Анализируется кораническая трактовка вопросов войны, мира и международной безопасности. Доказано, что Коран не призывает к насилию и террору и не содержит норм, которые могли бы даже быть использованы для их оправдания. Коран призывает к мирному сосуществованию, взаимному признанию и взаимодействию между людьми независимо от их конфессиональной, национальной и расовой принадлежности.
Абу Аль-Рруб Эмад Мустафа
Актуальность темы связана с одним из самых главных вопросов современности — вопросом войны и мира, укрепления мира на всей земле. Отстоять мир — нет в настоящий момент более важных заданий в международном плане для всех народов планеты. Поэтому вполне закономерный интерес религиозных и государственных деятелей мусульманских стран к этому вопросу. Он продиктован объективними обстоятельствами, поскольку на территории "мусульманского мира" продолжают существовать взрывоопасные очаги напряженности.
Цель статьи заключается в том, чтобы раскрыть миролюбивую позицию кораничного толкования вопросов мира. Коран содержит достаточно большую и крепкую нормативную базу противодействия насильству и террору, призывает к установлению межличностных и межконфессиональных отношений на основе принципов равенства, веротерпимости и справедливости, мирного сосуществования цивилизаций и культур. Хотя в последнее время все большее распространение получают попытки искусственной милитаризации кораничного учения, в том числе и концепции "джихада". В этом контексти делаются выводы о неизбежности борьбы "мира ислама" против "мира Запада", несовместимости мусульманской и западной цивилизаций. В контексте такой поверхностной оценки содержания Корана основное внимание уделяется критике "джихада", который примитивно позиционируется как "священная война мусульман против неверных", что достаточно далеко от истины и настоящего смысла джихада в кораничному учении. В связи с этим следует отметить, что понятие "джихад" является сложным, комплексным и включает разные формы служения Аллаху. В арабском языке "джихад" означает "тщательность", "усилие", "докладывание всех усилий". Некоторые современные толкователи кораничного текста выделяют несколько разновидностей джихада: "джихад сердца", то есть борьба со своими собственными недостатками, моральное самоочищения; "джихад языка", то есть словесное поощрение одобряемых в исламе хороших дел и начинаний и запрещение действий, которые осуждаются исламом; "джихад руки", или наказание правонарушителей, и "джихад меча", или вооруженная защита интересов мусульман, в случае нападения на них. В Коране часто подчеркивается прямая связь между "верой" и "джихадом": "Верующие только те, которые уверовали в Аллаха и Его посланника, потом не испытывали сомнений и прилагали усилия своим имуществом и своими душами на пути Аллаха. Они искренни" [1; 49:15]. Тот, кто совершает джихад, или тот, кто прилагает усилия, пользуется в исламе преимуществом: "Те, которые уверовали и сделали хиджру, и боролись на пути Аллаха своим имуществом и своими душами, — выше они степенью у Аллаха: они — те, которые получили успех" [1; 9:20]. В большинстве аятов Корана джихад рассматривается в контексте преимущества, которое предоставляет Всевышний активной, инициативной жизненной позиции мусульман над пассивностью, инертностью: "Не равняются сидячие из верующих, которые не испытывают вред, и те, которые прилагают усилия на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Дал Аллаха преимущество тем, которые прилагают усилия своим имуществом и своими душами перед сидячими на степень. Всем обещал Аллаха благо, а тем, которые прилагают усилия, Аллах дал преимущество перед сидячими в большой награде, в степенях у Него, и прощении, и милости. Поистине, Аллах Прощающий, Милосердный!" [ 4:95—96].
Таким образом, в соответствии с содержанием кораничного учения любая тщательность на пути Аллаха — то ли изучение наук, или забота о старших и о собственной семье, или проповеди Корана, или совершение других поощряемых дел — совмещается наряду с вооруженной защитой интересов мусульман в рамках джихада. Вооруженный джихад является лишь одним из его аспектов. В период войны и агрессии против мусульман он является высшей формой джихада, а те, которые принимают участие в нем, могут рассчитывать на то, что Аллах или дарует им победу, или вознаградит за мученичество в другом мире: "Пусть же борются на пути Аллаха те, которые покупают за ближайшую жизнь будущее! И если кто борется на пути Аллаха и будет убит или победит, Мы дадим ему большую награду" [1; 4:74]. Для выделения военного аспекта джихаду в Коране состояние войны, военного столкновения, боя или противостояния, передается словами харб (война) и киталь (бой), или же более конкретно подчеркивается соответствующий военный контекст: "Выступайте в поход, легко вам будет или трудно, и прилагайте все старания в бою, жертвуя приобретением своим и жизнью своей ради Аллаха" [1; 9:41]. Здесь речь идет о тщательности, "старании в бою", то есть именно о вооруженном джихаде, другими словами, в Коране четко прослеживается расхождение между "старанием на пути Аллаха" и его частью, которая есть "старанием" или "боем" на пути Аллаха.
Принципиально важным при оценке сущности джихада, тем более его вооруженного аспекта, является понимание того, что Коран не призывал, как это нередко пытаются представить, к джихаду мусульман против неверных христиан и иудеев. Он демонстрирует единственный подход ко всем, кто верует в единого Бога, рассматривает всех "людей Писания", то есть иудеев, христиан и мусульман, которые получили откровение через Пророков Муссу, Ису и Мухаммада, мусульманами в широком понимании этого слова, то есть "преданными Всевышнему". Во многих аятах можно найти свидетельство единого подхода Корана к людям Писания как к членам единой семьи "преданных Всевишнему", почтенное отношение к Торе и Евангелию, которые связаны с Кораном единим — божественным — источником и откровением: "Следом за ними Мы отправили Ису, сына Марьям, с подтверждением истинности того, что было когда-то поведано в Торе. Мы даровали ему Евангелие, в котором было верное руководство и свет, которое подтверждало то, что когда-то было поведано в Торе. Оно было верным указателем и наставлением для богобоязненных. Пусть люди Евангелия судят согласно тому, что Аллах поведал в нем. Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что поведал Аллаха, являются нечестивцами" [2; 5:46—47]. "И не спорьте с людьми Писания, кроме тех из них, которые поступают несправедливо, разве что найдете довод лучше, чем у них. И скажите: Мы веруем в то, что поведано нам, и в то, что поведано вам, наш Бог и ваш Бог — Единый, и ему мы повинуемся" [2; 29:46].
Следовательно, Коран разделяет людей не на мусульман и немусульман, а на тех, кто уверовал в Единственного Творца, "людей Писания", и неверующих (а не неверных) в это Писание, нарушающих его каноны и предписания, изложенные в триединому источнике, дошедшем до нас, — Торе, Евангелии и Коране, который является последним божественным одкровением. Однако даже с учетом вышеизложенного распределения Коран не призывает к вооруженному джихаду против неверующих язычников, а предлагает политику терпимости и справедливости. В нем четко определены условия, при которых наступал вооруженный джихад, — это необходимость обеспечения свободы обращения к Аллаху и свободы вероисповедания, сохранение жизни, защита чести и достоинства, установление мира и справедливости: "Не запретил вам Аллаха быть хорошими и поступать по справедливости с теми неверными, что не боролись против вас и не выгоняли из помещений ваших. Поистине Аллах запрещает вам брать себе в друзья лишь тех, которые боролись против вас из-за веры вашей, выгнали вас из жилищ ваших, сговорившись о вашем изгнании. Те верующие, которые берут себе в друзья подобных, совершают преступление" [2; 60:8—9]. В целом же, если просуммировать предписания, которые содержатся в Коране, мусульманам разрешен "джихад меча" в следующих ситуациях: при отражении агрессии, то есть когда они противоправно поддаются агрессивным действиям против них и изгнанию из своих домов; когда они защищают от разрушительных действий места поклонения Аллаху; когда осуществляются посягательства на свободу вероисповедания и совершения религиозных обрядов. Универсальный характер Корана проявляется в том, что он становится на защиту не только мусульман в современном их понимании, но всех "людей Писания", которые поклоняются Единому Богу, и предлагает джихад как законные средства защиты от агрессии и нападения для всех религий: "Разрешено тем, против кого борются, бороться, потому что с ними поступили несправедливо. Поистине, Аллах способен помочь им. Они были несправедливо изгнаны из своих жилищ только за то, что говорили: "Наш Господь — Аллах". Если бы Аллах не позволил одним людям защищаться от других, то были бы разрушенны кельи, церкви, синагоги и мечети, в которых премного поминают имя Аллаха" [2; 22:39—40]. Как видно из вышеприведенного, вооруженный джихад в исламе является не наступательной, а оборонной акцией. Соответствующий и вынужденный характер вооруженного джихада подчеркивается во многих аятах Корана: "И боритесь ради Аллаха с теми, которые борются против вас, но первыми не нападайте. Поистине, Аллах не любит тех, кто первыми осуществляют нападение. Убивайте их, где найдете, выгоните оттуда, откуда они вас выгнали, ведь смута язычества хуже убийства. Но не боритесь с ними в Священной Мечети, пока они не станут против вас бороться. А если они вступят в бой с вами, то убивайте их. Такое неверующим воздаяние... И боритесь с ними, пока не будет больше смуты язычества, и останется лишь вера в Аллаха. А если откажутся они от язычества, то не трогайте их, кроме тех, которые совершают преступления" [2; 2:190— 193]. В пределах вооруженного джихада не исключается и возможность мирного, компромиссного решения конфликтных проблем: "И если склонятся они к миру, то склонись и ты к нему и полагайся на Аллаха. Ведь Он — Всеслышащий, Всезнающий" [2; 8:61]. Общий коранический подход в данном вопросе сводится, выражаясь современным политологическим языком, к принципу симметричного, адекватного ответа: "Кто же преступал против вас, — то и вы преступайте против него подобно тому, как он преступил против вас. И бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах — с богобоязненными" [2; 2:194], "Если станете карать, то карайте как вас карали, а если проявите сдержанность и стерпите, то благо будет тем, кто проявит терпение" [2; 16:121].
Таким образом, попытки приписать исламу якобы объективно присущую ему нацеленность на насилие и экстремизм и связанное с этим навешивание таких ярлыков и штампов, как "исламский фундаментализм", "исламский терроризм", "радикальный исламизм" является, с одной стороны, следствием примитивного и неосведомленного восприятия Корана, а с другой – вульгарной политизацией ислама для достижения целей, весьма далеких от борьбы с насилием и террором. Коран не призывает к насилию и террору и не содержит норм, которые могли бы быть использованы для их оправдания. Коран, наоборот, призывает к мирному сосуществованию, взаимному признанию и взаимодействию между людьми независимо от их конфессиональной, национальной и расовой принадлежности: "О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга и самые уважаемые перед Аллахом среди вас -наиболее богобоязненные. Воистину, Аллах - Знающий, Сведующий" [2; 49:13]; подчеркивает равенство в рамках религиозного и идейного плюрализма: "У всякого своя кибла и свое направление при молении, поспешите же к благому повиновению" [2; 2:148]; призывает к справедливому и терпимому отношению как к верующим, так и неверующим: "И скажи: "истина - от вашего Господа: кто хочет, пусть верует, а кто хочет, пусть не верует"[2; 18:29]; категорически запрещает насилие в вопросах призыва к исламу и обращения в ислам: "Нет принуждения в религии. Уже ясно отличился прямой путь от заблуждения" [2; 2:256].
В целом борьба с терроризмом с акцентом на его якобы "исламском происхождении" способна привести лишь к дальнейшей радикализации противостояния по линии "мусульмане" и "немусульмане". Более продуктивный подход предполагает признание того очевидного факта, что корень насилия и террора лежит в ошибках, сделанных обеими сторонами, в отсутствии взаимного понимания, доверия и уважения в отношениях между Западом и миром ислама, в неэффективности борьбы со всеми формами терроризма и проявлениями насилия, независимо от этнической и конфессиональной принадлежности его идеологов и практиков. Много ученых и политических деятелей, обеспокоеных ростом конфронтации в этих отношениях, призывают к "диалогу культур", имея в виду обмен мнениями между западными и мусульманскими элитами для сближения позиций и устранения противоречий, выработки единых подходов к актуальным проблемам современной эпохи. Имеется в виду, что ни к чему не обязывающий диалог уже не соответствует требованиям начала XXI века. Более актуальным является задача взаимодействия культур на основе новой мужественной самокритики, отказа от ложных стереотипов и двойных стандартов в рамках двустороннего взаимодействия, выработки серьезных и конкретных акций и инициатив навстречу друг другу.
В данном контексте серьезные шаги должны быть сделаны в первую очередь мусульманскими странами, их политической и интеллектуальной элитой, поскольку именно на них лежит основная ответственность за правильную интерпретацию и реализацию кораничних заповедей. К сожалению, здесь преобладает консервативный, догматических подход к нормам Корана, что давно уже пора заменить творческим поиском ответов на актуальные для мусульман вопросы согласно духу и букве ислама и с учетом общемировых тенденций и ценностей, в формирование которых сам ислам внес свой существенный вклад. "Вы лучшая община, посланная людям, которая побуждает совершать добрые дела, удерживает от греховного и верует в Аллаха" [2; 3:110], - это утверждение, которое часто встречается в Коране, не должно, по нашему мнению, рассматриваться как констатация факта, что уже наступил, или как призыв к самоуспокоению и предвзятому отношению к Западу и его ценностям. Надо откровенно признать, что мусульманские страны не являются сегодня "самой лучшей общиной". В рамках диалога и взаимодействия цивилизаций они не могут предоставить "наилучшие доказательства" и примеры, подтверждающие проведения серьезных реформ по созданию общества социальной справедливости с динамичной экономикой, достойным уровнем жизни населения, уважением к правам человека, проведением результативной внешней политики с целью решения неурегулированных проблем мусульманских стран. Эффективность современных мусульманских правительств, построенных в основном по семейным или клановым принципам, минимальные усилия по повышению благосостояния всех членов общества и максимальные в ограничении прав и свобод человека – с одной стороны, обогащения правящих элит – с другой. "Вы лучшая община" – это скорее указание на еще не реализованную высокую миссию мусульман, на нераскрытые ими потенциалы кораничного учения, это призыв к активным действиям, усердию и стараниям, или, выражаясь языком Корана, джихада во всех сферах жизнедеятельности. В самом Коране содержится недвусмысленная ориентация мусульманских лидеров на усвоение лучшего мирового опыта с целью обеспечения благополучия для своих обществ и стран, и эти нормы можно рассматривать как своеобразную философию реформирования исламского общества: "Выбирайте лучшее из того, что дано вам от Господа вашего" [2; 39:55], "Призывай на путь Господа своего мудрым словом и добрым увещеванием и приводи им наилучшие доказательства" [2; 16:120], "И будете вы общиной, которая призывает к благу, побуждает делать добрые дела, которая удерживает от греховного, за это будет даровано вам спасение" [2; 3:104]. В Коране также содержатся многочисленные призывы к справедливости в сфере руководства, судопроизводства и распределения благ: "Поистине человек творит беззаконие, видя, что приобрел богатство и достояние. Воистину к Господу твое возвращение" [2; 96:6-8].
Реализация заложенных в Коране принципов равенства и социальной справедливости, защиты веры, жизни, разума, семьи и собственности могла бы стать приоритетом социального развития, ускорить прогрессивную модернизацию этих стран и одновременно сузить социальную и экономическую базу терроризма и насилия. Постепенный, с учетом особенностей каждой страны, отказ от авторитарных начал в руководстве и внедрение элементов демократического, совещательного принципа руководства, к которому призывает Коран: "И тex, кoтopыe cтopoнятcя вcякиx гpexoв и мepзocтeй, a кoгдa гнeвaютcя, тo пpoщaют. И тex, кoтopыe oтвeтили cвoeмy Гocпoдy и выcтaивaли мoлитвy, a дeлo иx - пo coвeщaнию мeждy ними, и тpaтят oни из тoгo, чeм Mы иx нaдeлили" [1; 42:37-38], могли бы предотвратить привлечение молодых мусульман с активной жизненной позицией в протестующие структуры. Ведь именно невозможность выборной, легитимной смены режимов, особенно авторитарных, порождает разочарование, протест и политический радикализм, идейно-политическое оправдание которого мусульмане пытаются найти в исламском вероучении. Эта тенденция прослеживается почти во всех мусульманских странах. По мнению британского ученого Джорджа Иоффе (Центр международных исследований Кембриджского университета), который анализировал причины появления движения оппозиции в арабских странах, именно игнорирование властью призывов либерального движения к расширению личностных прав и свобод, в том числе и для женщин, утверждение предвиденных в Коране консультативных, совещательных принципов организации власти, введения системы управления, основанной на способностях и достижениях каждого гражданина, а не на личных связях с королевской семьей, привели к противоположнму результату: оппозиция стала более радикальной, выросли симпатии к экстремистским взглядам "Аль-Каиды", даже если ее террористические задания принципиально отвергались. В контексте рассматриваемой темы важно отметить, что преобразование международного терроризма, собственно говоря, на самостоятельный субъект мировой политики ставит новые задачи и перед ведущими организациями мусульманских стран и мусульманскими общинами в ведущих странах мира. На наш взгляд, они должны консолидировать свои усилия для того, чтобы оперативно и эффективно на международном и национальном уровнях реагировать не только на нарушение прав мусульман со стороны внешних факторов, но и на попытки радикальных, экстремистских факторов внутри самих мусульманских общин, которые прикрываются исламской фразеологией, словами Корана для политического и идеологического оправдания своих антигуманным акций. Тот факт, что в немусульманском мире ислам чем дальше, тем больше рассматривается как источник потенциальной угрозы, является в значительной степени виной лидеров мусульманских государств, организаций и общин, которые пассивно наблюдают уже не за попытками, а сознательной политикой дискредитации позитивного характера исламского вероучения, гуманистической направленности коранических призывов.
Что же касается Запада, то руководители государств, политические деятели и интелектуальная элита должны быть готовы признать свою долю ответственности за кризис в отношениях с "миром ислама" и продемонстрировать готовность пройти свою часть пути навстречу ему. Пришло время отказа от провокационных утверждений, которые звучат с этой стороны, о наличии противоречий между исламом и светской, материальной культурой, об "окончательном упадке исламского общества после тысячелетней войны с Западом", об отрицании исламом прогресивних ценностей современной эпохи, и в целом - о неспособности ислама ответить на вызовы XXI века. Важнейшей исходной точкой, с которой Запад должен начать движение навстречу исламу, является признание прав мусульман, равно как и носителей других культурных традиций, на создание государственного и социального порядка, основанного на собственной системе ценностей. Именно это, в конечном итоге, может стать основой мирного существования и взаимодействия между цивилизациями. Наряду с этим западные государственные и политические деятели безусловно должны признать, что в рамках современного мирового порядка, частью которого являются и мусульманские страны, решение проблемы терроризма нельзя отделить от решения политических проблем, и что в этом контексте мусульмане имеют не только обязанности, но и права, причем наравне с другими членами мирового сообщества. Поэтому борьба с терроризмом будет пониматься как общее задачи только в том случае, если при ее осуществлении будут придерживаться ясных принципов и будут учитываться болевые точки всех участников, будет достигнуто единое понимание террора, и только тогда мусульманский мир можно будет привлечь к борьбе против террора. В противном случае однобокость будет только усиливать взаимную ненависть и исламом и дальше можно будет манипулировать как идеологической концепцией для оправдания насилия.
Таким образом, отсутствие готовности к веротерпимому, уважительному диалогу и сотрудничеству с "миром ислама" наводит на мысль о серьезном интеллектуальном кризисе Запада, проявлением которого является "столкновение цивилизаций", сформулированное Семуэлем Хантингтоном в 1993 году, стремление "подавить" "конкурирующую" исламскую цивилизацию в рамках установления мирового господства Запада.
В таком случае понятными становятся попытки сформировать образ врага в лице мусульманина, использование двойных стандартов в решении наиболее острых проблем мусульманского мира, в том числе в арабо-израильских отношениях и урегулировании палестинской проблемы.
Борьба с терроризмом не должна подменяться борьбой с определенной религией или культурной традицией, потому что терроризм не имеет и не может иметь национальной, религиозной или иной идентичности. Необходимо последовательное искоренение практики "двойных стандартов" в отношении терроризма, утверждения верховенства права в международных отношениях, прежде всего в сферах предотвращения и урегулирования конфликтов.
Литература:
1. Священный Коран / пер. И.Ю. Крачковского. - М.: Наука, 1963.-752 с.
2. Священный Коран / пер. Эльмира Кулиева - М.: Умма, 2003.-678 с.