Яркий представитель куфийской филологической школы Абу ал-Хусейн Ахмад ибн Фарис ибн Закарийа (ум. в 1005 г.) создал значительное количество трудов по лексикографии, лексикологии, этимологии, грамматике и другим аспектам классического арабского языка. Подавляющая часть из них посвящена наблюдениям над текстом и смыслом Корана и хадисов. Сюда же органически примыкают и работы по принципиальным догматам и методикам мусульманской юриспруденции, рассматриваемым Ибн Фарисом, прежде всего, сквозь призму филологии.
Помимо знаменитых словарей "ал-Муджмал", "ал-Макайис" и "Мутахаййир ал-алфаз", к важнейшим концептуальным трудам Ибн Фариса принадлежит его трактат "Фыкх ал-луга" ("Законоуложение языка"). Этот труд спустя пять веков послужил прототипом и образцом для мусульманского полигистора ас-Суйуты (ум. в 1505 г.) в создании им своего рода филологической энциклопедии всего средневековья – трактата "ал-Музхир фи 'улум ал-луга ва 'анва'иха" ("Светильник наук по лексикологии, лексикографии и их разновидностям").
Именно научный авторитет Ибн Фариса окончательно и прочно закрепил термин "фыкх ал-луга" в арабской филологической традиции, а ныне – это отдельная дисциплина современной лингвоарабистики. Дисциплина эта, в понимании Ибн Фариса, призвана была синтезировать концепции, приемы и инструментарий мусульманской юриспруденции с системой понятий и воззрений языковедческих.
Рассуждая о фактах и явлениях языка, Ибн Фарис апеллирует, в первую очередь, к Корану, а пользуется при этом логикой и последовательностью доказательств, применяемых в фыкхе. Язык, арабское письмо, грамматическая система, в основе которой лежит концепция и'раба, аруд и многое другое – все это, по мнению Ибн Фариса, ниспослано человечеству Аллахом, но тезис этот филолог хоть и воспринимает на веру как аксиому, все же считает нужным и обязательным разворачивать через систему аргументированных положений и выкладок из Корана. Факты языка Ибн Фарис также надежно документирует ссылками на хадисы и высказывания мусульманских авторитетов, снабжая приводимые цитаты, как это принято и в теологии, достоверными иснадами.
Исследуемый трактат Ибн Фариса рассматривает вопросы допустимых пределов варьирования в "чистейшем" арабском языке, разнообразие его диалектов, деривации в контексте аналогии, конкретные положения и'раба, приводит развернутый перечень элементов, влияющих на флексию и т.п.
Авторское изложение любого из названных явлений преследует при этом цель лишний раз убедить "ученых, факыхов, всех, кто связан знанием Корана, сунны и фетвы.., равно как и возжелавших приблизиться к этому знанию", серьезно изучать арабский язык, без глубокого знания которого невозможно понимание истинного смысла Священного Писания, существует опасность отхода от подлинной Веры.
______________________________
В.С. РЫБАЛКИН, канд. филол. н., доц.
зам. директора Института востоковедения
им. А.Е. Крымского НАН Украины
По материалам IslamNews
Ссылки на тему:
Забытый отец политэкономии, социологии и политологии. Ибн Хальдун о причинах упадка цивилизаций