Изделия ручной работы — одна из визитных карточек Ирана

Галямзани
Основные техники нанесения узора в галямзани — тебризская и исфаханская
Галямкари в Иране знают со времен монгольского нашествия
Мастера галямкари нередко вплетали в изделие золотые и серебряные нити
Фирезекуб. Бирюзой инкрустируют самые разные изделия
Фирезекуб. Бирюзой инкрустируют самые разные изделия
Минакари − искусство нанесения разноцветной эмали на металл или керамику
Необыкновенная персидская инкрустация по дереву − хатамкари

Нередко туристы, приезжающие в Иран, неожиданным образом выясняют, что здесь их больше всего впечатляют не красивые мечети и древние дворцы, а уникальные иранские народные промыслы. Столетиями местные мастера оттачивали свои умения, передавая их тайны из поколения в поколение. Каждый из таких видов народного искусства — продукт многовековой истории и культуры Ирана.

Своими впечатлениями от изделий мастеров прикладного искусства, совершенствующихся в традиционных ремеслах Ирана, делится обозреватель издания «Иран сегодня» Юлия Кузнецова

Галямзани. Галямзани — это вид чеканки по металлу, который имеет долгую историю. Точных сведений о возникновении этого ремесла, к сожалению, нет, однако известно, что в Иране оно появилось около 4000 лет назад. Изначально для создания галямзани брали медь. Однако сегодня мастера используют и другие металлы, такие как золото, серебро или латунь. Следует отметить, что порой рисунок стоит дороже драгоценного металла в чистом виде, а все благодаря непревзойденному мастерству чеканщиков.

Что же изображено на таких вазах-галямзани? Да всё что угодно: начиная от обычных незамысловатых узоров и изображений птиц и животных, заканчивая целыми историческими событиями и сюжетами из литературных произведений.

Перед началом нанесения рисунка мастер покрывает металл специальным раствором из смолы и мела, чтобы во время чеканки ваза не потеряла свою форму. Выполняется резьба с помощью специального инструмента — «галяма». По окончанию нанесения рисунка раствор смывается, борозды натираются углем, а сама посуда полируется. Таким образом рисунок становится ярче и четче. Интересно то, что есть две основные техники нанесения узора — тебризская и исфаханская, которые в значительной степени отличаются друг от друга. Дело в том, что в Тебризе, чтобы нанести рисунок на металл, мастер надавливает на инструмент рукой. А вот в Исфахане в данном случае будут ударять по «галяму» специальным молотком.

Галямкари. Хотя термины «галямкари» и «галямзани» похожи, сами ремесла полностью отличаются. Галямкари — это техника нанесения рисунка на хлопчатую ткань. При этом сначала краски наносят на пластину с уже заготовленным рисунком, а затем отпечатывают на изделии. Такие штампы делаются из ценных пород дерева. Для того, чтобы ткань не изнашивалась годами и легко стиралась, её обрабатывают специальным раствором, а чтобы краски как можно дольше оставались яркими, готовую работу сначала долго кипятят, а затем вымачивают в ледяной воде.

Искусство галямкари стало известно в Иране во времена монгольского нашествия. Именно тогда на иранских базарах впервые появились монгольские и китайские расписные скатерти. Чтобы не отставать от китайцев, иранцы сами стали производить галямкари.

Расцвет производства пришелся на времена правления Сефевидов и продолжился вплоть до Каджаров. При Сефевидах из такой расписной ткани шили в основном одежду. При Каджарах большей популярностью стали пользоваться изделия для интерьера. Традиционные рисунки на галямкари времен Сефевидов включают в себя арабески, цветочные орнаменты и всем известные «огурцы», в эпоху Каджаров добавились и другие узоры. Стоит отметить, что в свою работу мастера нередко вплетали золотые и серебряные нити.

Фирузекуб. Персидское слово «фирузе» обозначает «камень счастья» и переводится на русский язык как «бирюза». Испокон веков считалось, что добыча лучшей бирюзы в мире ведется в Иране, а именно в провинции Хорасан на Нишапурском месторождении.

Согласно древним персидским легендам, бирюза образовалась из костей людей, умерших от любви. Поэтому иранцы всегда почитали этот камень и преподносили его в дар, как символ любви, нежности и страсти. Бирюза в Иране очень дорогая, однако, и самая качественная. Хотя добыча этого драгоценного камня насчитывает многовековую историю, ремесло фирузекуб считается относительно молодым, ведь ему нет и сотни лет. Но зато этот промысел уже успел стать одной из визитных карточек Ирана. Так что если вы уедете из страны, не купив такую вазу, инкрустированную бирюзой, поверьте, вы совершите большую ошибку.

Родиной этого ремесла считается опять-таки Исфахан. Здесь инкрустируют не только вазы, но и украшения, тарелки, стаканы, подносы и даже лейки. К сожалению, мастеров, занимающихся фирузекуб, в Иране очень мало, даже в самом Исфахане их можно по пальцам пересчитать. Для создания посуды или украшений, которые потом будут инкрустировать бирюзой, берут медь, никель, серебро, бронзу или мельхиор. Сначала одни мастера готовят форму для будущего изделия, а затем ювелиры составляют мозаику из небольших кусочков бирюзы и припаивают их к металлу.

Минакари. Под «минакари» понимается уникальное искусство нанесения разноцветной эмали на металл или керамику. Традиции этого ремесла зародились около 5 тысяч лет назад, а одним из древнейших экземпляров минакари считается золотой браслет времен правления Ахаменидов, который сейчас выставляется в Лондоне в крупнейшем музее декоративно-прикладного искусства и дизайна в мире — музее Виктории и Альберта.

Наибольшую популярность это ремесло приобрело во времена правления Каджаров. Производство минакари невероятно сложно и делится на несколько этапов, при этом все время задействованы сразу несколько ремесленников.

Для основы обычно берут такие металлы, как медь, бронзу серебро и золото. Когда мастер придаст форму своему изделию, он покрывает его специальной глиной и подвергает обжигу, во время которого температура может достигать 750°С. Процесс повторяется трижды.

Для покраски сейчас используют различные оксиды металлов. Так, для получения красных оттенков используют оксид золота, а для бирюзового цвета берут олово, свинцовый хрусталь или медь. Все краски, конечно же, огнеупорные. Основными мотивами для росписи выступают разнообразные узоры, цветы, птицы, а иногда и персидские миниатюры. После нанесения рисунка сосуд снова отправляют в печь теперь уже для закрепления краски.

Проверить качество минакари очень просто. Достаточно провести по изделию острым ножом или пилкой. Некоторые продавцы таким образом хвастаются своей продукцией. Вам не стоит переживать — на качественном изделии царапин не останется.

Хатамкари. Необыкновенная персидская инкрустация по дереву, называемая «хатамкари», возникла в Иране в незапамятные времена, но своего наивысшего развития достигла во времена правления Сефевидов. Другие страны Востока, такие как Индия, Сирия, Ирак и Палестина, также имеют свои центры производства инкрустированных изделий. Однако Иран все равно остается ведущей страной в этой отрасли.

Иранцы инкрустируют всё, что захотите. Стулья, столы, окна, двери, шкатулки, подставки для Корана, письменные принадлежности, рамы для картин и многое другое украшается шестигранными узорами из маленьких равносторонних треугольников. Узоры могут быть и пяти-, и восьми- и десятигранными, но чаще всего вы увидите именно шестигранные.

Для получения коричневых треугольников используют апельсиновое и розовое деревья, а для черных — орех и эбеновое дерево. Белые треугольники делают из верблюжьих, слоновых или коровьих костей. Также ремесленники используют золотые, серебряные и латунные нити для заготовления треугольников соответствующих оттенков. Для мастера крайне важно, чтобы весь материал, используемый в производстве, имел трехгранную форму. Поэтому и деревянные щепки, и кусочки костей, и металлические нити пропускают через специальную машину. Трехгранные палочки складываются в шестигранные цветы, напоминающие звезды, а потом уже приклеиваются друг к другу деревянным клеем согласно задуманному рисунку.

Работа это очень долгая и кропотливая. Для мастера необходимо, чтобы в его работе не было никаких зазоров, и сами «цветы» плотно прилегали друг к другу. Следует отметить, что деревянная основа — необязательное условие для хатамкари. Такие пластины можно приклеивать и на медные изделия.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.