Переселение пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) из Мекки в Медину – это часть не только исламской, но и мировой истории. Это событие стало отправной точкой мусульманского календаря. Согласно историческим сведениям, Мухаммад покинул Мекку в день, соответствующий 16 июля 622 г. юлианского календаря, и прибыл в Медину 22 сентября того же года. Второй халиф Омар, во времена своего правления, столкнулся с проблемой административного управления быстро растущей державы, система требовала точного датирования. И так спустя 17 лет после хиджры, то есть в 638 г., он ввел мусульманский календарь.
Представление нового календаря, помимо чисто практического результата, усилило чувства правоверных мусульман о том, что с переселением Пророка в Медину настала новая эра в истории. Омар (да будет доволен им Аллах) велел взять в качестве первого дня нового летоисчисления первый день хиджры – когда Пророк выехал из Мекки, то есть 16 июля 622г. Поэтому в мусульманских странах такой календарь еще называют календарем Хиджры (ат-таквиму-ль-Хиджри). Некоторые ученые считают, что Пророк выехал не первого числа месяца Мухаррам, но, так как традиционный арабский календарь начинается с 1 Мухаррама, то эта традиция осталась.
Мусульманский календарь является лунным, состоящим из 12 месяцев по 30 и 29 дней. Лунный год примерно на 11 дней короче солнечного. В большинстве исламских стран пользуются астрономическими правилами, которые позволяют рассчитать начало месяцев заранее. В разных странах используются разные правила. Кроме того, разница во времени между заходом солнца и заходом луны зависит от географических координат местности.
По традиции, первым днем нового месяца считался первый день после астрономического новолуния, в который вскоре после захода солнца на небе можно было увидеть хилял - серп луны. Если он не виден после 29-го дня месяца, например, из-за облаков или из-за того, что небо было еще слишком светлым, то новый день считался 30-м днем текущего месяца. Как минимум два заслуживающих доверия мусульманина должны засвидетельствовать наблюдение хиляла.
Обычный лунный год состоит из 354 дней. Однако, в силу имеющейся разницы календарного лунного года с астрономическим годом (8 часов, 48 минут и 3 секунды), время от времени требуется введение в календарь дополнительных суток – всегда после последнего дня последнего месяца 2, 5, 7, 10, 13, 16, 18, 21, 24, 26 или 29 года (в тридцатилетнем цикле); такой год называется «кабина» – высокосный.
Еще одно отличие мусульманского календаря от других – начало исчисления новых суток. У мусульман новые сутки начинаются с заходом солнца, а не с полночи.
Месяц в Хиджре – период между двумя новолуниями. «Воистину, Аллах в тот день, когда сотворил небеса и землю, определил число месяцев в двенадцать согласно Писанию Своему. Четыре месяца из них запретные, и этот закон религии вечен...» (Коран, 9:36). Месяцев в мусульманском календаре, как и в европейском, двенадцать. Их названия сохранились те же, что и в древнем солнечно-лунном арабском календаре:
1. Мухаррам (запретный, священный)
2. Сафар (желтый)
3. Раби’у-ль-авваль (весна)
4. Раби’у-с-сани (весна)
5. Джумада-ль-уля (замерзать)
6. Джумада-с-сани (замерзать)
7. Раджаб (воздержатся от насилий)
8. Шаабан (разделяться)
9. Рамадан (раскаленный)
10. Шавваль (месяц кочевий)
11. Зу-ль-каада (месяц стоянок)
12. Зу-ль-хиджжа (паломничество).
Прежде, в доисламские времена, месяцы сохранялись на своих местах в течении солнечного года, благодаря тому, что по мере накопления “лишних дней” к лунному году добавлялся 13-й месяц – “наси”. Календарь был солнечно-лунным. Однако в 631 году мусульманам было запрещено добавлять эти дни, и мусульманский год стал чисто лунным и на 11 дней короче солнечного. Так что с тех пор месяцы стали не привязаны к сезонам.
«Добавление [месяца к запретным] только увеличивает неверие. От этого те, которые не веруют, сбиваются [с пути Аллаха]. Они в один год считают дозволенным прибавление месяца, в другой год объявляют запретным, чтобы уравнять количество [месяцев], которые Аллах сделал запретными. Таким образом, они объявляют дозволенным то, что запретил Аллах. Их злые деяния кажутся им добрыми, но Аллах не ведет прямым путем неверных» (Коран, 9:37).
Люди давно заметили, что существует некая зависимость между тем, в какой фазе находится Луна, и различными явлениями в живой и неживой природе. Например, отливы и приливы морей и океанов, рост и развитие растений, функционирование различных систем человеческого организма. Издавна лекари советовали людям соотносить лечение многих болезней с лунным циклом. При всей важности Луны, мусульмане также следят и за Солнцем. В Исламе время обязательных молитв зависит от положения Солнца на небосводе. Но эти два светила, ни в коей мере не являются объектами культа, а лишь помогают мусульманам определять время для поклонений и молитв, установленных Всевышним.
По материалам газеты «Арраид»
Ссылки на тему: