Соглашение о ядерной программе Ирана — стабильность на Ближнем Востоке или угроза ядерного вооружения?

Соглашение о ядерной программе Ирана — стабильность на Ближнем Востоке или угроза ядерного вооружения?
Доцент Института всемирной истории НАНУ Вячеслав Швед
08.07.2015
Оцените статью: 
(471 оценка)
Собкор
Аватар пользователя Собкор

Подписание рамочного соглашения с Ираном 3 апреля 2015 в отношении его ядерной программы стало, несмотря на все существующие и нерешенные проблемы, большим успехом дипломатии США и Евросоюза, которые действовали согласованно в течение многих лет.

Такими словами начал свой доклад доцент Института всемирной истории НАНУ Вячеслав Швед в ходе международной конференции «Цивилизационные факторы мироздания: источники происхождения, потенциал взаимодействия и измерения конструктивизма (Афро-Азиатский регион)», которая состоялась в Киеве в июне. Сокращенный текст этого доклада мы предлагаем нашим читателям.

 Содержание, значение и последствия подписанного соглашения стали предметом активного обсуждения в аналитической среде. Вместе с тем, особую актуальность приобретают вопросы влияния указанной сделки на формирование новой системы региональной безопасности на Ближнем и Среднем Востоке в контексте суннитско-шиитского противостояния, борьбы за гегемонию в регионе между Ираном и Саудовской Аравией, взаимосвязи и взаимовлияния между гарантированием безопасности в регионе и осуществлением широкомасштабных реформ как в самом Иране, так и в арабском пространстве.

Главной проблемой соглашения, которая носит официальное название «Параметры совместного комплексного плана действий по ядерной программе Исламской Республики Иран» является то, насколько она эффективно закрывает Ирану доступ к овладению ядерным оружием и насколько она повлияет на поведение иранского режима на международной арене, прежде всего в Ближневосточном регионе. Известный американский политик Р. Хаас, президент Совета по международным отношениям, в прошлом директор планирования политики в госдепартаменте США указывал, что в соглашении «ничего не говорится об иранских ракетных программах или поддержку террористов и боевиков, не говоря о том, что Иран делает в Сирии, Ираке или Йемене, или где-либо в турбулентном Ближнем Востоке, или о правах человека в стране».

По замыслу Белого дома заключения рамочного соглашения с Ираном о его ядерной программе должно не только не допустить распространения оружия массового поражения в Ближневосточном регионе, но и дать серьезный толчок к глубоким внутренним трансформациям нынешнего иранского режима, которые в конечном итоге привели к тому, чтобы Иран превратился в страну, которая на международной арене будет действовать в полном соответствии с нормами международного права, станет одним из столпов региональной безопасности, откажется от экспорта в соседние страны своей модели «исламской революции». Однако эти планы президента США Б. Обамы натолкнулись на серьезное сопротивление ближайших союзников США на Ближнем Востоке  Израиля и аравийских монархий, входящих в Совет сотрудничества арабских государств Залива.

Премьер-министр Израиля отметил, что подписанный «шестеркой» документ есть «плохой сделкой», которая открывает Ирану «беспрепятственный путь к бомбе». По его мнению, «соглашение в значительной степени снимает санкции» сразу. То есть в иранскую казну потекут миллиарды долларов, которые не пойдут ни школам, ни больницам, ни на дороги, но будут поддерживать его военную машину террора, которая напрямую работает над покорением Ближнего Востока. Израиль видит для себя угрозу именно в иранской ядерной программе.

Иран и его марионеточные структуры вроде Хезболлы опасны, однако в представлении Израиля такие структуры управляемы и не представляют для него смертельной угрозы. Еще более негативно, чем Израиль, нынешний иранский режим воспринимается Саудовской Аравией. Для Саудитов и их ближайших союзников  Объединенных Арабских Эмиратов  Иран представляется экзистенциальной угрозой даже без ядерного оружия, в результате своих нескрываемым претензий на региональную гегемонию. Исламская Республика Иран создает угрозы и вызовы для любой из аравийских монархий в зоне Залива и претендует на лидерство в исламском мире. Саудиты видят фундаментальную угрозу своей роли как лидера суннитов и чувствуют, что Иран делает им вызов в религиозной сфере.

Аравийские монархии, прежде всего Саудовская Аравия, напуганы тем, что, по их мнению, США планируют изменить их в качестве своего ближайшего союзника в исламском мире на Иран, и поэтому дали зеленый свет рамочному соглашению и фактически закрывают глаза на поведение Ирана в регионе, предложили таким образом своеобразную «лицензию» иранском режиму на продолжение его агрессивной внешнеполитической линии.

Ощутимое нарастание напряжения в отношениях США и аравийских монархий через рамочное соглашение с Ираном заставило президента США Б. Обаму предложить проведение саммита со странами-членами Совета сотрудничества арабских государств Залива в Кэмп-Дэвиде. Внимание участников саммита должны были привлечь соглашение с Ираном и вмешательство Тегерана в конфликты в Сирии и Йемене.
Задача американской стороны на саммите в Кэмп-Дэвиде состояла в том, чтобы получить от аравийских монархий разрешение на заключение всеобъемлющего соглашения по иранской ядерной программе, или хотя бы избежать открытой критики с их стороны в адрес этого соглашения.

Арабские монархии Залива потребовали от США не просто подтвердить свои гарантии относительно дальнейшего пребывания, в том числе и военного, на Ближнем Востоке, но и заключения с государствами Залива военного пакта наподобие НАТО, который бы обязывал США прямо вмешиваться в возможные военные действия с Ираном. Однако, по мнению аналитиков, арабские партнеры Вашингтона так и не услышали от американской стороны четких сигналов о готовности США на создание такого блока. В свою очередь, арабские монархи услышали от американского президента достаточно открытую критику в свой адрес по поводу их внутренней политики и отсутствия последовательных и глубоких реформ. В широко разрекламированном интервью известному журналисту Т. Фридману на страницах авторитетного журнала «New York Times» Б.Обама подчеркнул, что наибольшую угрозу, с которой сейчас сталкиваются арабские государства Залива, является не угроза иранского нападения. Она заключается в недовольстве в самих этих странах, что базируется на населении, которое враждебно воспринимает правящие династии, у молодежи, которая является безработной, в идеологии, которая является деструктивной и нигилистической, и на уверенности, что нет «законных политических выходов для жалоб и недовольства».

Реакцией на это было решение бойкотировать Кэмп-Дэвидский саммит. Главный монарх, король Саудовской Аравии Салман, отказался от участия в нем. Известный американский специалист по ближневосточным вопросам С. Хендерсон охарактеризовал поступок короля Салмана как «большим международным оскорблением» американского президента.

Вследствие демарша саудовского короля на саммите в Кэмп-Дэвиде присутствовали только 2 монарха из 6  эмир Кувейта и эмир Катара, другие монархии были представлены наследственными принцами или другими высокопоставленными чиновниками. Недовольство со стороны аравийских монархий политикой нынешней американской администрации в отношении Ирана нашло свое отражение в намерениях создания открытого альянса Израиля и арабских стран Залива, который будет иметь антииранскую направленность.
После демарша короля Салмана в Белом доме определили, что в рамках встречи в Кэмп-Дэвиде будут обсуждаться вопросы развития сотрудничества в области безопасности и «поиск общих подходов» к конфликтам в Ираке, Сирии и Йемене. Как отмечал специалист по странам Залива из университета Денвера Дж. Адельман, по крайней мере две страны региона  Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты  хотят создать с Соединенными Штатами альянс вроде НАТО, который будет гарантировать, что нападение на одного из членов приравнивается к нападению на всех, а также существенно повысит их военный потенциал. «Насколько я знаю, администрация не готова дать им ни того, ни другого»,  сказал он. «Очень маловероятно, что во время этого саммита удастся сформировать представление о том, каким должен быть регион, как этого достичь и как вписать в этот план договоренность между Саудовской Аравией и Ираном»,  сказал бывший американский дипломат Н. Хури, ныне профессор кафедры изучения Ближнего Востока в Северо-Западном университете.  Именно на это должен быть направлен саммит, но я думаю, что до этого ему далеко».

Администрация президента Обамы не решилась заключить с арабскими странами те форматные соглашения о совместном оборонительном союзе, которые они так ждали. Зато сам американский президент и его команда сосредоточились на успокоении своих арабских партнеров. Б.Обама заявил арабским гостям о том, что Соединенные Штаты окажут им поддержку в случае нападения извне и расширят сотрудничество в сфере безопасности в контексте существования ряда угроз. К таким угрозам были отнесены, в частности, Иран и экстремизм. Б.Обама пытался убедить мировое общественное мнение об успешности проведенной встречи в Кэмп-Дэвиде. Он обратился к арабским партнерам, которые открыто выражали свою большую обеспокоенность поведением Ирана в регионе с таким месседжем: «Соединенные Штаты поддержат наших партнеров в странах Залива в случае нападения извне, а также углубят и расширят существующее между ними сотрудничество в ответ на многочисленные вызовы, существующие в регионе». По мнению американского президента, такие слова как раз были тем, что хотели услышать арабские союзники от американской стороны. Государства Залива выражали откровенную обеспокоенность тем, что, по их мнению, соглашение с Ираном по его ядерной программе воспринимается в регионе как то, что США оставляют район Ближнего Востока и Залива в то время, когда Иран осуществляет открытую агрессию в Сирии и Йемене и усиливается угроза со стороны экстремистских группировок.

По словам американских официальных должностных лиц, несмотря даже на то, что общий оборонительный договор не был заключен, те заверения, которые получили лидеры шести арабских стран Залива, делают обязательства США еще более твердыми, чем относительно других партнеров. Страны Залива получили в результате встречи в Кэмп-Дэвиде, среди прочего, еще больше совместных военных учений, ускоренную продажу оружия и помощь в совершенствовании координации противоракетной обороны.

Таким образом, в ходе Кэмп-Дэвидской встречи американская администрация дала понять, что ее главной стратегической целью на Ближнем и Среднем Востоке является нахождение оптимального, говоря словами Обамы, «балансирования» между арабскими странами, Ираном и Израилем. Соединенные Штаты пытаются превратить Иран в одну из главных структур новой системы региональной безопасности, одновременно подталкивая иранский режим к изменению модели его поведения на международной арене на более ответственную и такую, что находится в рамках международного права. Будущая комплексная сделка по иранской ядерной программе должна служить решением этой задачи. Одновременно американская сторона пыталась довести до своих арабских союзников в регионе  аравийских монархий во главе с Саудовской Аравией, что главная опасность для них заключается не столько в агрессивной политике Ирана в регионе, сколько в нерешении кардинальных внутренних проблем, что делает их чрезвычайно уязвимыми. Отказывая арабским странам Залива в заключении общего с США оборонного союза вроде НАТО, администрация Обамы пытается направить эти арабские страны и их правящие династии на проведение серьезных внутренних реформ, а также на поиски общих компромиссов с Ираном в направлении постепенной нормализации их отношений.

Указанные цели внешнеполитической стратегии США в Ближневосточном регионе на современном этапе начинают осознавать арабские интеллектуалы и политики. Так, во время последнего ежегодного девятого форума Аль-Джазиры в Дохе, основатель форума, бывший генеральный директор медиа-холдинга «Аль-Джазира» В. Канфар определил, что нынешняя ситуация в регионе благоприятная для формирования нового арабского блока. Именно сегодня, подчеркивал он, арабский мир должен восстановить свое могущество, но на основе многоструктурности, объединяя как арабов-суннитов, так и арабов-шиитов, а также других религиозных меньшинств.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.