если сравнить ее с другими арабскими странами (здесь мы не учитываем те страны, экономика которых основана на нефтедобыче). Структурный анализ экономики виявил ее жизнеспособность. Присутствовал определенный слой среднего класса.

В-третьих, исламисты, которые во времена диктатуры Бен Али проживали в изгнании, постоянно поддерживали контакт с Родиной и, хотя они и были связаны с зарубежными организациями, учитывали специфику региона.

В-четвертых, Тунис испытывал меньшее влияние извне, ведь ситуация в нем имеет меньшее влияние на регион, — подчеркнула докладчик.

По мнению Ольги Тимчишин, опыт Туниса свидетельствует о том, что демократия может обернуться в фикцию, если ее навязывать извне:

— Общество должно быть достаточно зрелым для того, чтобы сознательно сделать выбор в пользу демократии, оно должно быть способным гармонично вписать ее в национальный контекст и развивать.

Напомним, VI Международная исламоведческая школа в этом году проводится в Одессе на базе Исламского культурного центра общественной организации «Аль-Масар», ее организаторы — Украинский центр исламоведческих исследований, Общественный союз «Всеукраинская ассоциация «Альраид», Международный институт исламской мысли (International Institute of Islamic Thought).

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.