Посетители Испанской Гранады в XIV веке восхищались великолепным Львиным двором дворца Алхамбра, построенного Мухаммадом Алхамером, возведенного в свидетельство его величия, а также его скромности. При строительстве своей резиденции он оставил надпись «Нет победителя, кроме Аллаха», вырезанную на знаменитых сводчатых галереях, которые являются основной причиной интереса туристов к этой достопримечательности.
История надписи на арабском связана с радостной вестью, которую он получил по возвращению с военного похода против Севиллы. Когда толпа приветствовала его со словами: «Аль-Галиб – Победитель», он ответил: «Нет победителя, кроме Аллаха». Кто бы ожидал увидеть такую же арабскую надпись и такие же украшенные сводчатые галереи, воспроизведенные спустя 5 веков польским патриотом Титусом Джиалински в его обновленном дворце в маленьком городе Корник, в тысяче километрах от испанской Алхамбры.
Среди посетителей замка Корник мало кто задает себе вопрос, почему известный владетель выбрал исламский стиль для своей резиденции. Я решил просмотреть взаимосвязь между средневековым мусульманским дворцом Алхамбра в Испании и христианским замком Корник XIX в. в Польше.
После нескольких веков процветания, крупнейшее государство Европы того времени, Польско-Литовское сообщество перестало существовать после вторжения в 1795 г. соседей Австрийской, Прусской и Российской империй. На протяжении 123 лет Польшу невозможно было найти на карте Европы, в то время не было правительства или официальной организации, которая заботилась бы о национальном наследии.
Польские и литовские аристократически семьи приняли роль защитников национальной истории и реликвий. Как и отдельные лица из Эмиратов пытались сохранить от забвения древние памятники материальной культуры и традиционный образ жизни своих праотцов созданием частных музеев, польские состоятельные люди предприняли такие же усилия для сохранения национального самосознания в период долгой оккупации.
В годы преследования нравственного величия, когда Польская республика была покорена иностранными силами, стало патриотическим долгом собрать и показать старые рукописи и реликвии предков, такие как ценные доспехи, гобелены, фарфоровые изделия, изделия из серебра и т.д., которые были собраны в памятных палатах дворцов и замков.
Граф Титус Дзиалински также приложил усилия выставить на показ свою коллекцию самым достойным способом. Он решил воссоздать славу великого народного процветания восстановлением древнего замка, унаследованного им. И это посвящалось величию его народа.
Находясь под оккупацией пруссов, мастер поместья Корника искал различные способы для выражения патриотического чувства, в то же время не вызывая раздражения захватчиков. Он стремился создать достойное обрамление для памятников материальной культуры. Известные европейские архитекторы были привлечены к реставрации старого здания и придания ему современного стиля. В результате для архитектурной жемчужины была выбрана смесь английской неоготики с арабо-исламскими элементами.
В поисках подходящего символизма он наткнулся на старый арабский архитектурный стиль. Исламская культура, которая появилась в представление через Маврское королевство, казалась самым подходящим обрамлением для его коллекции. Ради структурного соответствия, восточные элементы замка Корник были основаны на трех основных исламских образцах: Маврский львиный двор дворца Алхамбра (для зала Корника, где находились ценные рукописи, доспехи и другие коллекции национальной важности), мечеть султана Хасана в Каире (для главного входа в Корник) и мавзолей Тадж Махал в Агре, Индия (для ниши в задней части дворца Корник). К тому же были использованы восточные ковры в качестве прообраза раскошно украшенных деревянных мозаичных полов (паркет) всего замка. Доверив работы в восточном стиле местным польским мастерам, образованный владелец высоко оценил их мастерство.
Постижении Дзиалински Востока для выполнения своей патриотической роли произошло в результате повышенного интереса к восточной культуре в Европе в общем. Причины этого интереса уходят на несколько столетий назад и являются многообразными. С одной стороны, рост интереса к восточным наукам в христианской Европе привел к культурным открытиям.
Восточная культура не была чуждой для польской знати, которая в XVII - XVIII вв. утверждали, что они являются прямыми потомками сарматов – древнего племени иранского происхождения. Помня о своих корнях, они охотно применили и имитировали восточные (в основном персидские и турецкие) традиции и эстетику, несмотря на страх, который в них вселяла Османская империя.
Широкая связь между Центральной Европой и Османской империей в конце XVII в. привела к распространению турецкой моды в Польше, примером которой могут послужить костюмы знати: длинные халаты и плащи, изогнутые газоны и, самое главное, роскошный образ жизни. В результате появилась потребность в восточных орнаментах, в создании доспехов и в одежде польские мастера стали подражать турецким оригиналам.
К тому же, стоит упомянуть, что в XIX веке Османская Турция не признала раздел Польши и всегда была готова принять польских дипломатов в Стамбуле. Более того, во время Крымской войны в 1850 г., в которой Турция, поддерживаемая Англией, бросила вызов России, она представила польскому народу историческую возможность восстановить государственность. В Стамбул направилось множество миссий в надежде обеспечить поддержку в освобождении от русской оккупации. В составе одной из таких миссий был зять графа Дзиалинского.
В Западной Европе опасения по поводу южного соседа Османской Империи способствует появлению любопытства. Это совпало с увеличивающимся интересом Европы к богатствам Востока. Для исследования загадочных земель засылались агенты. Характер тайного агента, человека с двумя лицами, отдаленного и трагического героя, который рискнул жизнью ради благородной миссии, начал волновать литературные умы польских поэтов XIX века. Эти личности изображали образ романтического литературного героя, вдохновлявшего национальное освобождение.
С другой стороны, популярная романтическая мифология в Маврской Гранаде оставила сильное впечатление у образованных польских патриотов. Преуспевающие арабские королевства восстанавливали память о величии их страны, перед тем, как соседи вторглись в нее. В то же время множество архитектурных элементов восточных зданий, включая дворца Алхамбра, распространились в Западной Европе посредством книг с иллюстрациями.
Модель чудесного дворца Алхамбры изумила бы посетителей выставки в Лондоне в 1851 г. Историческая обстановка и культурная среда подтолкнули мастера особняка Корник воспользоваться восточным стилем при реставрации. И так появился двухэтажный выставочный зал, получивший название Мавританский зал. Изумительные лепные арки, такие же, которые можно было увидеть в Львином дворе дворца Алхамбры, поддерживали стройные колонны, чьи короны украшены цветочными арабесками, внутри выставочной комнаты.
Была создана библиотека, в которой хранились самые ценные книги. Многотомная библиотека Дзиалински насчитывала около 320 тысяч образцов. Владелец разработал для них специальные книжные полки, разделенные по категориям: литература, история, география и т.д.
Дзиалински собрал множество редких рукописей. Самая старая из них французская рукопись, относившаяся к IX - X вв. Другая бесценная рукопись - необычная копия Библии, переведенная на восемь языков. Все же самыми неожиданными жемчужинами коллекции Корника, являются две рукописи Священного Корана XV и XVII вв.
Уникальная рукопись Корана
Более старая копия является уникальной копией 1470-71 гг. (874 г. по х.). «Размером 15 на 12 см, написанная на тонкой белой бумаге в стиле арабской письменности «наши». Книга обернута в кожу, покрытая медальонами. Красиво каллиграфированный черными чернилами текст помещен в тройную рамку золотого и синего цвета. Первые и последние строки каждой страницы написаны золотыми буквами, сопровождаемыми черными огласовками (харакат). Название коранический глав – сур – занесены в рамку с золотым орнаментом на синем фоне. Видимо краски сохранились в хорошем состоянии» (приводиться после архивного описания, переведенного автором).
Наряду с архитектурными элементами, изумительно украшенными полами и отменной коллекцией рукописей знатоки восточного искусства найдут в коллекции Дзиалински множество картин на восточные темы. Среди них есть турецкие и персидские миниатюры. Масляные картины на дереве размером с открытку представляют портреты благородных людей Востока в их пышном облачении. Необычная миниатюра восточной дамы, курящей шишу или водяную трубку, показывает свободную восточную женщину, в то время, когда курение не было принятым среди европейских дам.
Замок Корник гордо возвышается как выдающийся пример архитектурной изощренности и красоты в сочетании с практическим применением. Переданная польскому народу в 1924 г. как фонд Корника, эта коллекция необычных рукописей, старых оттисков и редких книг, является одной из самых богатых в Польше и доступной общественности.
Абдуль-Бари АЗЫЙМОВ
По материалам Ислам.ру
Ссылки на тему:
Состоялась встреча Рефата Чубарова с Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Польша