На первый взгляд, может показаться, что между Григорием Сковородой и Саидом Нурси нет ничего общего. Годы жизни Григория Сковороды (1722–1794) даже не совпадают с годами жизни Саида Нурси (1878–1960). Социокультурные и политические обстоятельства жизни того и другого заметно отличались. Григорий Сковорода жил во время деградации украинского автономного государства, когда шел процесс разрушения традиционных аграрных обществ в Европе. Жизнь Саида Нурси проходила во времена упадка Османской империи, Первой мировой войны и генезиса Турецкой республики, когда в Турции происходили процессы модернизации и становления индустриального общества. Григорий Сковорода сформировался в лоне христианской культурной традиции, тогда как Саид Нурси — в лоне мусульманской.
Несмотря на эти и другие обстоятельства, между двумя мыслителями немало интересных параллелей. Так, Григория Сковороду украинцы считают своим выдающимся философом. В современной же Турции
Определенные параллели между Григорием Сковородой и Саидом Нурси можно проследить, сравнивая биографии этих деятелей. Оба происходили фактически из социальных низов. Григорий Сковорода — из небогатого казацкого рода, Саид Нурси — из крестьянской семьи. Хотя, вероятно, и в семье первого, и в семье второго ценились знания, образование. Вот почему Сковорода учился в
Отец Саида Нурси принадлежал к ордену суфиев. И хотя Саид Нурси дистанцировался от суфизма, все же суфийская интеллектуальная традиция дает о себе знать в творчестве турецкого мыслителя. В конце концов он также получил соответствующее образование, позволившее ему стать мусульманским интеллектуалом. (Велд
Кстати, несколько слов о «суфийских параллелях» между Григорием Сковородой и Саидом Нурси. Суфизм был весьма широко распространен на территории южной Украины, в частности в Крыму (Якубович М. Філософська думка Кримського ханства. — К., 2016. — С. 277–330). Со стороны матери Григорий Сковорода происходил из украинизированного крымскотатарского рода Шангиреев.
Конечно, крымскотатарские корни философа, на первый взгляд, не доказывают его близости к суфийским мистическим традициям. Но бросается в глаза то, что Григорий Сковорода, учившийся в
Хотя Григорий Сковорода учился в
Григорий Сковорода, как правило, долго не засиживался на одном месте, много путешествовал. Возможно, сказывалась казацкая или тюркская неусидчивость, склонность к кочевой жизни. Недаром его называют странствующим философом. В то же время мыслитель не имел семьи, жил как отшельник. Нечто подобное можем сказать и о Саиде Нурси. Он так же много путешествовал и был отшельником.
Исследователи, изучая жизнь Григория Сковороды, обращают внимание на то, что она делится на два разных периода: странствующий и предыдущий. В конце концов, мыслитель сам говорил, что однажды, когда он был в саду Ахтырского монастыря, на него снизошло просветление. Тогда он решил кардинально изменить свою жизнь и начал «убегать от мира». Примерно то же наблюдаем у Саида Нурси. Он написал автобиографию, разделив свою жизнь на периоды «прежнего Саида» и «нового Саида».
Григорий Сковорода и Саид Нурси прожили долгую жизнь. Первый умер в возрасте 72 лет — в то время мало кто доживал до таких лет. Второй окончил свою жизнь на
Кроме указанных биографических параллелей, есть также ряд параллелей философского характера.
Саид Нурси жил в непростые времена, когда Османская империя доживала последние дни, проигрывая цивилизационную войну Европе. Преимущество Европы обеспечивалась
Подобные подходы видим и у Григория Сковороды. Он жил в молодой Российской империи, ставшей на путь модернизации и ориентировавшейся на западную науку и технику. Такая ориентация, закономерно, разрушала культурные и духовные традиции, которые были присущи православию, господствующему на просторах этой страны. В лице Григория Сковороды, как и в лице Саида Нурси, видим традиционалиста. Он дистанцируется от западной учености. Ему вообще ближе православная духовность. Вот почему Григорию Сковороде безразличны научные и технические открытия европейцев. Например, в 28 песни «Сада божественных песен» читаем:
«Возлети на небеса, хоть в Версальскіи лѣса,
Вздѣнь одежду золотую,
Вздѣнь и шапку хоть царскую;
Когда ты невесьол, то всьо ты нищ и гол;
Проживи хоть 300 лѣт, проживи хоть цѣлый свѣт,
Что тебѣ то помогает,
Естли сердце внутрь рыдает?
Когда ты невесьол, то всьо ты мертв и гол.
Завоюй земный весь шар, будь народам многим царь,
Что тебѣ то помогает,
Аще внутрь душа рыдает?
Когда ты невесіол, то всьо ты подл и гол.
Брось, пожалуй, думать мнѣ, сколько жителей в лунѣ!
Брось Коперниковски сферы,
Глянь в сердечныя пещеры!
В душѣ твоей глагол, вот будеш с ним весьол!
Бог есть лутчій астроном, он наилутчій економ.
Мать блаженная натура
Не творит ничто же здура.
Нужнѣйшее тебѣ найдеш то сам в себѣ».
(Сковорода
Итак, для Григория Сковороды не так важно познание с помощью разума. Для него на первом месте стоит познание сердечное. Недаром Дмитрий Чижевский, известный исследователь истории украинской философии, считал Григория Сковороду представителем «философии сердца». (Чижевський Д. Твори. — К., 2005. — Т. 1. — С. 33–58) Примерно такую же позицию в вопросах познания имел и Саид Нурси. Он писал: «…Разум и сердце — промежуточные станции между сокровенным и видимым мирами». (Нурсі С. Великий Аят. — Рівне, 2016. — С. 8–9)
Здесь есть еще одна параллель. Саид Нурси разделяет вселенную на сокровенный и видимый миры. То же и у Григория Сковороды. Последний говорит о натуре видимой, то есть о мире, который мы воспринимаем своими чувствами, и натуре невидимой — собственно, о мире божественном. В произведении «Входные двери к христианской добродетели» есть следующие рассуждения Григория Сковороды:
«Весь мир состоит из двух натур: одна — видимая, другая — невидимая. Видимая натура называется творением, а невидимая — Бог. Эта невидимая натура, или Бог, все творимое пронизывает и удерживает; всюду всегда был, есть и будет. Например, тело человеческое видно, а пронизывающий и содержащий его ум не видно». (Сковорода Г. Вірші. Пісні. Байки. Діалоги. Трактати. Притчі. Прозові переклади. Листи. — К., 1983. — С. 115)
Характеризуя Бога как вселенский разум, Григорий Сковорода обращает внимание на разумность устройства им мира. Он пишет: «…Разумная древность сравнила его (то есть Бога. — П. К.) с математиком или геометром, потому что он постоянно в размерах и пропорциях справляется, вылепливая различные фигуры, например травы, деревья, зверей и все такое; а еврейские мудрецы уподобили его гончару «. (Сковорода Г. Вірші. Пісні. Байки. Діалоги. Трактати. Притчі. Прозові переклади. Листи. — К., 1983. — С. 115) Бог также дал людям мудрость: „Этот чистый, всемирный, всех возрастов и народов общий ум вылил нам, как источник, все мудрости и искусства, необходимые для ведения жизни“. (Сковорода Г. Вірші. Пісні. Байки. Діалоги. Трактати. Притчі. Прозові переклади. Листи. — К., 1983. — С. 115)
Саид Нурси также воспринимает мир как нечто гармоничное и разумное. (Нурсі С. Великий Аят. — Рівне, 2016. — С. 8–9) А человек своим умом способен осмысливать это гармоничное мироздание.
Еще одна идея, сближающая Григория Сковороду и Саида Нурси — идея „разумного аскетизма“ или „разумного самоограничения“. Суть ее сводится к тому, что человеку не нужна погоня за богатством, материальными ценностями. Он может ограничиться минимумом благ, который ему дает Бог. Григорий Сковорода пишет: „Поблагодарим блаженному Богу за то, что нужное сделал нетрудным, а трудное ненужным. Нет ничего слаще и нужнее для человека, чем счастье; нет ничего и легче этого. Благодарность блаженнейшему Богу“. (Сковорода Г. Вірші. Пісні. Байки. Діалоги. Трактати. Притчі. Прозові переклади. Листи. — К., 1983. — С. 115)
Мыслитель провозглашает главной целью человека достижения человеческого счастья, отмечая, что его достичь легко, ведь Бог, как отмечалось, нужное сделал нетрудным. „Ныне желаешь быть счастливым?“ — спрашивает философ. И отвечает: „Не ищи счастья за морем, не проси его у человека, ни путешествуй по планетам, не волочись по дворцам, не ползай по шару земному, не броди по Иерусалимам… счастье, как необходимая потребность, везде и всегда дается“. (Сковорода Г. Вірші. Пісні. Байки. Діалоги. Трактати. Притчі. Прозові переклади. Листи. — К., 1983. — С. 115) В этих словах можно увидеть отрицание присущей европейцам периода Нового времени жажды освоения новых земель. Дескать, не надо искать счастья вне своей земли, оно везде. И, наконец, дает понять Сковорода, счастье дается в результате не
Примерно так же рассуждает Саид Нурси, заявляя: „Тот, кто вошел в большой сад, не в состоянии дотянуться рукой до всех его плодов, но того, что попало в его руки, ему хватит“. (Нурсі С. Великий Аят. — Рівне, 2016. — С. 8–9)
Можно найти и другие интересные параллели между Григорием Сковородой и Саидом Нурси. Несмотря на кажущуюся разность этих мыслителей, между ними, как видим, немало общего. Это обусловлено рядом факторов.
Автор: Петр Кралюк
Источник: РИСУ