«Тогда боялись мы султана,
и правил Буджаком паша с высоких башен Аккермана».
А. Пушкин
В разные времена Аккерман привлекал многих путешественников из разных стран мира. Одним из самых известных был Эвлия Челеби, давший подробное описание города XVII века, а также интересные сведения об его истории с момента завоевания османами.
После русско-турецкой войны 1806—1812 годов город перешел под власть России. Подавляющая часть мусульманского населения либо мигрировала в Османскую империю, либо была принудительно выселена новыми властями. В первой половине XIX века турки составляли лишь незначительную часть жителей Аккермана.
В 1843 году известный польский писатель и историк Юзеф Игнаций Крашевский совершил путешествие по землям нынешнего юга Украины и Молдовы. Спустя три года он выпустил книгу-эссе, которую назвал весьма необычно для тех времен — «Воспоминания об Одессе, Едисане и Буджаке». Дело в том, что после завоевания Едисана и Буджака Россией эти названия вышли из официального употребления. Тем не менее Крашевский демонстративно подчеркнул, что эти территории были в недавнем прошлом провинциями Османской империи.
В своей книге польский писатель особое внимание уделил истории Едисана и Буджака, при этом ее значительная часть посвящена древнему Аккерману, который особо интересовал Крашевского. В Аккерман он прибыл на корабле из Овидиополя, который во времена османов назывался Аджидер, о чем не забыл упомянуть польский писатель. Его первое впечатление об Аккермане связано с посещением древней крепости, которая повидала на своем веку генуэзцев, армии крымских ханов, войска молдавских господарей и мощь орудий султана Баязида II. Крашевский писал, что состояние крепостных стен таково, что достаточно небольших ремонтных работ, чтобы Аккерман снова стал мощной военной твердыней.
«Внутри стен стоит несколько новых небольших домиков: школа, дом врача, пожарная команда, склады и остатки арсенала… Возле главной башни с воротами проходит глубокий ров, через который перекинут мост. Сейчас ворота охраняют только два огромных каменных ядра, лежащих на земле».
О том, что крепость долгое время находилась в отличном состоянии, свидетельствуют и фотографии, сделанные Карлом Мигурским в 1869 году. На них хорошо видно, что на стенах и башнях практически нет следов разрушений. Однако власти Российской империи мало интересовались состоянием древней Аккерманской крепости. Это привело к тому, что уже к началу ХХ века она пришла в упадок. К сожалению, в таком состоянии крепость находится и в настоящее время.
Следует отметить, что Юзеф Крашевский не был поклонником османского культурного наследия, внесшего значительный вклад в архитектуру Аккермана. Об этом свидетельствуют его записки, где он, опираясь на собственные представления, утверждает, что крепость была построена генуэзцами, а турки лишь внесли некоторые изменения, которые, скорее, ухудшили внешний вид сооружения.
Археологические раскопки, проведенные в Аккермане во второй половине ХХ столетия, позволяют утверждать, что первые фортификационные сооружения города были построены еще во времена Золотой Орды. В XV веке правители Молдавского княжества провели масштабные строительные работы, воздвигнув могучие стены и башни, которые и стали основой Аккерманской крепости. Впоследствии во времена Османской империи ее неоднократно перестраивали и укрепляли, после чего твердыня и приобрела нынешний облик.
Интересным представляется рассказ Крашевского о населении Аккермана в 1843 году. По его словам, которые подтверждаются из других источников, население города состояло из русских, украинцев, поляков, болгар, греков, армян, немцев, евреев и цыган. Тут же Крашевский добавляет, что там совсем не осталось «его старинных жителей — турок». Однако, как оказалось, слухи о полном исчезновении турок были несколько преувеличены. Крашевский со своими спутниками провел импровизированный блиц-опрос аккерманцев, и выяснилось, что как минимум один старый турок никуда не уехал. Пережив множество войн, он продолжал сохранять верность своему городу и своей религии.
«Мы нашли старика на софе — последний турок Аккермана. Он носил красную феску без тюрбана, темный кафтан и серебряные часы на цепочке». Пообщавшись со старожилом, Крашевский писал, что старик «плачет унижению знамен пророка и мечтает о грядущей гибели гяуров».
За пять лет до Крашевского в Аккермане побывал известный итальянский художник Карло Боссоли, прославившийся своими великолепными рисунками Крыма. Там он сделал несколько карандашных набросков, на которых изображен пожилой человек в мусульманской одежде, который проводит экскурсию для богатых европейцев среди руин здания, напоминающего мечеть. Вполне возможно, что «последний турок Аккермана» Крашевского и «экскурсовод» Боссоли — один и тот же человек.
На главной башне Аккерманской крепости Крашевский видел закладной камень с османской надписью. После этого следы камня потерялись почти на два столетия. И вот совсем недавно одесский исследователь Андрей Красножон обнаружил в запасниках Белгород-Днестровского краеведческого музея пропавшую закладную плиту.
Она была серьезно повреждена, так что надпись читалась лишь частично. Но благодаря тому, что она была скопирована военным художником русской армии в 1819 году, сейчас появилась возможность узнать, что именно было написано на закладной плите. Согласно трактовке турецкого историка-османиста Мехмета Тютюнджу, надпись гласит: «В этот год 1171-й комендант крепости Хассан-ага отремонтировал Аккерманскую крепость». 1171-й — это 1757 год христианского летоисчисления.
Так была раскрыта еще одна тайна легендарной Аккерманской крепости.
Александр Степанченко
специально для сайта «Ислам в Украине»