От Ахиллеса к Аллаху. История греков-мусульман

1
Молодые греки в мечети (Худ. Ж.-Л. Жером 1865)
22.12.2009
Оцените статью: 
(314 оценки)
oksana
Аватар пользователя oksana

В нашем сознании греки ассоциируются только с легендами и мифами Древней Греции или с христианским наследием Византийской империи. Но никак с Исламом. Однако за долгую историю владычества Османского султаната на Балканах огромное количество греков стали мусульманами. Причем исторически и даже в наши дни многие из них являются более ревностными последователями своей религии, нежели даже сами турки или некоторые арабы.

По разным оценкам, численность мусульманских греков в Турции достигает 700 тысяч. Как правило, греки исламского вероисповедания делятся на несколько групп. Под мусульманским влиянием на христиан острова Крит в период Османского султаната тысячи греков приняли Ислам и ассимилировались с прибывшими позднее турками.

Этой группе принявших Ислам греков присуще турецкое самосознание. Они проживают в южных и юго-восточных районах Турции – в Айдыне, Анталии, Денизли, Мерсине, Искендеруне, а также в Чанаккале, Маниса и Текирдаге.

Греки-мусульмане с острова Крит обосновались в Турции в 1908 г. Их численность достигает 300 тысяч. Самоназвание этой группы – Girit Musulmanlari. Значительная часть греков-мусульман, перебравшихся с острова Крит, проживает в турецком Северном Кипре, где они почти ассимилировались с местными турками.

В Турции мусульманские греки также проживают в прибрежных районах Черного моря – от Самсуна до Ризе. Особенно плотно греками-мусульманами заселен так называемый бассейн Черной реки, где массовый призыв в Ислам среди понтийских греков и амшенских армян начал Мехмед Куруфоглу, который вместе с янычарами не раз вторгался на эти территории и в течение 10 лет проповедовал Ислам.

Принято считать, что понтийские греки стали менять веру в середине XVI века, однако религиозный призыв особенно усилился в XVIII веке, в результате чего множество греческих населенных пунктов полностью приняли Ислам.

По оценкам турецкого журналиста, публициста греческого происхождения Омера Асани, численность принявших Ислам понтийских греков достигает 300 тысяч, а по другим оценкам – 500 тысяч. Согласно многим авторам, в бассейне рек Балтачи и Солакли в настоящее время есть много селений, в которых говорят на искаженном греческом.

Гасан Умур, который также занимается вопросом греков-мусульман, отмечает, что население города Трапезунда и сегодня в основном состоит из тюркоязычных греков. В одном из справочников 1977 года издания отмечается, что греки-мусульмане составляют 70% населения Трапезунда.

В другом справочнике 1987 года издания отмечается, что греки мусульманского вероисповедания сосредоточены в Трапезунде, Самсуне, Орду, Гиресуне, Ризе, Фатсе, Уние, а также в районах Тониа, Сюрмене, Чайкари, Узунгел и Шерихо. Понтийские греки-мусульмане составляют большинство также в Мачкале, Торулу, Яглдере, Санта, Кромни и районе Оф. Понтийские греки, проживающие в районе Оф, отличаются от своих соотечественников тем, что являются более ревностными мусульманами.

Что касается других групп греков-мусульман, то в центральных районах Турции также существуют общины, которые, однако, ассимилировались с турками. Такие общины прежде существовали в Кесарии, Малатии, Себастии, Амасии, Конии. В районе Каграман большинство составляют так называемые греки-каграманлиды, которые, в свою очередь, делятся на две группы.

Современные гречанки-мусульманки

Современные гречанки-мусульманки

Первая исповедует Христианство, хотя полностью тюркоязычна и еще в 1920-х годах эмигрировала из Турции, обосновавшись в разных районах Греции. Другая группа каграманлидов приняла Ислам в период Османского султаната и почти полностью ассимилировалась с турками.

Кроме вышеназванных групп, мусульманские греки проживают также в других районах Турции, однако их не много и они почти ассимилированы. До сегодняшнего дня в некоторых городах Турции есть кварталы, жители которых, согласно местным данным, раньше были христианами: в большинстве своем это греки и армяне. Районы с проживающими там греками-мусульманами греческие журналисты отмечают также в Антиохии – Искандеруне, Самандаге и Алтынзю.

Многие исследователи в своих работах о греках-мусульманах отмечают, что еще во времена Византийской империи процессы турецко-греческой и греко-турецкой ассимиляции были довольно активными. В результате чего, уже после падения Византии, на территории империи проживали тюркские племена греческого вероисповедания, а также принявшие Ислам греки.

Туркменское племя Чепни, обосновавшееся в прибрежных районах Черного моря, сыграло большую роль в изменении самосознания греков. И сегодня часть греков Трапезунда отличается от других групп греков-мусульман более тесными связями с туркменами Чепни.

Многие исследователи отмечают весьма строгое отношение греков-мусульман к христианам, несмотря на то обстоятельство, что они сами еще 2-3 века назад исповедовали Христианство. Например, Марашли является одним из таких строгих религиозных сел района Оф. Обучение Исламу началось там еще в 1737 году.

Большинство проживающих в Турции греков-мусульман разговаривает на искаженном турецком. На греческом наречии острова Крит сегодня говорят лишь пожилые, и то не во всех районах. Часть понтийских греков говорит исключительно на турецком, а другая – на греческом.

Например, жители сел Чайкари и Оф даже в молельнях используют только греческий. Однако эта группа греков четко дистанцирует себя от остальных греков, называя себя «туркосами», свой язык – «ромаика», а греков в целом – «оромеос».

Мусульмане Греции на праздничной молитве Ид аль-Фитр на Олимпийском стадионе в Афинах

Мусульмане Греции на праздничной молитве Ид аль-Фитр на Олимпийском стадионе в Афинах

Проживающие в Турции греки-мусульмане показали признаки активности в начале 90-х годов прошлого столетия, когда многие молодые люди в поисках своих корней пытались обосноваться в Греции, однако этот процесс не стал массовым. В результате возрождение национального самосознания почти иссякло. Только в последний период некоторые турецкие ученые, историки, журналисты греческого происхождения начали говорить о греках-мусульманах, возбудив интерес турецкого общества к этому вопросу.

Еще одна группа греков-мусульман, также депортированная с Крита, проживает в Ливане и Сирии. В свое время эта группа греков обращалась к султану Абд уль-Хамиду с просьбой поселить их в Левантийской области. Он принял программу переселения, и в 1896 году в Сирии был основан первый населенный пункт, который в честь султана был назван Амидие.

Теперь там более 3 тысяч жителей, 60% которых составляют греки-мусульмане Крита. Последние проживают также на севере Ливана, в городе Триполи, где их количество, по разным сведениям, достигает 8 тысяч. Примечательно, что живущие в Сирии и Ливане греки-мусульмане создают свои семьи внутри собственной общины и, в отличие от других своих соотечественников, депортированных с Крита в Турцию, сохранили греческий язык и обычаи.

По материалам Ислам.ру

Ссылки на тему:

Свет с Востока. Европейский Ренессанс как порождение мусульманской культуры

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.