Казачьи воинские формирования на территории Османской империи в XVIII—XIX вв.

Казачьи воинские формирования на территории Османской империи в XVIII—XIX вв.
Некрасовцы
Казачьи воинские формирования на территории Османской империи в XVIII—XIX вв.
Садик Паша
Казачьи воинские формирования на территории Османской империи в XVIII—XIX вв.
Семья казаков-некрасовцев. Начало XX века
Казачьи воинские формирования на территории Османской империи в XVIII—XIX вв.
Казачьи воинские формирования на территории Османской империи в XVIII—XIX вв.
Казачьи воинские формирования на территории Османской империи в XVIII—XIX вв.

Сформировавшееся в XV веке казачество являлось своего рода военно-кастовым орденом с обычаями, традициями и нравами. Селившиеся на свободных пограничных землях казаки создавали свои воинские формирования, направленные в первую очередь против Крымского ханства и Османской империи. Сражаясь против мусульман, они, вольно или невольно, перенимали военные хитрости своих противников, в их лексикон вошли тюркские слова, они стали носить одежду турок и татар, а на их знаменах появился полумесяц.

В XVI веке крымские татары неоднократно обращались за военной помощью к запорожским казакам, а в XVII веке эта практика была уже широко распространена. В свою очередь украинские казаки во времена Богдана Хмельницкого обратились за поддержкой к крымскому хану в войне с Речью Посполитой. И такая помощь была крымцами предоставлена.

Помимо украинского казачества, северными соседями Крымского ханства и Османской империи были донские казаки. В 1708 году под руководством атамана Кондратия Булавина они подняли восстание против притеснений российского правительства Петра I. Бунт был жестоко подавлен, а сам Булавин убит. Однако часть казаков во главе с атаманом Игнатом Некрасовым ушла на Кубань под защиту Крымского ханства. В то время там рядом с татарами и ногайцами жили беглые казаки-старообрядцы. Некрасов объединил обе эти группы, сформировав Кубанское ханское казачье войско. Вплоть до смерти атамана в 1737 году оно регулярно нападало на пограничные русские земли. Все попытки царского правительства склонить некрасовцев к возвращению в Россию закончились неудачей.

Для подданных своей «республики» Некрасов составил своего рода конституцию, которая называлась «Заветы Игната». В ней говорилось о том, что каждый казак-некрасовец обязан придерживаться старой веры — старообрядчества, отвергая реформы, проведенные патриархом Никоном. Были введены строгие наказания за богохульство, вплоть до смертной казни. За употребление и продажу спиртных напитков были предусмотрены телесные наказания. Убийц и изменников закапывали живыми в землю. «Заветы Игната» регламентировали выборы казацкой старшины, установив возрастной ценз для кандидатов.

После смерти Некрасова казаки переселились за Дунай, создав там целую сеть своих поселений. В том районе уже жили беглые старообрядцы-липоване, вместе они составили многочисленную общину. Потомки некрасовцев и сейчас живут в районе города Вилково Одесской области.

Почти одновременно с восстанием Булавина началось выступление запорожского казачества под руководством гетмана Ивана Мазепы. Тот ориентировался на военную мощь Швеции, но после поражения шведской армии в битве под Полтавой в 1709 году запорожцы были вынуждены бежать на территорию Османской империи. Турецкое правительство предоставило им земли в междуречье Южного Буга и Днепра.

Позднее запорожские казаки снова перешли на службу Российской империи. Однако это не уберегло их от очередного разгрома, учиненного царским правительством. В 1775 году Екатерина II подписала указ о ликвидации Запорожской Сечи. Большая часть казаков вместе с семьями снова ушла в Османскую империю. Турки поселили их в дельте Дуная, рядом с мятежными некрасовцами.

Это соседство далеко не всегда было мирным. Между украинскими и русскими казаками нередко возникали конфликты, которые заканчивались жестокими разборками. Все это вынудило часть некрасовцев переселиться во Фракию и Малую Азию. Они принимали активное участие на стороне Османской империи во всех русско-турецких войнах. В связи с этим Пушкин писал: «Со стороны турков замечены были копья, дотоле у них не бывалые; эти копья были русские: некрасовцы сражались в их рядах».

Идея объединить русских и украинских казаков под турецкими знаменами возникла у польско-украинского политика и писателя М. Чайковского, принявшего Ислам под именем Мехмед Садык-паша. В 1848 году он встретился с атаманом некрасовцев И. Гончаровым и договорился о создании османского казачества. Чайковский мечтал с помощью казачьего войска разбить Россию и восстановить независимость Польши и Украины.

После начала Крымской войны в 1853 году в состав османского казачества стали зачислять поляков, сербов, румын и даже евреев. Войско состояло из двух полков, принимавших участие в боях с русской армией в Добрудже. Сам Садык-паша в период войны получил генеральское звание и был назначен комендантом Бухареста.

В своем рапорте, адресованном Али-паше, министру иностранных дел Османской империи, он писал: «Благодаря своей военной организации и привилегиям, признанным нашим Блистательным Монархом, казацкое население направило на государственную службу кавалерийский корпус, который вошел в состав Действующей Армии, а также сформировало еще один корпус для несения гарнизонной службы, который остается внутри страны для сохранения морального духа и оказания помощи властям в поддержании порядка в этой провинции. Эта двойная служба в достаточной мере оправдала себя в последнее время и продемонстрировала всю ценность организации казаков».

Османское казачье войско было распущено в 1866 году в связи с проведением административной реформы в государстве. Большая часть казаков-украинцев вернулась на родину, и только некрасовцы оставались верными заветам Игната — не возвращаться в Россию, пока там правит царь.

Их возвращение из Турции состоялось уже в советское время, в 1962 году. 1500 тыс. человек прибыли на теплоходе «Грузия» и поселились в Ставропольском крае. Сохраняя обычаи и традиции казачества, вместе с тем, некрасовцы позаимствовали немало и от живших рядом с ними мусульман. Они до сих пор любят сидеть на ковриках, поджав ноги, и пить ароматный кофе по-турецки, а в их песнях русские слова перемешаны с тюркскими.

С другими материалами из серии «История Ислама в Украине» можно ознакомиться по ссылке

Александр Степанченко специально для «Ислам в Украине»

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.