Проблема понимания религии (часть 1)

Проблема понимания религии (часть 1)
17.12.2008
Оцените статью: 
(111 оценки)
oksana
Аватар пользователя oksana

Когда мусульманину задают вопрос о правильном пути, он обычно отвечает, что это путь Корана и сунны. В наши дни множество течений и толков единодушны в этом. Тогда в чем проблема возникающих разногласий?

Сейран АРИФОВ

Проблема состоит в правильном понимании Корана и сунны. Доказательство этому мы находим в истории: муатазилиты, джахмиты, шииты, хаваридж — все они следовали Корану и сунне, а не греческой философии или иранской религии, как иногда думают.

Сегодня мы видим несколько течений, которые превозносят себя над другими на том основании, что исключительно они придерживаются правильного пути, обвиняя остальных в ереси и заблуждениях, вплоть до неверия.

Разногласия в некоторых вопросах практики или относительно доктрин, касающихся атрибутов Всевышнего Аллаха, споры о методах возрождения Ислама или создания исламского государства часто заканчиваются упреками в том, что оппоненты не следуют Корану и сунне. Безусловно, подобные обвинения ничем не обоснованы. Те, кто горделиво называет себя лучшей общиной или спасенной группой, партией Аллаха, наследниками предков, к большому сожалению, нередко сами невежественны.

Наша умма не станет сильной, если не объединится. И единства нам не достигнуть, пока недалекие и полуграмотные люди не исчезнут из списка учителей, не перестанут навязывать свое понимание Ислама.

Этим материалом мы начинаем цикл статей, в которых будут рассмотрены некоторые аспекты понимания Ислама, его законов и принципов. Особое внимание уделим тем вопросам, которые являются причиной разногласий среди мусульман. В свое время эти разногласия и погубили исламский халифат.

Что такое понимание? В Исламе это понятие обозначено словом фикх и обычно переводится как «знание, глубокое понимание чего ­либо».

Всевышний Аллах ниспослал тексты Корана на арабском языке и дал нам сунну Пророка (мир ему и благословение) также на арабском. Неодинаковые способности людей, их жизненный опыт, ум, внимательность, склонность к анализу и, конечно, искренность и старательность в постижении религии — все это приводило к различным мнениям по тем или иным вопросам, что не выходит за рамки религии.

Сборники хадисов составлены учеными, каждый из которых применял свои методы отбора и разные критерии достоверности, что сказывалось на использовании тех или иных хадисов для аргументации в религиозных вопросах. Сподвижник Пророка, известнейший толкователь Корана Ибн Аббас выделял в Книге Аллаха четыре уровня толкования: первый — понимание, доступное даже ребенку; второй — смысл, понятный взрослому человеку; третий — понимание ученого; четвертый — то, что известно только Всевышнему.

Отдельные исламские течения, к сожалению, не приемлют альтернативных толкований. Фанатизм недоучек стал причиной розни и вражды. Принять авторитет истины тяжелее, чем следовать истине авторитета.

На самом деле об основах Ислам никто не спорит, а разное видение частных, второстепенных вопросов имело место даже во времена Пророка (мир ему и благословение). Например, сподвижники расходились во мнениях относительно того, видел ли Аллаха при вознесении на небо Пророк (мир ему и благословение), слышит ли умерший голоса живых людей. И в этом нет ничего плохого, если участники дискуссии придерживаются этики, принципов справедливости и объективности, искренне стремятся сообща познать истину.

Ученые спорили об атрибутах Аллаха Всевышнего и Его действиях, о том, были ли Адам, Хидр и Лукман пророками. Но при этом никто никого не обвинял в неверии или заблуждении, как делают сегодня те, кто заявляет о своем безукоризненном следовании Корану и сунне.

Нет ничего страшнее невежества. Еще вчера эти братья молились в одной мечети, а сегодня они уже называют друг друга неверными или еретиками и даже не здороваются, не участвуют в похоронах мусульман. Это путь к внутреннему расколу, через который прошли все радикальные группы. Примером тому может служить история хариджитских сект, возникших из одного течения.

Одна из проблем сегодняшнего дня в том, что некоторые ученые­мухаддисы считают, будто возрождение правильного Ислама заключается в непременном возвращении людей к первоисточникам, точнее к Корану и сунне. Но дело в том, что мусульмане не отказывались от этих первоисточников. Вопрос не в наличии или отсутствии книг, а в понимании того, что они содержат. Неправильное понимание религии и есть главная проблема в наше время.

Как мы уже говорили, тексты Корана и сунны были общедоступны, и к ним обращались за аргументацией своих взглядов все течения и секты. Но различие между ними состоит не в следовании Корану и сунне, а в том, как они их понимают.

Что такое правильный путь? Посланник Аллаха (мир ему и благословение) разъяснил это ясно и кратко: «Это путь, по которому иду я и мои сподвижники». Также он говорил: «Держитесь моей сунны и сунны праведных халифов».

Обобщая, можно выделить семь причин разногласий, три из которых отрицательного характера, а четыре являются неизбежными, а потому допустимы.

К первой относится использование человеческого разума в постижении сокровенного, о чем нельзя судить вне рамок божественного откровения. Вторая причина — это влияние различных религий, философий или мнений на понимание Ислама. Третья — тайный заговор врагов Ислама, которые стараются его уничтожить.

Неизбежные причины: первая — разногласия по поводу достоверности или слабости некоторых хадисов; вторая — понимание и толкование некоторых аятов и хадисов; третья — использование методов разрешения противоречий между доказательствами. И, в конце концов, — споры относительно приемлемости тех или иных видов аргументации.

Только взвешенный и научный подход к изучению разногласий и их причин поможет мусульманам сузить круг спорных вопросов и не позволит привести к расколу уммы. Крайняя нетерпимость в дискуссионных, второстепенных моментах разобщает нас, порождая взаимную ненависть и вражду — то, чего жаждут враги мусульман. Радикализм и фанатизм разрушают силу нашего братства и единства, лишая нас помощи Всевышнего Аллаха, которую Он обещал.

В чем заключается правильное понимание Ислама, и где пути к согласию — эти вопросы волнуют верующих, как в Украине так и во всем мире. Постараемся, если Аллаху будет угодно, детально рассмотреть их в следующей статье.

(Продолжение следует)

По материалам газеты «Арраид»

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.