Мы переживаем судьбоносное время, переломный момент в истории страны, - муфтий

Муфтий ДУМУ «Умма» Саид Исмагилов
Муфтий ДУМУ «Умма» Саид Исмагилов
Исламский культурный центр г. Киева
Исламский культурный центр г. Киева перед началом ифтара
Муфтий ДУМУ «Умма» Саид Исмагилов
Исламский культурный центр г. Киева

Исламский культурный центр  одно из самых известных мест, где мусульмане Киева собираются на джума-намазы и по случаю мусульманских праздников. Верующие воспринимают как праздник и тридцатидневный пост, и разговение  Ораза Байрам (арабское Ид аль Фитр). Поэтому после праздничной молитвы те, кто не спешил на работу, остались на угощение. По сравнению с прошлым годом, в этот раз на праздник разговения в центре собралось существенно больше людей.

С чем это связано и как отличается нынешний Ораза Байрам от прошлогоднего? Об этом Крым. Реалии спросили у муфтия Духовного управления мусульман Украины «Умма» Саида Исмагилова.

В чем главное отличие нынешнего Рамазана для верующих, которые ходят к вам в мечеть?

Этот Рамазан отличался тем, что мы поставили себе целью выполнять большое социальное служение при большом количестве беженцев из Крыма и Донбасса. И все эти люди, которые переехали, нуждаются в помощи. И религиозные организации должны первыми помогать, потому что это наша прямая обязанность перед Всевышним Аллахом. Каждый день мы делали ифтар в Исламском культурном центре, мы кормили каждый день 700 человек, это 5 больших котлов плова. И это во всех мечетях, которые есть в регионах Украины и даже в оккупированной части Донбасса, передавали деньги имамам, чтобы они кормили людей на ифтар и оказывали денежную помощь наиболее нуждающимся, а также несколько тонн продовольствия: крупы, мука. Более 60% раздали в Херсонской области среди беженцев из Крыма. Остальные распределили между Донбассом, Киевом, Львовом и Запорожьем. То есть этот Рамазан отличался тем, что мы побудили мусульман больше жертвовать и привлекали больше пожертвований из-за пределов Украины. Свои средства как закят (пожертвование) выделяли преимущественно отдельные лица для того, чтобы кормить мусульман здесь. Это главная особенность.

Еще одна  это очень длинный световой день, хотя это было и в прошлом году, будет и в следующем Всевышний Аллах помог нам тем, что было не очень жарко. Несколько дней были очень жаркие, но в другие дни была приятная прохладная погода, это была особая Божья помощь для работающих, в частности для тех, кто в сельском хозяйстве работает на предприятиях, на рынках, в офисах. Почти во всех регионах посреди лета такая погода  это не типично и мы благодарим Всевышнего за это.

Пост, пожертвование и молитвы  основные формы поклонения в Рамазан. Изменилось ли что-то в этом плане в этом году во время поста?

Этот Рамазан был очень эмоционален в положительном смысле. Мечети были заполнены, мусульмане делали пожертвования, большинство пожертвований было от мусульман Украины. То есть люди понимают, что это время, когда потребность в помощи растет. В мечетях молились с самого утра, без перерыва, начинали таравих (ночная молитва во время Рамадана) после Иша-намаза (обязательный вечерний намаз) и молились до сухур (завтрака), оставляя на него четверть часа, а потом сразу приступали к утренней молитве. Очень большое количество людей было ночью в мечетях, был большой подъем. Мы переживаем судьбоносное время, переломный момент в истории страны, и люди становятся более религиозными. Когда люди живут на пределе, они становятся более религиозными, обращаются к Аллаху, когда больше не на кого положиться.

Люди, которые раньше никогда не ходили в мечеть, начинают посещать ее постоянно. Надеюсь, что этого заряда благотворительности, веры, нравственности, который мы получили в Рамазан, хватит на длительное время. Мы продолжим наше социальное служение, будем говорить правду, в конце  будем добрыми мусульманами, это будет каким-то толчком к объединению различных общин. Теперь будем готовиться к хаджу, до следующего праздника, который будет через два месяца и десять дней, это второй, самый большой праздник в Исламе. Курбан Байрам  это праздник жертвенности. У нас нет времени для перерыва, мы продолжаем работать и готовиться.

Поддерживаете ли вы контакты с мусульманами в оккупированном Крыму?

В Крыму есть наша община Духовного управления мусульман Украины «Умма», в Симферополе. Мы пока не будем перерегистрироваться, но не знаем, как работать дальше. Потому что российское законодательство не позволяет работать религиозным организациям без регистрации. В Крыму также во время Рамазана делали ифтары мусульманам, была пищевая помощь мусульманам.

Появляются ли новые общины вашего Духовного управления в других городах?

Сейчас мы регистрируем общины на Херсонщине: в Партизанах, в Новоалексеевке, большое количество мусульман приехали из Крыма в Запорожье, и наш имам заботится о них. Очень вырос джамаат (община) в Винницкой области, в селах вблизи областного центра, в нашем культурном центре в Виннице собирается столько мужчин, что не хватает места для женщин. Несколько вырос джамаат во Львове.

Знают ли мусульмане из-за пределов Украины о ситуации, в которой оказались единоверцы в нашей стране? Ведь Вы постоянно общаетесь с ними.

Информационная война продолжается. В России очень мощная пропагандистская машина, есть даже арабоязычный канал «Русия аль Яум», который транслирует российскую информацию на арабские страны. Источником объективной информации является канал «Аль Джазира». Но очень трудно донести то, что происходит в Украине и с мусульманами Украины, до людей, которые живут далеко от нашей страны и не очень озабочены украинскими делами. Российские каналы рассказывают, что все хорошо, но когда мы информируем, что по определенным причинам выехало 20 тысяч крымских татар из Крыма, что некоторые лидеры народа арестованы и до сих пор находятся в тюрьме, то это вызывает удивление, ведь по телевизору говорят совсем другое.

Перебить эту информационную волну очень сложно, это удается в частных беседах. Наши имамы выезжали в арабские страны, в Турцию, ездили в Мекку, чтобы совершить умру (малое паломничество) и рассказывали там о том, что здесь происходит.

Улучшились ли за время поста отношение с представителями других вероисповеданий?

Отношение к мусульманам на бытовом уровне улучшается однозначно. Мы замечаем, что украинцы относятся лучше, потому что есть осознание, что мы все  украинцы независимо от национальности и вероисповедания. И это вызывает симпатию и уважение. Мы сейчас завершаем социологический опрос на тему «как меняется отношение украинцев к Исламу и мусульманам». Первое социологическое исследование мы провели еще до Майдана. Проводим исследования в 10 регионах Украины, в сельской и городской местности. После завершения исследования можно будет говорить конкретнее об изменениях. Но на бытовом уровне изменения к лучшему ощущаются. Что касается иерархов церковных, определенный диалог есть, не могу сказать, что он ускорился, но он есть.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.