Ислам в Украине и национальная безопасность: вопрос вновь на обсуждении

Фото: РИСУ
18.11.2014
Оцените статью: 
(162 оценки)
oleg
Аватар пользователя oleg

Эта тема уже обсуждалась 15 октября на экспертном круглом столе в Институте Философии им Г. С. Сковороды при НАН Украины. Специалисты дали тогда свои оценки и составили ряд рекомендаций для государственных органов. Однако, судя по всему, сотрудники Института сочли проделанную работу недостаточной, и предложили молодым ученым-исламоведам рассмотреть этот вопрос на предстоящей Международной конференции, которая состоится 19 ноября. Почему исследователи стали придавать столь большое значение вопросам национальной безопасности именно в контексте Ислама в Украине? Давайте попробуем разобраться.

Природа человеческих обществ такова, что проблемные вопросы, замалчиваемые годами, вскрываются в самое неподходящее время, в минуту смуты и кризиса. Как, например, нынешние события в Украине. Аннексия Крымского полуострова, а также странная необъявленная война на Донбассе обнажили и усилили две, казалось бы, противоположные тенденции.

С одной стороны, идет явное сближение между людьми, которые раньше друг другом не особо интересовались: это представители разных этнических и религиозных групп, выходцы из разных социальных слоев, люди с разным уровнем достатка. Внезапно возрос интерес общества к мусульманам Украины — граждане иных вероисповеданий захотели избавиться от шелухи стереотипов и понять, что движет людьми, молящимися за Украину не в церквях, а в мечетях.

Впервые в новейшей истории страны (и, наверное, в истории вообще) понятие «украинец» в массовом сознании вдруг перестало замыкаться в рамках этнической принадлежности и православного вероисповедания, но объединило всех приверженцев общей идеи — любви к своей Родине и готовности встать на ее защиту.

С другой стороны, с углублением кризиса усиливается недоверие людей друг к другу — ко всем, кроме «своих, проверенных». Множество украинцев стали вынужденными переселенцами, и далеко не все из них смогли устроиться и сразу влиться в общественную жизнь в новом регионе. Не все переселенцы вели себя добросовестно, что породило новую волну недоверия к выходцам из оккупированных регионов — «сарафанное радио» в век социальных сетей работает идеально.

Поэтому интерес к украинским мусульманам объясняется еще и простым желанием украинцев-немусульман удостовериться, что их соотечественники, исповедующие Ислам, тоже являются искренними патриотами своей земли и никаких «сюрпризов» от них ждать не нужно.

«Веселый Роджер» под видом знамени «чистого» Ислама?

В и без того неспокойное время лодку украинского общества старательно раскачивают «эксперты» из РФ и всевозможные деятели, ретранслирующие их мнение — либо по незнанию, либо в корыстных целях. Печальным примером тому — усердные попытки поднять панику среди населения континентальной Украины рассказами о «жутких экстремистах-радикалах», которые якобы «вили свои змеиные гнезда в Крыму», а с приходом туда РФ разбежались и теперь несут пресловутую «исламскую угрозу» по всей Украине.

Представители коренного населения полуострова — крымские татары — с готовностью опровергают риторику «обличителей». Магистр шариатских наук Сейран Арифов дал развернутый ответ на реплику об «угрозе»: «Уже 23 года некоторые представители мусульман говорят об опасности терроризма, экстремизма, навешивают ярлыки: «ваххабиты», «саляфиты» «хизбуттахрировцы»… Но, ответьте, если в Крыму собрались чуть ли не террористы со всего мира — сколько терактов было за более чем 20 лет? Ни одного — и слава Всевышнему! Сколько убийств, сколько акций гражданского неповиновения? Ни одного факта, ни одного инцидента — лишь пустые «страшилки». И, напротив, десятки случаев, когда представители других конфессий с религиозным фанатизмом совершали акты вандализма в отношении мусульманских кладбищ, мечетей… Что же до «исламского радикализма» — я видел людей с радикальными взглядами в толковании каких-то религиозных моментов; возможно, кто-то из них под влиянием интернета и уехал на эмоциях в другие страны, купившись на призывы «помочь единоверцам» — но в Украине мусульмане никогда, никогда не совершали и не говорили ничего такого, чтобы бить в набат: «они перебрались на континент, паникуйте и будьте бдительны!»

В ходе обсуждения проблемы, несостоятельность подобных утверждений подчеркнули и Муфтий ДУМУ «Умма» Саид Исмагилов, и сотрудники Института Философии. «Я согласен с прозвучавшими возражениями», — под одобрительный гул участников резюмировал руководитель Отделения религиоведения Института философии НАН Украины профессор Анатолий Колодный: «Нужно отходить от порочной риторики «мой Ислам истинный, а все остальные — экстремисты».

Однако, по какой-то причине, именно этой позиции уже не один год придерживается самопровозглашенный «Муфтий Украины» шейх Ахмед Тамим, который задолго до аннексии полуострова много лет твердил об «угрозе радикальных исламистов в Крыму». Аналогичную версию озвучил на экспертном круглом столе и председатель президиума РУНМОУ «Киевский муфтият» Канафия Хуснутдинов, который, с одной стороны, разделяет всеобщее негодование из-за фактической единоличной узурпации шейхом Тамимом права представлять интересы мусульман на официальном уровне, а с другой — полностью поддерживает последнего в его политике нагнетания антиисламской истерии.

Образу шейха Тамима в сверкающих доспехах современного Дон Кихота, отважно борющегося с только ему видимыми ветряными мельницами, мешает отнюдь не приличествующий поборнику справедливости меркантилизм. «Таврический Муфтият», возникший на базе созданного под эгидой шейха Ахмеда Духовного Центра Мусульман Крыма, в борьбе за паству вовсю пользуется «приходом новой власти» и осуществляет рейдерские захваты религиозных сооружений в Крыму — уже силовыми методами продолжая ранее тщетные попытки ДЦМК ослабить влияние ДУМК на полуострове. Политика не рыцаря, но пирата, которая с молчаливого одобрения оккупационных властей, увидевших в «Таврическом Муфтияте» верного вассала, напрямую противоречит интересам целостности и национальной безопасности Украины.

Впрочем, спор о том, какой вопрос приоритетнее: «Кто виноват?» или «Что делать?», — едва ли уместен. Участники согласились, что прояснить точки ответственности, безусловно, нужно, — но это должен быть отдельный, детальный и предметный разбор, без перехода на неконструктивное сожаление о «недостатках постсоветсткой ментальности». Как отметил заместитель председателя ВАОО «Альраид» Исмаил Кады: «Если мы хотим идти в Европу, мы должны развиваться в том направлении, а не постоянно обсуждать недостатки советского менталитета. Нельзя двигаться вперед, когда голова постоянно повернута назад и больше никуда не смотрит». Сегодня перед нами стоит куда более острая проблема.

«Нам будут долго предлагать не прогадать»

Крым и Донбасс — два региона, где компактно проживают самые большие общины украинских мусульман. Точнее, если говорить о Донбассе — проживали. Муфтий ДУМУ «Умма» Саид Исмагилов, сам дончанин, оставался в Донецке до тех пор, пока это не стало опасным для жизни его и членов его семьи. В своем интервью в конце октября он рассказал о массовом исходе мусульман с Донбасса: «Большая часть уехала в другие регионы Украины. Не стану скрывать: были и такие, кто уехал в Россию — но их на общем фоне немного. Это преимущественно те люди, у которых в РФ есть какие-то близкие родственники. Подавляющее же большинство мусульман Донбасса переехали в другие области Украины. Лишь те, кто не смог по каким-то причинам уехать — остались на месте. Оставшихся крайне мало: мечети и места собраний пустуют. При этом люди именно уехали, а не просто сидят в подвалах и бомбоубежищах: я общался с оставшимися прихожанами, расспрашивал их об отсутствующих — быть может, люди в беду попали, им помощь нужна? В нынешней ситуации могут быть самые плачевные варианты. Но в подавляющем большинстве случаев оказывалось, что люди покинули регион. Конечно, тем, у кого были какие-то проблемы со здоровьем, с продовольствием и так далее — старались помочь по мере сил. Искали пропавших по всем ДНР-овским «инстанциям», оказывали помощь раненым…»

Как оккупационные власти Крыма, так и террористы из «ДНР» и «ЛНР» в своем поиске «сторонников на местах» пытались делать ставку на мусульман, которые составляли в этих регионах довольно весомый процент населения.

Крымским татарам сперва обещали всяческое содействие в обмен на признание ими легитимности российской власти. Когда не сработало, вместо «пряника» в ход пошел «кнут». Лидеры крымскотатарского национального движения и владельцы независимых СМИ в одночасье сделались персонами нон-грата на родном полуострове и не могут попасть домой. Сын Мустафы Джемилева похищен и вывезен на территорию России. Люди — а именно молодые мужчины крымскотатарской национальности — начали пропадать. Потом их находили мертвыми, со следами пыток (таких случаев 18); одного молодого человека отыскали едва живого и поместили в реанимацию. В мечетях, медресе и домах крымских татар проводятся незаконные обыски. Украина, в отличие от Российской Федерации, никогда не принимала смехотворных запретов на фундаментальные труды исламских богословов (например, академический перевод Корана Эльмира Кулиева (позже этот запрет был снят) или сборник хадисов имама Аль-Бухари), и потому «запретную литературу» можно найти практически в каждом доме и, тем более, в каждой мечети.

Люди в панике стали массово сжигать религиозную литературу — огромный урон для процесса духовного возрождения полуострова.

Целый мусульманский народ, еще даже не полным составом недавно вернувшийся из депортации и только-только обустроивший свой быт на земле своих отцов, внезапно оказался де-факто в составе другого государства — правопреемника и наследника их палачей — и люди не могут вновь все бросать и переезжать на континентальную Украину. Некоторые, впрочем, так и сделали — но в большинстве своем крымские татары остались в своих домах. Вовсе не от недостатка патриотических чувств к Украине, а из нежелания снова оставлять родную землю «вежливым людям» из северных краев.

Что же касается Донбасса, то там мусульмане, по меткому выражению доктора философских наук Александра Сагана (ведущий научный сотрудник отделения религиоведения Института философии НАН Украины, модератор экспертного круглого стола), «проголосовали ногами», то есть массово покинули регион.

Самоназначенная «новая власть», конечно, предпринимала попытки если не привлечь мусульман на свою сторону, то хотя бы сбить их с толку (например, в сети Интернет как-то появилось сообщение о «муфтии ДНР», хотя сам «новоиспеченный муфтий» узнал об этом лишь из телефонного разговора с удивленным до крайности знакомым, и к данной истории отношения не имел никакого) — однако их работа в этом направлении не носила системный характер.

Имам Соборной мечети Луганска Мухаммад аль-Устаз сказал, что мечеть сильно пострадала от снарядов тяжелой артиллерии, которыми щедро осыпали окрестности то ли сепаратисты, то ли российские военные.

Не обошлось без религиозного рейдерства и на Донбассе. Например, Саид Исмагилов воспользовался случаем и сделал весьма дипломатичное обращение «ко всем мусульманским организациям не заниматься захватом недвижимости». Муфтий ДУМУ «Умма» сообщил о случаях, когда на Донбассе некие люди предлагали общинам мусульман за большие деньги перейти в другое религиозное объединение. «Перекупка и попытка рейдерских захватов абсолютно неприемлемы» — подчеркнул он. Было ли это обращением к кому-то из присутствующих, или же просто информация к ознакомлению для всех в виду отсутствия адресата, известно лишь Саиду-хазрату.

Подведение итогов

По итогам вышеупомянутого круглого стола участники составили ряд рекомендаций — как для органов власти, так и для коллег-религиоведов. Последним, к примеру, предложили объединить свои усилия в экспертизе богословской литературы, чтобы показать миру всю абсурдность внесения богословских трудов в некие «списки запрещенного». В теологических трактатах любой конфессии можно найти пассажи, которые в современных правовых реалиях легко истолковать как призывы к экстремизму. Но на этих трудах выросли сотни поколений человечества, на них построена современная человеческая цивилизация — их нельзя судить и запрещать.

Кроме того, живой интерес вызвало предложение возобновить работу Совета Духовных управлений Украины — ведь во Всеукраинском совете церквей и религиозных организаций представлены далеко не все религиозные объединения страны, а действующие члены блокируют вступление в организацию новых участников, так как изменение расстановки сил и появление альтернативных представителей той же конфессии им не выгодно. Директор департамента по вопросам религии и национальностей Министерства культуры Украины Владимир Юшкевич данную идею поддержал и пообещал поспособствовать ее реализации.

Профессор Колодный предложил не оставлять без внимания необходимость публично признать тот факт, что Украина — не только христианское государство, и больше публично обсуждать и другие религиозные группы страны. В том числе, не навязывать какую-то одну точку зрения на веру в Бога, как это в любом случае будет происходить на тех же уроках христианской этики.

Александр Саган попросил непременно внести в экспертную записку проблемы, создаваемые Таврическим Муфтиятом: «Они пытаются подменять религию политикой (что плохо) и боевыми подразделениями по религиозному принципу (что совершенно недопустимо). Мне кажется, будут провокации с целью посеять межрелигиозную вражду и обострить противостояние между разными религиозными центрами и в будущем — противостояние между мусульманами и христианами; и наша с вами задача этого не допустить. 24 сентября СовБез ООН принял резолюцию, обязывающую государства пресекать вербовку граждан для участия в НВФ, в том числе и заграницей. Поэтому мы тоже обязаны это пресекать».

Он акцентировал внимание присутствующих на том факте, что в украинской умме существуют две особенные группы: крымские татары и украинцы-мусульмане. Это два коренных народа, у которых нет другой Родины и нет другой судьбы. «Для нас, украинцев-немусульман, тоже важны добрососедские отношения с мусульманской уммой для дальнейшего совместного комфортного проживания».

Участники экспертного круглого стола составили аналитическую экспертную записку, которую огласили на следующий день, на пресс-конференции в агентстве «УкрИнформ».

Какие актуальные проблемы в сфере национальной безопасности и деятельности мусульманских организаций найдут молодые ученые-исламоведы, и какие предложат меры по их преодолению — будет видно после конференции. Если, конечно, кто-то возьмется разрабатывать эту непростую тему: в конце-концов, организаторы мероприятия — Институт философии им. Г. С. Сковороды НАН Украины, Духовное управление мусульман Украины «Умма», Всеукраинская ассоциация общественных организаций «Альраид», Украинская ассоциация религиоведов, Украинский центр исламоведческих исследований — предложили и другие вопросы, такие как современные тенденции развития Ислама в Европе и Украине, мифы и реалии восприятия Ислама в Европе, а также исламоведение в Украине.

Впрочем, основное бремя решения вышеозначенных проблем в любом случае ляжет на молодое поколение. И неплохо бы, чтобы это поколение было готово их решать — для начала, хотя бы теоретически.

Татьяна Евлоева
для “Ислам в Украине”

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.