II Международный конгресс востоковедов: обзор

27 ноября в помещении Таврического национального университета им. Вернадского состоялась научная часть II Международного конгресса востоковедов (экскурсия для участников и церемония закрытия были 28 ноября). Мероприятие организовано совместными усилиями университета, Института востоковедения им. А. Крымского НАН Украины, Центра исламоведческих исследований НУ «Острожская академия» и Украинского центра исламоведческих исследований.

В конгрессе приняли участие востоковеды из Украины, Польши, Турции, Литвы, Румынии. Программа предусматривала как пленарные выступления, так и работу в нескольких секциях: «Востоковедческое источниковедение и историография», «Формирование региональных и этнокультурных идентичностей населения и Приазовья», «Ислам и социокультурные процессы в Черноморско-Каспийском регионе».

На пленарных выступлениях было представлено несколько узкопрофильных, но вместе с тем масштабных исследований.

Так, Сюер Экер из Университета Бешкент (Анкара, Турция) представил проект мультиязычного словаря, охватывающего 12 тюркских языков (принцип упорядочения продемонстрирован на примере сравнения казахского и хакасского языков). Впрочем, рассчитывают, что после доработки словарь будет охватывать 16 тюркских языков, что позволит решить давнюю проблему перевода с одного тюркского языка на другой без промежуточного перевода на третий язык.

Галина Мышкинене из Вильнюсского университета (Литва) рассказала об арабографических славяноязычных рукописях литовских татар — феномен, возникший в середине XVI в., когда переселенные по инициативе литовского князя татары постепенно забыли родной кыпчакский язык и из-за незнания арабского должны были переводить тексты, преимущественно богословские на местный славянский язык, но и в дальнейшем пользовались арабской графикой. Среди самых популярных немусульманских источников, написанных такой графикой — Книга псалмов Давида.

Александр Середа из Института востоковедения им. Агатангела Крымского рассказал об украинско-османской дипломатии, нашедшей отражение в письменных источниках XVII–XVIII вв.

Василе Ротару из Национального университета политологии и управления (Бухарест, Румыния) представил свои взгляды на роль Ислама как точки консолидации или раздора христианских славянских народов на границах Османской империи, а Мажена Годжинская рассказала о возникновении и упадке польского села, образованного военными поселенцами на османских землях для того, чтобы, присоединившись к турецким войскам в войне против Российской Империи, бороться за независимость Польши.

Работа в секциях

В рамках секции «Востоковедческое источниковедение и историография» были представлены доклады Оксаны Василюк (Институт востоковедения им. Агатангела Крымского) о переписке Агатангела Крымского и Владимира Вернадского; Натальи Зуб (Институт востоковедения им. Агатангела Крымского) о деятельности мусульманской общины Киева в конце XIX — нач. XX ст. Вячеслав Станиславский (Институт истории НАН Украины) рассказал о торговом сообщении России с Турцией через Черное море в политических стратегиях Москвы и Стамбула в XVIII в.; Мария Тортика (Харьковская государственная академия культуры) говорила об основах болгарского социалистического центризма: между Сциллой западноевропейской модернизации и Харибдой восточносредиземноморского традиционализма. Владимир Подвойный (Национальная библиотека Украины им. В. Вернадского) представил анализ дискрипционных маркеров крымского дискурса XIX века, на основе материалов библиотеки-коллекции Агатангела Крымского.

Исследователи, приняли участие во второй секции, «Формирование региональных и этнокультурных идентичностей населения и Приазовья», говорили о вкладе «Милли Фирка» (Национальной партии) в развитие образования крымских татар (Олег Бубенок, Институт востоковедения им. Агатангела Крымского), неизвестных документах Таврического магометанского духовного управления 1825–1831 годов (Ольга Маврина, Институт востоковедения им. Агатангела Крымского), караманлийскую литературу и развитие урумского языка (Евгений Чернухин, Институт истории Украины НАН Украины), политические причины переселения христиан из Крыма на Приазовье в последней трети XVIII в. (Анна Гедьо, Киевский университет имени Бориса Гринченко), крымскотатарскую диаспору Турции в условиях нового кризиса вокруг исторической родины (Денис Золотарев, Институт востоковедения им. Агатангела Крымского), этническую ситуацию в среде кочевников Крыма во второй половине XIII–XIV вв. (Владислав Гулевич, Аппарат Верховной Рады Украины) и культурно-этническую идентичность тюркоязычных греков Приазовья (Анна Рог, Институт востоковедения им. Агатангела Крымского).

В рамках секции «Ислам и социокультурные процессы в Черноморско-Каспийском регионе» Марек Дзекан из Лодзького университета (Польша) рассуждал, существовала ли литература в Марокко XIX в.; Даниил Радивилов (Институт востоковедения им. Агатангела Крымского) разбирал государственно-мусульманские отношения в РФ на основе программных документов официальных мусульманских организаций; Михаил Якубович (Центр исламоведческих исследований НУ «Острожская академия») дал обзор крымскотатарского рукописного наследия в библиотеках материковой части Украины; Богдан Калюсский (Центр исламоведческих исследований НУ «Острожская академия») рассказал об истории и современности Ислама в Армении; Сергей Данилов (Институт востоковедения им. Агатангела Крымского) представил результаты социологического опроса, выявившие представления о мусульманах на юге Херсонской области; Яна Коробко (Киев) говорила о корнях психоанализа и интерпретации снов в Исламе; Ярослав Пилипчук (НПУ им. Драгоманова, Киев) проанализировал берберские вождество IV–VIII вв., между римским и арабским правлением, а Маргарита Араджиони исследовала историю формирования крымскотатарской общины в греческом селе Гранитное (Карань) в Донецкой области во второй половине XX в.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.