Крымский полуостров представляет собой уникальную в юго-восточной Европе "контактную зону" непосредственного соприкосновения древних цивилизаций (киммерийцы, тавры, скифы, античные греки, римляне, готы, хазары, печенеги, половцы сменяли друг друга волнами великих миграций), зону очень раннего (значительно опережавшего процесс "крещения" Киевской Руси) распространения христианства и, наконец, формирования в Средние Века сильнейшего опорного пункта ислама.
Свои взгляды на единство тюрко-мусульманского мира и на перспективы его сотрудничества, согласия с христианским миром, определившие теоретические основы либерального джадидизма, Исмаил Гаспринский изложил в сочинениях "Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения мусульманина", "Русско-восточное соглашение" (Бахчисарай, 1896), а также во многих статьях, опубликованных на страницах издаваемой им с 1883 года первой в России тюркоязычной газеты "Терджиман".
Всю совокупность тюркских, мусульманских народов России Гаспринский определяет как этнокультурную общность, обладающую устойчивой внутренней цельностью. Мусульманское религиозное, культурное и нравственное начало он считал важнейшей, цементирующей субстанцией этой общности. Вторым по значению стержнем этой общности Гаспринский считал историческую связь этих народов с Россией, отделяя по этому признаку "тюрко-татарское племя", или "русских мусульман" от персов, арабов, мусульман Индии, Африки и других регионов, где тоже распространен ислам, но нет специфической российской ситуации, которая определяет характер и судьбу интересующей его тюрко-татарской группы народов.
Рассматривая Россию как преемницу бывшей татарской державы (Золотой Орды), он писал: "... в будущем, быть может, недалеком, России суждено будет сделаться одним из значительных мусульманских государств, что, я думаю, нисколько не умалит ее значения как великой христианской державы. Разрозненные ветви тюрко-татарского племени, в свое время единого и могущественного, переходят под власть России и делаются ее нераздельной, составной частью". Он видел реальную перспективу для благополучного "обустройства", прогрессивного культурного развития, для решения насущных социальных и политических проблем тюрко-мусульманского мира внутри российской государственной целостности, в союзе и согласии с русским народом, о котором он писал: "Самый многочисленный и главный народ России – русские – одарены весьма редким и счастливым характером мирно и дружно жить со всякими другими племенами. Зависть, враждебность, недоброжелательство к инородцам не в характере обыкновенного русского человека. Это хорошая черта, несомненный залог величия и спокойствия России ...".
Печальный опыт XX века привел к крушению этих романтических иллюзий. Ни величия, ни спокойствия не обрела Россия, пережившая несколько трагедий своих кровавых революций и гражданских войн, воинствующего атеизма, разрушавшего все религии на ее территории, и государственного террора, направленного против собственных народов, в том числе против крымских татар, которые в 1944 году стали жертвой сталинского геноцида и подверглись тотальной депортации и "вечной" ссылке на азиатской чужбине. Организованному национальному движению крымских татар, сначала стихийному, оформленному в виде "инициативных групп", но уже в 1960-х годах возглавленному лидерами диссидентского подполья (среди которых национальный герой безупречный харизмы Мустафа Джемилев, почти треть своей жизни бывший узником советских лагерей и тюрем), на рубеже 1980-90-х годов уже кристаллизованному в четких партийных (основанная в 1989 году ОКНД – Организация крымскотатарского национального движения) и общенациональных структурах (созванный в июне 1991 года Курултай и сформированный им в качестве представительного органа всего крымскотатарского народа Милли-Меджлис) и выработавшему методы конституционного сопротивления коммунистическому режиму, удалось сломать все преграды, возводимые на пути возвращения на родину крымских татар, и возглавить массовую репатриацию своих соотечественников и постепенную интеграцию в Автономной Республике Крым, ставшей частью независимой Украины.
Сохранившие устойчивую приверженность исламу и в советское время, и в трагических обстоятельствах депортации, когда мусульманская вера служила им источником утешения, средством спасения национальной идентичности и укрепления исторической памяти народа, крымские татары возвращались в Крым как верующие мусульмане. Число репатриантов динамично возрастало – от первых нескольких тысяч (менее 1% населения Крыма, насчитывавшего 2,5 млн. человек) в конце 1980-х годов до 100 тысяч уже в 1991 году и 280 тысяч к середине первого десятилетия XXI века. Это создавало новую – по многим не только политическим, социальным, культурным, этнопсихологическим, но и религиозным параметрам – ситуацию в Крыму, где во второй половине XX века, до начала массовой репатриации крымских татар, абсолютно доминировало население христианской православной ориентации. Забытый голос муэдзинов, ни разу не звучавший вплоть до 1991 года в послевоенном Крыму, вновь наполнил пространство вокруг оживших мечетей, и траурные и праздничные молебны – коллективные намазы, совершаемые на открытых городских площадях, на национальных съездах и собраниях, стали демонстрацией массовой мусульманской ориентации новых граждан Крыма, возвращающихся на Родину, к истокам своей древней культуры.
Светлана ЧЕРВОННАЯ
По материалам Mejlis.org
Продолжение следует...