Положение мусульманки в наследии Исмаила Гаспринского

1
С целью просвещения мусульманских женщин в 1906 году он начал издавать первый крымско-тюркский журнал для женщин «Алеми Нисван»
21.01.2014
Оцените статью: 
(379 оценки)
oleg
Аватар пользователя oleg

«Чем ученее и воспитаннее будет женщина, тем полезней она будет как дочь, сестра, жена и мать. Грешно оставлять их темными, как животное», - эти слова принадлежат выдающемуся крымскотатарскому просветителю, политическому и общественному деятелю, издателю Исмаилу Гаспринскому.

Каждый год в марте месяце мы отмечаем день рождения Исмаила Гаспринского – поистине, легендарной фигуры в истории не только крымских татар, но и всего тюркского мира.


Для начала стоило бы отметить основные вехи биографии выдающегося крымскотатарского просветителя. Исмаил Гаспринский родился 21 марта 1851 года в деревне Авджикой, ныне Бахчисарайский район Крыма, в семье прапорщика Мустафы Али-оглу Гаспринского.


Начальное образование получил дома, затем последовали годы учебы в сельской мусульманской школе (мектебе), Симферопольской мужской гимназии, воронежском военном учебном заведении, а затем во 2-й Московской военной гимназии.


В Москве Гаспринский подружился с известным славянофилом Михаилом Катковым и некоторое время жил в его семье. Интересно, что идея Каткова о служении собственной нации и постоянного ее просвещения посредством издательской деятельности в последствии станет и основополагающей для Исмаила Гаспринского.


Вскоре Исмаил бей вернулся в Крым, где стал учителем начальной школы (Зынджырлы медресе). В 1871 г. уехал во Францию. Затем около года прожил в Турции в Стамбуле. Его молодые годы – это время интенсивной учебы, общение с очень разными по культуре и мировоззрению людьми, впитывание им самых разнообразных прогрессивных людей.


Вернувшись в Крым Гаспринский, был избран депутатом Бахчисарайской городской Думы, но уже с февраля 1879 года он возглавляет пост головы Бахчисарая, пробыв на этой должности до марта 1884 года.


С апреля 1883 Гаспринский издает первую российскую тюрко-славянскую газету «Переводчикъ» (Терджиманъ), которая долгое время является единственным тюркоязычным периодическим изданием в России, а с началом XX века старейшей мусульманской газетой в мире. Гаспринский на страницах газеты «Терджиман» из номера в номер проводил идею равенства мусульманских женщин, наделения их теми же правами, что и мужчин.


Газета просуществовала почти 35 лет и была закрыта 23 февраля 1918 года через 4 года после смерти выдающегося просветителя.


Большое внимание Гаспринский уделял образованию женщин-мусульманок. С целью просвещения мусульманских женщин в 1906 году он начал издавать первый крымско-тюркский журнал для женщин «Алеми Нисван» («Женский Мир»), редактором которого была его дочь Шефика.


Татарская поэтесса Ф. Сулеймания в 1914 г. в журнале «Сююмбика», отмечая заслуги Гаспринского в женском вопросе, с некоторым пафосом заявила, что Исмаил Гаспринский «вытащил мусульманских женщин из ямы невежества, направил их по светлому и яркому пути». Эти слова, сказанные сразу после кончины великого просветителя, конечно же, грешили некоторым преувеличением. Но доля истины в них все же была.


Все силы Гаспринский отдавал тому, чтобы открывать глаза обездоленным людям, возвышать их разум, укреплять чувство ответственности за жизнь на Земле, за право называться Человеком.


Невозможно представить, что каких-то 100 лет назад мусульманская женщина в Крыму была существом совершенно бесправным. В статье «Среди мусульманок» И. Гаспринский сравнивает униженное положение современной мусульманской женщины с женщиной первых веков мусульманской истории, которые в годы жизни и проповеднической деятельности Пророка (мир ему и благословение) играли заметную роль в жизни общества.


В статье «Нужно ли учить женщин» Гаспринский отмечает: «Чем ученее и воспитанней будет женщина, тем полезней она будет как дочь, сестра, жена и мать. Грешно оставлять их темными как животное».


Статья заканчивается словами: «Скажите по правде и совести, разве наши теперешние женщины, ничего не знающие, удаленные от науки, жизни и прав своих похожи на мусульманок первых веков Ислама?»


Не стоит забывать, что стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина и каждой мусульманки.


Радует, что мусульманка сегодня понимает, насколько важны знания для неё самой, её детей, семьи и общества, поэтому она не упускает возможность узнать что-нибудь новое в области религии и мирских дел.


Эльзара Юнусова

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.