Интересная история двухвековой мечети в цыганском районе Симферополя

1
«В далекие времена мечеть была построена в виде одноэтажного здания размером приблизительно 10 на 20 метров»
21.11.2013
Оцените статью: 
(207 оценки)
oleg
Аватар пользователя oleg

Здание бывшей крымскотатарской мечети, построенной еще в 1851 году Карик-Ассалом в районе Цыганской Слободки, среди жителей Симферополя привыкли называть «Цыганская мечеть». Многие люди, проходя мимо этого здания, даже не подозревают о том, что когда-то их предки молились в этом здании, так как внешне строение совсем не похоже на мечеть. Здание бывшей мечети расположена в городе Симферополь на переулке Холмистом, 7 в районе старого города.

Интересна сама история названия района «Цыганская Слободка». Район получил свое название из-за компактного проживания в нем татарских цыган. В Крымском ханстве их знали как «чингине». Татарские цыгане, татарче, аюджи – цыганская субэтническая группа, сформировавшаяся в Крымском ханстве. В самом деле, современники отмечают, что из «рома» эта группа цыган более всего подверглась языковой и культурной ассимиляции со стороны крымских татар.


Современник так описывал жилища крымских цыганей: «Кварталы эти (в Цыганской Слободке) не похожи на наши улицы. Примитивностью и беспорядочностью своих построек они скорее напоминают цыганские таборы. И действительно, маленькие, беленькие домики цыган раскинуты как попало. Иногда несколько домиков выстроены в одну сплошную линию, а пространство между ними и другими домами служит открытым двором, где и проходит жизнь шумной, беспечной и экспансивной цыганской семьи…».


Ислямова Диляра 1928 г.р., живущая в районе Цыганской Слободке до выселения из Крыма рассказывает: «В этом районе жили в основном татарские цыгане (чингине). Мы со всеми дружили. Бегали возле мечети и ждали когда имам начнет читать эзан, затем бежали к родителям и передавали, что пора молиться. Говорили все на крымскотатарском языке. На праздники Ораза и Курбан-байрам к нам всегда приходило много детей из округи. Мама на каждый праздник готовила много пахлавы, чебуреков и раздавала гостям. Даже в такое тяжелое военное время мы отмечали наши мусульманские праздники».


Касательно религиозности крымских цыган существует много противоречивых сведений. Цыгане считали себя мусульманами, хотя некоторые современники отмечали весьма прохладное их отношение к религии.


«В далекие времена мечеть была построена в виде одноэтажного здания размером приблизительно 10 на 20 метров, – рассказывает Швец Варвара Матвеевна, живущая на территории бывшей мечети более 50 лет, – раньше в этом районе проживали преимущественно татарские цыгане. Отсюда и название района «Цыганская Слободка», но сейчас мало кто знает, что этот район так назывался. После выселения крымских татар пристроили 2 этаж, и здесь долгое время был военный штаб. Потом помещение раздали людям под квартиры. Сегодня, здесь проживает пять семей (христиан). За последние 20 лет к нам приходило много людей из разных организаций, которые хотели вернуть мечеть крымским татарам. Были также и представители Меджлиса, которые помолились во дворе и пообещали, что дадут нам другие квартиры, а мы освободим здание мечети, но так после этого никто и не появился».


Эдемова Шефика Аблаевна живущая по соседству с мечетью уже 20 лет, рассказывает: «Во дворе мечети есть две могилы. Одну недавно разломали, так как кому-то она мешала. Говорят, что эта могила еще с давних времен и принадлежит она имаму мечети. Было бы неплохо, если бы мечеть вернули крымским татарам, но люди, живущие в мечети, уже давно приватизировали квартиры».


Радует, что шаг за шагом, из года в год в Крыму строиться больше мечетей и уже много крымских татар могут с радостью совершать молитвы в близлежащих мечетях. Хочется верить, что в недалеком будущем в эту мечеть будут приходить и молиться мусульмане.


Эльзара ЮНУСОВА, Симферополь

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.