Иерусалим до крестовых походов был процветающим городом с развитой торговлей, учеными и медресе. В ходе крестовых походов все это благосостояние было уничтожено, особенно пострадала система образования. Это разрушение привело к разложению науки в Иерусалиме в ходе войны навязанной исламу. Несмотря на какое-то улучшение после перезавоевание Салах-ад-дином в 1187 году, город уже никогда не смог восстановить былую ученую активность как и оставшаяся часть исламского мира, также страдавшего от аналогичных проблем, не встал на путь развития.
Процветающий образ города до крестовых походов ярко передан путешественником Наср-уд-дином Хусравом, который видел город в 1047 г. за несколько десятилетий до крестовых походов. Он подчеркнул, как все здесь было дешево и в полном изобилии, а также описал красивые рынки и высокие здания города. В городе насчитывалось огромное число ремесленников, и у каждого ремесла был свой рынок. Город был очень большим с населением около 100 тыс. Наср Хусрав ссылается на большую учебную больницу с богатыми вакфами (пожертвованиями), выделяемыми ей. Эти средства тратились на лечение пациентов и на оплату труда врачей. Он также упоминает приюты при мечетях для суфиев, где они могли жить и молиться.
Особое покровительство архитектуре началось во времена Умайадов (661-750 гг.). В период их правления в исламском мире не был использован какой-либо архитектурный стиль. Но монументы, связанные с династией или ее высокопоставленными чиновниками, строились и искусно украшались. В структурах мечетей Медины и Дамаска главной целью кажется создание монументов, которые провозгласили бы власть и идеалы нового исламского государства. Еще более насыщенной и сложной была декоративная и эпиграфическая программа строительства и отделки мечети Скала в Иерусалиме, построенной халифом Абд аль-Маликом и завершенной в 691-692 гг. Согласно ее плану центральная куполообразная часть, находящаяся прямо над скалой и двойная восьмиугольная галерея вокруг нее кажутся выражением скалы. Дверь, расположенная там, где находится михраб, скорее всего, нацелена на то, чтобы показать, что это место построено не для использования в качестве мечети. Внутренняя (округлая) и наружная (восьмиугольная) части созданы из колонн и низких стен, а также мозаических ромбов в сводчатой галереи обоих частей, такими же как и на барабане центрального купола.
В начале восьмого века мечеть аль-Акса была воздвигнута смежной с южной частью мечети Скалы. Она также была украшена мрамором и мозаикой. В своих сложных декоративных и иконографических схемах культовые сооружения Умайадов в Дамаске, Медине и Иерусалиме являются уникальными. Более того, они повлияли на пространственную организацию в этих трех городах. Ей подражали при дальнейшем строительстве.
Мечеть аль-Акса была неоднократно описана мусульманскими учеными. Аль-Мукаддаси, который является выходцем из этого города, написал в 985 г.:
«Главное здание мечети аль-Аксы имеет 26 дверей. Двери напротив михраба называется Зелеными Медными воротами. Они обшиты позолоченным металлом и такие тяжелые, что только мужчина с сильными плечами и руками может повернуть их в петли…С правой стороны двора (который находиться вдоль западной стены территории Харам) находятся колоннады, поддерживаемые мраморными колоннами. В задней части (северная стена территории Харам) находятся сводчатые стены из камня. Центральная часть основного здания покрыта прочной крышей, залитой смолой и заканчивается фронтоном, над которым возвышается великолепный купол».
Мечеть играла важную роль в распространении науки и культуры в исламе. Взгляд на научные организации, которые очень подробно описаны ученым позднего средневековья Кади Муджир-уд-дином (умер в 1521 г.), осведомляет нас о связи между верой и учением несмотря на то, что его описание включает в себя медресе, построенные после крестовых походов, ранние институты, повидавшие лучших исламских ученых города, существовавшие до войны. Внутри мечети аль-Акса, рядом с женской территорией находится медресе Фарисия, основанное Эмир Фарис-уд-дином Албки. Были также такие медресе как Назрие и Нассирия. Последнее из них было названо в честь иерусалимского ученого шейха Насра, затем оно получило известность как Газалия после того, как здесь проживал и работал великий ученый аль-Газали. Вокруг аль-Аксы также находиться Катания, Факрия, Баладия и Танкизия. Танкизия, как рассказывает Ибн Муджир, огромное медресе расположенное на дороге Хатт, основатель этого медресе, помощник правителя Сирии Эмир Танкиз Насри, был ответственным за строительство водопровода в системе водоснабжения Иерусалима.
Немало турецких женщин стоят за строительством множества медресе внутри и вокруг мечети аль-Акса. Медресе Асмания, которое создавалось как вакф в 1523 г. женщиной, принадлежавшей к одной из великих семей страны. Ее звали Исфахан Шаххатун, раньше, в 1354 г. другое медресе, под названием Хатуния, также было создано как вакф Огл Хатуной, дочерью Шамс уд-дина Мухаммеда Бин Сайф уд-дина из Багдада. Медресе финансировалось местными предпринимателями.
Большое количество медресе отображает великую интеллектуальную деятельность, процветавшую в Иерусалиме в эпоху ислама до начала крестовых походов. Муджир уд-дин назвал некоторые яркие личности, которые своими мыслями и трактатами оставили след в истории города. Это Умм аль-Хаир Рабийа, дочь Исмаила из семейства Акил, она жила в 8 веке. В 11 веке при Сельджуках, незадолго до нашествия крестоносцев, город стал свидетелем различных культурных действий. Великие ученые, как с запада, так и с востока исламского мира, сделали город своей целью и поселились там. Ученые города и гости приняли участие в богатой культурной жизни. Ибн аль-Араби представляет четкую картину активной жизни в городе, где встречались ученые от Хурасана на востоке до аль-Андалуза на западе. Огромное впечатление на него произвели учебные кружки и собрания для обсуждений. Среди таких ученых был Шафиит Наср ибн Ибрахим аль-Магдиси (умер в 1096 г.), который преподавал в школе Насрия, Ата аль-Магдиси (Абу аль-Фатдл) и аль-Румали. Абу аль-Фарадж абд аль-Вафик (умер в 1090 г.) также жил в Иерусалиме. Он стоит за распространением ханбалитских взглядов ислама в пределах и за пределами города. Он также является автором работ по правоведению. В частности Китаб аль-Джавахир, посвященная интерпретации Корана. Абу Фатх Наср (умер в 1097 г.) написал множество работ , например Аззак аль-Абид и обучал хадисам в Иерусалиме, в том же месте, где пребывал аль-Газали. Среди великих ученых Иерусалима есть Абу Маали аль-Мушарраф, написавший Фадаил аль-Байт аль-мукаддас ва Асахра (Заслуги Иерусалима и Скалы), в которой он затрагивает историю города, его достопримечательности и святыни. Он был современником Абу Касыма Мекки аль-Ромарли, который также собрал множество фактов и написал об истории Иерусалима. Великий аль-Газали (родился в 1058 г.) жил в этом городе. Факих из Андалусии Абу аль-Бакр аль-Туртуши также прибыл в Иерусалим в 1091 г. и остался в городе и преподавал в мечети аль-Акса, Абу Бакр ибн аль-Араби, который позже отправился на Восток, посещал его лекции.
Видно, какая ученая жизнь разворачивалась внутри и за пределами мечети. Особенно это касается аль-Аксы. Мечеть аль-Акса в Иерусалиме является третей святыней ислама и имеет три библиотеки. Мечети принадлежало множество сборников книг в медресе Нахавия и Ашрафия, также в медресе более высокого статуса, Фарисия. Рядом находилась мечеть Умара, которая была построена во время правления второго халифа Умара ибн аль-Хаттаба (халиф 634-644 гг.). Она быстро превратилась в важную Академию религиозных и светских наук и обладала огромной коллекцией книг, которые были распространены среди четырех медресе мечети. Среди последних было медресе Насирия, основанная Наср аль-Магдиси, также известная как Газалия, в честь философа аль-Газали (505-111 гг. по х.), где он полностью уединился до завершения прославленной работы Ихья аль-Улум уд-дин (возрождение религиозных знаний).
Абу Хамид аль-Газали родился в Тусе в 1058 г. В раннем возрасте потерял отца и воспитывался другом суфием. Он изучал право, теологию и философию. Провел большую часть своей жизни в обучении и писании и долго пребывал в Иерусалиме, Дамаске и Багдаде. В возрасте 33 лет он возглавил кафедру права в колледже Низамия в Багдаде, где он и учился. Вскоре весь исламский мир узнал его ораторское искусство, эрудицию и диалектические навыки. Спустя четыре года после обретения славы, аль-Газали слег в результате загадочной болезни. Пропали аппетит и переваривание, парализация языка деформировала речь и его разум начал разрушаться. В 1094 г. он покинул Багдад, по видимости, якобы чтобы совершить паломничество в Мекку. На самом деле он ушел в уединение в поисках тишины, размышления и мира. Он добрался до Иерусалима с огромным желанием посвятить свою жизнь вере и посетить священные места, поселился в заавия, которая находилась над дверью искупления, до этого известная как Насирия, внутри мечети аль-Аксы, там он и написал Ихья аль-Улум уд-дин (Возраждение науки и религии).
По мнению аль-Газали, личные мнения должны приводить к хорошим деяниям, заслуживая довольство Бога и вести к спасению. Он также был выдающимся ученым. Его Макасид аль-Фаласифа (Цели философов) был переведен на латинский в 12 веке и стал очень влиятельной книгой среди христианских теологов. Он также оказал глубокое влияние на средневековых еврейских философов, Маймонидов. Даже христианские писатели, особенно Аквинат, Данте и Паскаль были вдохновлены переводами его работ и использовали его идеи в защите своей религии.
До аль-Газали среди известных ученых города был аль-Тамими (10 век). Его полное имя было Абу Абдаллах Мухаммад ибн Ахмад ибн Саид аль-Тамими аль-Мукаддиси (означает уроженец священного города). Он был палестинским врачом, который провел фармацевтические эксперименты и стал автором множества медицинских работ особенно по материи медика. Его основной работой является руководство (Мушид) по materia medica Китаб аль-муршид иля джавахир аль-агдия ву кува-л-муфрадат (Путеводитель к пониманию содержания продуктов и простых лекарств), которая содержит очень много ценной информации о растениях, полезных ископаемых и т.д.
В 19 веке французский медицинский историк Леклерк в первом томе своей работы по мусульманской медицине (стр. 549-552) рассматривает самые интересные рукописи , которые находятся в Мадрид-Эскориал 887, старое 882 – содержащие отметки сделанные студентом во время консультации с врачом. Врача звали Мухаммад аль-Тамими, о котором нет конкретной информации. Леклерк считал, что он из Толедо (1609 г.), но Сартон отмечает, что его предположения неубедительные. Скорее всего, два аль-Тамими – это одна и та же личность. В любом случае, эта работа представляет огромную ценность и заслуживает тщательного изучения, в ней речь идет о 50 сессиях. Леклерк сам предлагает проникновение в суть этой рукописи в Эскориале, которая, по его мнению, предстает в искаженном виде. Она делится на несколько сессий, а число этих сессий составляет 50. Больной человек представляет себя, и врач задает вопросы, затем его студенты обследуют больного с дальнейшими вопросами и ответами и врач выписывает лекарство. Врач обычно задает вопросы студенту о заболевании больного исходя из знаний студента. Если студент не знает многого, врач рассказывает ему больше сразу после того, как пациент уходит. Если студент замечает, что что-то не совсем совпадает с диагнозом, то он задает вопросы врачу, который, в свою очередь, дает ответы.
Вот пример сессии, переданной студентом:
«Пришел пациент, жалуясь на сильную головную боль. «Учитель спросил: «Головная боль в передней или задней части и с какой стороны головы вы чувствуете пульсацию?»
Пациент ответил: «Кажется, как буд-то бьет молотком по моей голове спереди.»
Учитель выписал следующее: «Вам следует взять ромашку, лепестков роз и головки мака. Затем перемешаете все в сковороде и добавите воды в достаточном количестве для заливки массы. Доведя до кипения, вам необходимо наклонить голову на исходящий пар, делайте это на протяжении трех дней и ночей и вы выздоровеете. Что касается диеты, ешьте что-нибудь мягкое и расслабляющее.» Пациент вскоре выздоровел.
Пришел человек и сказал, что у него над верхним веком есть припухлость. Учитель попросил меня измерить опухоль руками и выяснить является ли она статической или передвигающейся. Я проделал это – опухоль передвигалась как камень под кожей. Учитель спросил у меня: «Есть ли повреждения под веком?» Я не обнаружил. Затем учитель сказал: «Растирайте опухоль оливковым маслом и сделайте компресс горячим хлебом.» Пациент сделал это и выздоровел в течение трех дней.»
Еще в одной сессии студент рассказывает, как учитель вылечил болезни, выписав диету. Увидев, что ученик в недоумении, учитель ответил, что выписанной еды достаточно для излечения заболевания.
Аль-Мукаддаси (946-1000гг.), по происхождению из аль-Кудса (Иерусалима), отсюда и его имя, он общепризнанно считается одним из самых наглядных ранних исламских писателей по социальной географии ислама. В свои путешествия он отправлялся из Иерусалима и посетил почти каждую часть мусульманского мира. Самый известный из его трактатов Ахсан ат-Такасим фи Маарифат аль-Акалим (Лучшие разделы знаний о климатах), был завершен примерно в 985 г. Хорошее описание ему дано Крамерсом, отрывки его описаний можно найти в «Арабской цивилизации» Данлопа.
Аль-Мукаддаси был первым географом, определившем и приведшим в соответствии со стандартом значение и скрытые смыслы арабских географических терминов. И первый предоставил список городов и других деталей для быстрого ознакомления. Он нарисовал первую цветную карту, указывая границы регионов и торговые маршруты красным цветом, песчаные зоны желтым цветом, реки синим, а горы цвета охры. После общего обзора географии и земель ислама, географической расстановки различных частей и примерной оценки расстояния от одного рубежа до другого, аль-Мукаддаси отдельно занялся странами. В изучении каждого региона он делит свою работу на две части. Первая перечисляет местности и дает хорошее топографическое описание, особенно основных городов. А вторая включает в себя различные тематики: население, ее состав, социальные группы, торговля, полезные ископаемые, археологические монументы, деньги, политическая среда и т.д. Работа также включает в себя меры веса и длины, валюты, языки, поэтическую среду, финансовые расходы людей и торговлю. Аль-Мукаддаси также показывает маршрут между основными местами, расстояния указываются в днях пути, но также и в фарсахах.
Исламское городское поселение, его рост, разнородность, запутанность, экономика и политика являются подробностями, которые привлекают особое внимание аль-Мукаддаси, и о них идет речь почти в каждой главе по каждому региону и месту, где он побывал. Аль-Мукаддаси проводит различие между городами присутствием больших мечетей и их минбарами – символом исламской власти. В связи с этим он заявил следующее:
«Теперь, если кто-то хочет сказать, почему ты посчитал Халаб столицей округа, в то время как есть другой город под таким названием?» Я отвечу ему: «Я уже заявлял, что столицы подобны генералам, а города войскам, следовательно, будет неправильно приписывать Халаб со всем его превосходством и тем фактом, что здесь заседает правительство и находятся правительственные учреждения, или Антакию с ее великолепием, или Балис с его богатым населением, положение городов зависит от маленьких и разрушенных городов.»
Аль-Мукаддаси тщательно исследует защитные сооружения каждого города. Стены, их высоту, толщину, расстояние между каждым укреплением, доступ внутрь и за пределы, расположение согласно общей топографии - это искусственные препятствия, которые привлекают его внимание. Также и повседневные заботы, такие как торговля, обмен, рынки, городская экономика. Аль-Мукаддаси изучал рынки и их развитие и упадок. Ежедневные и ежемесячные выгоды и то, как распределялись эти доходы. Он внимательно изучал как местность управлялась и как вели себя граждане, которые жили по таким факторам как порядок, чистота, моральность, стремление к знаниям.
Судя по его описаниям Египта, Нила и Нилометра, можно узнать многое об управлении водой и гидравлических технологиях. Валюта, ее обращение, пользователи, а также ее колебания привлекают особый интерес. Динары, дирхемы, их умножение и деление в соответствии с валютами каждого региона были изучены детально. Аль-Мукаддаси также стремился получить информацию о питании, одежде, диалектах.
Аль-Мукаддаси, в отличие от своих предшественников, хотел рассмотреть аспекты, интересующие торговцев, путешественников и деятелей культуры. Таким образом, его работы выходят за рамки традиционной географии и становятся образцами понимания и объяснения основ исламского общества. В целом, Крамер делает заключение: «В современной географии не существует тематики не затронутой аль-Мукаддаси. Такого же мнения придерживается А. Микуэль, автор недавних переводов Мукаддаси.» В добавок к этому А. Микуэль считает, что аль-Мукаддаси был создателем целой науки географии.
Муаффак аль-Дин Якуб Бен Саклан был христианским врачом из Иерусалима (умер в 1229 г.). Он был православным христианином и был управляющим иерусалимской больницы при Муаддаме, правителе из династии Аюбидов. Муаддам принял Якуба на службу и одарил его множеством подарков и почестей. Несмотря на то, что он сам был не совсем здоров, так как у него были проблемы с ногами, он служил Муаддаму, даже если его пришлось бы понести на руках. Оба они умерли примерно в одно и то же время. Бен Саклан был не только одаренным врачом, но также удостоился чести за его хирургические навыки. Ибн Абби Усайбия (медицинский историк 13 века) в частности восхваляет его. Как он утверждает, Ибн Абби Усайбия, Бен Саклан ежеминутно проверял каждый симптом, подробно изучал и не позволял ни одной детали миновать его внимание. Он был совершенным человеком, интеллигентным и благоразумным. Он умер, оставив за собой сына, который пошел по его стопам.
Рашид аль-Дин ибн Иссури (13 век) был сирийского происхождения и учился торговле в Дамаске. Тем не менее, он также какое-то время занимался медициной в Иерусалиме и работал в городской больнице. Его друг Абу аль-Аббас аль-Хаяни, ученый и человек высокого благородства, знавший все о простых элементах, обучал Ибн Иссури ботанике. Как и Ибн Саклан, Рашид аль-Дин служил правителю аль-Муаддаму, в частности во время военных компаний против крестоносцев. После смерти аль-Муаддама он служил Насиру, который назначил его главным врачом. Рашид аль-Дин был признанным ботаником, благодаря своей страсти и знаниям он занимает место среди великих ботаников таких как Ибн аль-Байтар и Ибн Румия. Его работы не сохранились до настоящего времени, но некоторые ученые все же ссылаются на него. Рашид аль-Дин славился не только своими теоретическими знаниями предмета, но и новшествами, которые он ввел в данную область. Он часто путешествовал, особенно часто ездил в горы Ливана, где его всегда сопровождал художник, который рисовал каждое растение подробно, включая листья, корни, ствол на разных этапах роста. Затем растения рисовались на стадии высыхания, когда они особенно полезны в качестве медицинских растений. По мнению османского историка биографа Хаджи Халифа, Рашид аль-Дин добавил множество растений в ассортимент врачей. Также известны его комментарии по ботанике к работам другого выдающегося ботаника ислама Тадж аль-Дина аль-Булгари (друг ботаника Ибн аль-Байтара).
По материалам Ansar.ru
Ссылки на тему: