Религия несет в себе мощную возможность примирения, что помогло бы «сшить» страну. Об этом шла речь в ходе обсуждения религиозной ситуации на Востоке Украины, где участники обеих сторон конфликта идут в бой «с молитвой на устах».
О возможных путях выхода из ситуации, сложившейся в Украине, говорили участники круглого стола «Религиозное измерение ситуации на Востоке Украины», который состоялся в Киеве во вторник, 21 июля.
Организаторы поставили цель объединить усилия специалистов-религиоведов и представителей различных религиозных течений для анализа и разработки стратегий, которые бы помогли выйти за пределы конфликта и переключиться на роль миротворцев. Инициаторами данного процесса стали Украинский институт стратегий глобального развития и адаптации совместно с Центром исследования религии Национального педагогического университета им. Драгоманова.
Для понимания сложившейся ситуации были озвучены некоторые данные. Так, в начале 2014 года в регионе Донецкой и Луганской областей действовали 1795 религиозных организаций. Сейчас отследить их количество невозможно. За это время служители и верующие, занимавшие активную проукраинскую позицию, были вынуждены покинуть оккупированные территории. Часть религиозных общин до сих пор функционирует, «балансируя на грани» и акцентируя внимание так называемых «властей» на том, что они занимаются сугубо религиозной практикой. Распределение настроений в среде верующих нельзя назвать однозначным, так как вместе с имеющими патриотическую позицию были и те, кто опирался на идеологию сепаратистов и сразу проявил открытую поддержку. Кроме «Русской православной армии» в регионе активизировались представители «догналитов». Полностью покинули оккупированные территории представители УГКЦ и УПЦ КП; фактически не осталось представителей иудаизма.
Вопрос перерегистрации религиозных общин на неподконтрольных Украине территориях, который уже поднимают боевики, решить невозможно из‑за отсутствия там какого-либо законодательства в этой сфере. Однако представители новой «власти» обещают, что уже через месяц будут и новые законы, и новая «Конституция». Члены некоторых протестантских общин сами задавали подобные вопросы, поскольку обеспокоены судьбой своих помещений и имущества, которое никак не защищено.
По словам очевидцев, лидеры-идеологи, действовавшие во времена появления «ДНР» и «ЛНР», сейчас ушли в тень. Продолжается борьба и между основными политическими игроками внутри самопровозглашенных «республик», которую вряд ли полностью контролируют высшие кураторы. Все это происходит на фоне крестных ходов вокруг Донецкой ОГА и перестрелок прямо в городе.
Как сказал доктор философских наук, вице-президент Ассоциации «Духовное возрождение» Михаил Черенков, Донбасс стал единственной раной и руиной. «Проукраинские вынужденные переселенцы из числа протестантов вряд ли вернутся туда, а те, что остались, вряд ли снова наполнят церкви», — заметил он.
Своими впечатлениями от завершившейся встречи религиоведов, богословов и священнослужителей поделился муфтий Духовного управления мусульман Украины «Умма» Саид Исмагилов, рассказавший о ключевых вопросах обсуждения и о том, какие предлагались сценарии развития событий и пути выхода из противостояния. По словам шейха Саида одним из главных вопросов был следующий: «Готовы ли религиозные организации инициировать процесс примирения с единоверцами с „той стороны“? Ведь кто, если не мы, может быть той последней нитью контакта, чтобы достичь если не примирения на основе высших, божественных ценностей, то хотя бы снижения градуса ненависти?»
— Что мне понравилось в ответах и рассуждениях представителей православия, протестантизма, Ислама и буддизма, так это твердая позиция: мы не отделяем вопрос Донбасса от вопроса Крыма, — заметил муфтий. — Оккупация Крыма не должна выноситься за скобки, и проблема следует рассматривать в полном объеме. Я вижу тенденцию, которую сейчас навязывают: давайте забудем про Крым и будем говорить исключительно о Донбассе. Нет, уважаемые! Так не будет, у нас хорошая память, и мы, на всякий случай, все записываем. Поэтому когда вопрос дойдет до снижения градуса невосприятия, то он будет касаться не только «той стороны» на Донбассе, но и «той стороны» в Крыму.
Как рассказал Саид Исмагилов, на заданный организаторам круглого стола вопрос: что они понимают под примирением, и в каком формате оно предполагается, и с кем — присутствующие «вразумительного ответа не услышали».
— Я заметил, отношения между единоверцами из Украины и России испортились практически у каждой из религий. За редким исключением, о котором вы все знаете, — говорит шейх Саид. — Невозможен или чрезвычайно конфликтен и сложен диалог даже на уровне глав одной и той же конфессии. Прозвучал интересный пример. Одна из деноминаций отправляет из России гуманитарную помощь на оккупированную территорию, маркируя ящики надписью «Помощь братьям Новороссии». Украинские единоверцы просят: «Уберите слово „Новороссии“.
Пишите общепринятое, неполитизированное название, например, „Донбасса“». Россияне отвечают, что для них это принципиально, и отказываются помогать. Вот и ответ на вопрос, участвуют ли церкви в политике, раз официальная риторика российских властей для конфессии важнее, чем уважение единоверцев. Ведь, я уверен, конечному получателю все равно, что написано на ящике с гуманитаркой. Его больше интересует, что внутри.
В отношении предложенного подхода «понять и простить» муфтий ДУМУ «Умма» также имеет свое мнение:
— Примирение и прощение — принцип всех религий. Однако, для этого есть определенные условия. От имени других говорить не буду (не моя компетенция). Скажу об условиях примирения и прощения у мусульман. Их четыре: честно признать свою вину и раскаяться перед Богом за содеянное; просить прощения у Всевышнего и у пострадавшей стороны; декларировать намерение больше не совершать ничего подобного; вернуть потерпевшей стороне все несправедливо отнятое, — настаивает муфтий и замечает:
— Сколько из этих четырех пунктов выполнила противоположная сторона? Я не вижу ни одного. А Божьего и людского прощения не будет, пока не выполнены все эти четыре обязательных пункта! — утверждает шейх и заявляет:
— Да, мы готовы понять и простить — только верните несправедливо, насильно отнятое! Вооруженному маньяку-грабителю не поможет раскаяние — до тех пор, пока он с удовольствием пользуется награбленным и подумывает, где бы еще кого ограбить!
Как замечает Саид Исмагилов, пока непонятно, где та отправная точка для возможного поиска путей примирения:
— Совершенно не ясно, где искать дно, от которого можно оттолкнуться. Симфония церквей и государства в соседней стране дает свои плоды: они жестко интегрированы в государственную политику, поэтому даже слово «Новороссия» на ящиках с гуманитаркой для них принципиально важнее, чем добрые отношения с единоверцами, — говорит муфтий.
Слова муфтия ДУМУ «Умма» процитировала и Религиозно-информационная служба Украины (РИСУ).
— Сохраняется ощущение покинутости как со стороны государства, так и со стороны религиозных лидеров. Сами же религиозные общины очень мало знают о ситуации, а тем более не могут ее контролировать, поэтому речи о диалоге пока нет. Очень силен миф о том, что Украина не вернется на Донбасс, — добавляет муфтий ДУМУ «Умма». — Многие люди верят в сценарий присоединения территорий к Российской Федерации, ожидая новые потоки финансов, «как в Москве». Четыре священнослужителя из духовного управления были вынуждены переехать на украинскую территорию. Как говорить о примирении тем, кого репрессировали? А хочет ли другая сторона такого же пути к миру? Особенно когда градус агрессии постоянно подогревается. В диалоге должны участвовать двое, а без этого менять что‑то трудно, — добавляет Саид Исмагилов.