Саид Исмагилов
Негосударственное и неполитическое объединение верующих разных религий и конфессий, которые имеют активную гражданскую позицию и занимаются образованием и просветительством «Открытый православный университет святой Софии-Премудрости» на своем сайте разместил статью кандидата философских наук, главы Украинского центра исламоведческих исследований, преподавателя в Institute of Knowledge Integration, муфтия Духовного управления мусульман Украины «Умма» Саида Исмагилова «Война и мир в исламе».
Приводим текст публикации в переводе на русский язык полностью.
Ислам — религия мира. Об этом свидетельствует исламское вероучение, так отражено и в самом его названии ислам. Термин ислам по сути означает подчинение своей воли Богу и божественному закону, чтобы проживать жизнь, преисполненную высочайшей цели творения, — жизнь, в которой одинаково защищены достоинство и свобода всех людей. Исламское вероучение декларирует основы человеческой свободы и равенства. Оно подчеркивает важность взаимопомощи и взаимоуважения и призывает мусульман к мирному, справедливому и доброжелательному отношению ко всем, независимо от религиозной, этнической или расовой принадлежности. С другой стороны, ислам не исключает для своих последователей возможности сопротивляться военной агрессии путем вооруженной борьбы и призывает выступать против геноцида, притеснений, насилия и несправедливости. Обычно в этом контексте используется термин джихад, однако это некорректная интерпретация указанного понятия. Джихад означает прилагать усилия для достижения достойных целей. Согласно классической интерпретации этого термина в исламе, самая высокая степень джихада — это борьба с личными недостатками, средняя степень джихада предполагает деятельность, направленную на искоренение недостатков в обществе и проповедь ислама, а самой низкой степенью джихада считается вооруженная защита. В западной культуре распространено мнение, что джихад — это не что иное, как «священная война», то есть война против иноверцев с целью насаждения своей религии и культуры. На самом же деле мусульмане никогда не воспринимали джихад как священную войну, в исламе даже не существует понятия «священная война», ведь эта религия не видит никакой святости в любой войне. Наиболее точным определением исламской концепции военного джихада, с точки зрения исламской традиции, является справедливая война. В Священном Коране сказано:
«Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников» (2:190).
Глубокий анализ исламских священных текстов и истории мусульманского мира дает основания полагать, что мир всегда был точкой отсчета и конечной целью ислама, а война — защитным механизмом для обороны от враждебной агрессии или карательным мероприятием, чтобы дать отпор тирании и притеснениям. Война разрешена в исламе только в исключительных случаях. Прежде чем прибегнуть к войне, необходимо ответить на принципиальный вопрос: что является приоритетом во взаимоотношениях между мусульманами и иноверцами — война или мир? Анализируя священные источники ислама, обнаруживаем, что в основе отношений между мусульманами и иноверцами лежит правило мира и согласия.
Конфликт и война — самые суровые меры, предусмотренные мусульманской религией. К ним мусульманское учение позволяет прибегать только в том случае, когда исчерпаны все миротворческие усилия и не осталось ни одного мирного способа разрешения конфликта с учетом законных прав и интересов сторон. Человек должен защищать свою жизнь, имущество, землю, честь и семью. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Жизнь, честь и имущество верующего неприкосновенны».
Однажды к Пророку (мир ему и благословение) подошел человек и спросил:
— О Посланник Аллаха, что мне следует делать, если кто-нибудь захочет отобрать у меня то, что по праву принадлежит мне?
— Не отдавай ему того, что принадлежит тебе.
— А если у него будет оружие и захочет отобрать силой?
— Тогда и ты бери оружие и защищайся.
— А если он меня убьет?
— Тогда ты попадешь в рай!
— А если я убью его?
— Тогда он попадет в ад!
Из этого следует, что в случае попытки незаконного завладения тем, что по праву принадлежит человеку, этому человеку ислам предписывает защищаться. Это даже не рекомендация, а предписание.
Всевышний Господь говорит:
«Отчего вам не сражаться на пути Аллаха и ради слабых мужчин, женщин и детей, которые говорят: „Господь наш! Выведи нас из этого города, жители которого являются беззаконниками. Назначь нам от Себя покровителя и назначь нам от Себя помощника“?» (Коран, 4:75).
Этот коранический отрывок указывает не только на право личной защиты, но и на право защиты других людей, подвергающихся притеснениям и страдающих от несправедливости. Этот мир является пристанищем для разных людей и общин: начиная от справедливых и добрых и заканчивая ворами и безбожниками. Если бы индивид был лишен права защищаться от воров, человечество никогда не достигло бы высоких моральных принципов, которые в современном мире называются общечеловеческими ценностями, правами человека и пр. Право на защиту находит отражение даже в самой природе человека: он наделен тем, что психология называет «инстинктом самосохранения», характерным также для других видов живых существ.
В исламе закреплен ряд правил, провозглашающих защиту личных прав и свобод, однако права индивида не должны ограничивать права общества в целом. Ислам — это доктрина, ядро которой формируют уважение, терпимость, справедливость и равенство, при этом в основе исламского понимания свободы и прав человека лежит вера в Единого Бога, а также божественные ценности, закрепленные в Коране и сунне пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Согласно учению ислама, если мы хотим, чтобы человечество жило в мире и безопасности, нам следует руководствоваться Божьими предписаниями и нравственными ценностями.
Многие фрагменты Корана указывают на достоинство, равенство и братство всего человечества. К тому же Бог ясно дает понять, что правами и свободами наделены абсолютно все люди, независимо от религии, расы, пола, социального статуса, национальности и языка:
«О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах — Знающий, Ведающий.» (Коран, 49:13).
Бог создал человека наместником на этой земле, поставил его выше животных, птиц, рыб и других творений. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) постоянно подчеркивал необходимость поддержания братских отношений. По его словам, ни одному человеку не удастся достичь чистоты и праведности, пока он не будет желать своему брату или сестре того, чего хочет сам себе. В одной из проповедей он произнес:
«Все люди — потомки Адама, ни один араб не имеет преимущества над неарабом, и ни один неараб не имеет превосходства над арабом. Белые не имеют преимущества над черными и черные не имеют преимущества над белыми. Преимущество может быть только в благочестии!»
Всевышний ясно описал в Коране, что жизнь каждого человека — священна. Нельзя просто так, безосновательно, проливать человеческую кровь и отбирать человеческую жизнь. Право на жизнь закреплено в основах ислама, Бог подарил его каждому человеку, живущему или жившему на планете Земля. Жизнь, честь и достоинство — это величайший дар. Мы должны заботиться как друг о друге, так и о самих себе. Убийство и самоубийство строго воспрещены. В своей прощальной проповеди пророк Мухаммад (мир ему и благословение) напомнил о важности прав человека в исламе, сказав:
«Относитесь к жизни и собственности как к священному дару. Возвращайте вещи, которые дали вам, их законным владельцам. Не вредите никому, и тогда никто и вам не помешает. Помните, что вы встретитесь с вашим Господом и что Он спросит вас обо всех ваших поступках».
В XX веке мусульманские сообщества пришли к соглашению в том, что все вышеупомянутые нормы исламского вероучения необходимо закрепить в Исламской декларации прав человека, принятой в ходе конференции министров иностранных дел стран-членов Организации Исламская конференция в Каире 5 августа 1990 года. В ней, в частности, провозглашено:
Ст. 1. а) Все люди образуют одну семью, члены которой объединены повиновением Аллаху и являются потомками Адама; все люди равны в том, что касается основ человеческого достоинства, обязанностей и ответственности, независимо от расы, цвета кожи, языка, места жительства, пола, религиозных убеждений, политической принадлежности, социального статуса или других критериев.
б) Все люди являются рабами Аллаха, и больше всего Он любит тех, кто приносит больше пользы другим Его рабам, и никто не имеет преимущества над другими людьми, разве что в благочестии и добрых делах.
Ст. 2. а) Жизнь — это дар Аллаха, и право на жизнь гарантировано каждому; люди, общество и государство должны охранять это право от всякого посягательства; лишение жизни без законных оснований недопустимо.
б) Запрещено прибегать к мерам, которые могут привести к истреблению всего человеческого рода.
в) Забота о сохранении и продлении человеческой жизни в пределах дозволенного Аллахом является шариатской обязанностью.
Ст. 3. а) В ходе вооруженных конфликтов запрещено убивать людей, не являющихся их непосредственными участниками, в частности пожилых людей, женщин и детей; раненые и больные имеют право на медицинскую помощь, а пленные — на еду, убежище и одежду; запрещается надругательство над телами убитых; разрешается обмен пленными и организация встреч и контактов членов семей, разлученных в результате боевых действий.
Ст. 4. Каждый человек пользуется правом личной неприкосновенности и имеет право на защиту своей чести, достоинства и репутации в течение жизни и после смерти; государство и общество должны позаботиться о теле человека после смерти и о месте его захоронения.
Ст. 11. а) Человек рождается свободным; никто не имеет права его порабощать, унижать, покорять или эксплуатировать; человек может подчиняться и поклоняться только Всевышнему Аллаху.
Ст. 18. а) Человек имеет право на существование без страха за свою жизнь, религию, семью, честь и достоинство и имущество.
Ст. 21. Запрещается захватывать людей в качестве заложников независимо от способа и цели совершения этих действий.
Ст. 22. г) Запрещается разжигание межнациональной розни или ненависти к каким-либо взглядам, а также совершать действия, которые могут спровоцировать любую форму расовой дискриминации.
Исходя из положений Исламской декларации прав человека, — а все ее нормы опираются на Коран и сунну пророка Мухаммада (мир ему и благословение), — ислам как мировая религия исповедует ценности, полностью отвечающие современному понятию о правах человека, и стоит на защите мира, справедливости и человеческого достоинства Действия радикальных экстремистских и террористических группировок, которые аргументируют свои преступления, опираясь якобы на религиозные законы, не выдерживают критики и строго запрещены исламом.
_____________________________________________________________________________
Список источников и литературы
Ауда Джасер. Цілі шаріату (Макасід аш-шаріа): Посібник для початківців / Пер. З російської О. В. Тимчишин — К.: Ансар Фаундейшн, 2017. — 246 с.
Аріфов Сейран. Джихад / С. Аріфов, Київ, Ансар Фаундейшн, 2020. — 712 с.: іл.
Керимов Г. М. Шариат: закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. — СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2007. — 512 с.
Коран. Переклад смислів українською мовою. Переклав з араб. Михайло Якубович. — К.: ДУМУ «Умма», 2017. — 608 с.
Луай М. Сафі. Мир и границы войны: выход за рамки классической концепции джихада. — Ровно.: Международный институт исламской мысли, 2020. — 65 с.
Лубська М. В. Мусульманське право: сутність, джерела, структура: монографія. — К.: 2009. — 256 с.
Лубська М. В. Мусульманське право: релігієзнавчо-правовий контекст. — К.: 2006. — 196 с.
Универсальная исламская декларация прав человека. Доступ по ссылке.
Каирская декларация о правах человека в исламе. Доступ по ссылке.