Празднование дня рождения Пророка Мухаммеда

Празднование дня рождения Пророка Мухаммеда
18.03.2008
Оцените статью: 
(139 оценки)
oksana
Аватар пользователя oksana

Точная дата рождения Пророка Мухаммеда (мир ему и благословение) является спорной, но это, скорее всего, понедельник, 9-й день месяца Раби аль-ауаль (20 или 22 апреля 571 г. н.э.), причем того же года, когда произошло вторжение слонов в Каабу. А ушел он (мир ему и благословение) из жизни в понедельник, в 12-й день месяца Раби аль-ауаль, в одиннадцатом году после хиджры (8 июня 632 г. н.э.).

История празднования

Шейх Атиййях Сакр, бывший глава Комитета по фатвам Университета Аль-Азхар, ссылаясь на авторитетные источники, констатирует, что первыми, кто стал праздновать день рождения Пророка, были Фатимиды. Они устраивали по этому случаю грандиозные празднества в Египте и раздавали в больших количествах сладости. Но на самом деле Фатимиды праздновали день рождения и других членов семьи Пророка, а также день рождения Христа.

Однако все эти празднества прекратились в 488 г. (по хиджре) по приказу Аль-Афдаля Шахиндаха (сына главнокомандующего Бадра Аль-Джамали), который был богобоязненным человеком и следовал сунне (практике Пророка).

Люди не отмечали эти праздники до самого прихода к власти Аль-Мамуна Аль-Батаихи, который в 517 г. (по хиджре) издал официальный указ, предписывающий раздачу милостыни на 12-й день месяца Раби аль-ауаль. Руководил ее раздачей Сана Аль-Малик.

А когда к власти пришли Аюбиды, они положили конец обычаям Фатимидов, но люди продолжали праздновать день рождения Пророка дома в кругу семьи. Затем его вновь стали официально праздновать в начале VII века (по хиджре) в Ирбиле по указу наследного правителя этого города Музафара Ад-Дина.

Музафар с огромной заботой и вниманием относился к подобным праздникам и приказывал разбивать торговые ряды с начала месяца Сафар. Это были разукрашенные палатки, которые тянулись от ворот Аль-Кала до ворот Хандак. Музафар каждый день после молитвы аль-аср ходил посмотреть на устраиваемое в этих палатках веселье.

Празднование иногда проводили на 8-й день месяца Раби аль-ауаль (а иногда на 12-й) – который был официальным праздничным днем. За два дня до этой даты Музафар обычно отдавал приказ о забое овец, коров и верблюдов прямо на главной улице в разгар веселья, мясо которых затем нужно было приготовить и раздать людям.

Мавлид – это бида (нововведение)?

Ввиду распространения новшеств ученые-улемы осудили эти празднования и заявили об их безосновательности. Среди таких ученых был правовед маликитской школы Тадж Ад-Дин ‘Умар Ибн Аль-Лахми Аль-Сакандари, известный как Аль-Факахани (умер в 731 г. по хиджре). Он по этому вопросу написал трактат «Аль-Маурид филь калям ‘аля-маулид».

Шейх Мухаммад Фадль ‘Ашур утверждает, что в X веке по хиджре ученые разделились во мнении по этому вопросу. Одни говорили, что это дозволено, а другие – что нет. Ас-Суюти, Ибн Хаджар Аль-Аскалани и Ибн Хаджар Аль-Хайтми высказались в пользу празднований, однако осудили новшества, имевшие место во время праздничных мероприятий.

Шейх Юсуф Аль Карадави в книге "Современные фатвы" пишет: «Коллегия муфтиев относительно празднования дня рождения Пророка имеет две точки зрения:

1) день рождения Пророка не отмечался во времена сподвижников и их современников (табиин), в силу чего празднование его является нововведением;

2) празднование дня рождения пророка является сунной.

В действительности же обе точки зрения являются неверными. Если день рождения Пророка не отмечался среди сподвижников и их современников, то это не означает, что празднование его сейчас - это нововведение. С другой стороны празднование дня его рождения не является установлением шариата.

Однако оно входит в число разрешенных дел (мубахат), при условии, что празднование при этом не будут считать сунной и оно не выйдет за рамки сунны Пророка (мир ему и благословение), как это часто происходит во многих торжествах. Смысл празднования, посвященного дню рождения Пророка, заключается в напоминании о жизни Пророка (мир ему и благословение)».

По этому поводу заместитель председателя Европейского Совета по фатвам и исследованиям Фейсал Маулауи говорит: «С точки зрения шариата, празднования дня рождения Пророка разрешается, хотя оно и не имеет под собой основы, в том смысле, что ни сподвижники, ни табиины (достойные представители наилучших времен Ислама) не отмечали день рождения Пророка.

По прошествии времени, когда большое количество мусульман уже не имело представления о нравах и образе жизни Пророка, который отличался простотой, скромностью, милосердием и состраданием, когда любовь к нему стала угасать, один из мусульманских правителей собрал ученых и потребовал от них составить книгу, посвященную описанию жизни Посланника и его прекрасных нравов. После этого им было устроено грандиозное торжество , посвященное празднованию дня рождения Пророка, что одобрено многими учеными. Эта традиция сохранилась до наших дней.

Но при этом необходимо отметить, что это празднование не является каким-либо видом поклонения, установленным Всевышним Аллахом. Оно представляет собой только лишь одну из разновидностей обычаев и традиций, которые установили люди. А шариат в свою очередь либо разрешает эту традицию, если она не имеет характер запретного (харам ), либо запрещает ее, если она включает в себя запретные моменты. Но в данном случае это празднование - напоминание о жизни и нравах Пророка, и именно поэтому в нем, если будет на то воля Всевышнего, заключается очевидная для всех награда от Аллаха.

Но следует остерегаться тех еретических утверждений и заблуждений, доходящих до степени неверия (куфр), которые содержатся в некоторых книгах, посвященных мавлидам. Все это является запретным (харам) не только во время годовщины дня рождения Пророка, но и в день рождения Посланника. Я отмечаю день рождения посланнической миссии, напоминаю людям о миссии и жизни посланника Аллаха».

Праздновать мавлид желательно

Шейх Атиййях Сакр высказывает мнение о том, что сегодня праздновать подобное религиозное событие особенно желательно, поскольку молодежь – увлекшись празднованием других событий – стала забывать об исторических датах и их значимости.

Он говорит: «…Празднование дня рождения Пророка (мир ему и благословение) разрешено в знак любви к нему и в стремлении следовать ему, но только если оно не предполагает ничего из запрещенного. В числе таких запретов – ненадлежащие контакты между мужчинами и женщинами, выходящее за рамки дозволенного поведение в мечетях и участие в новшествах, подобных поклонению на могилах, а также все остальное, что нарушает учения ислама. Если все эти новшества сводят на нет религиозную пользу от этих празднований, тогда их нужно прекратить, дабы – как то указано в Шариате – предотвратить вред и зло».

А вот что добавляет к этому шейх Юсуф Аль-Карадауи: «Все мы знаем, что сподвижники Пророка (мир ему и благословение) не праздновали ни его день рождения, ни годовщину хиджры, ни (годовщину) битвы при Бадре, ибо они сами были свидетелями этих событий, произошедших при жизни Пророка, который всегда оставался в их сердцах и душах».

По словам Саада Ибн Аби Уаккаса, сподвижники так же охотно рассказывали своим детям истории о битвах, которые вел Пророк, как и обучали их Корану. Таким образом, они сами напоминали своим детям о произошедшем при жизни Пророка, и поэтому им не нужно было устраивать подобных праздников. Однако последующие поколения стали забывать славную историю и ее значение. Подобные празднования нужно устраивать, чтобы напомнить людям о жизни и призыве Порока (мир ему и благословение). Но, к сожалению, они стали включать ряд новшеств. А ведь празднование дня рождения Пророка означает празднование рождения ислама. Подобное событие призвано напомнить людям, как жил сам Пророк (мир ему и благословение).

Всевышний Аллах говорит: "Посланник Аллаха - образцовый пример для вас, для тех, кто возлагает надежды на Аллаха, [верит в приход] Судного дня и поминает Аллаха многократно" (Коран, 33:21).

Празднуя хиджру Пророка (мир ему и благословение Аллаха), мы должны учить людей таким ценностям, как способность к самопожертвованию, в том числе на примере сподвижников: вспомним Али, который лег спать на место Пророка в ночь хиджры, или же Асму, когда она поднялась на гору Саур. Мы должны учить их планировать свою жизнь так, как Пророк спланировал свою хиджру, и такой вере в Аллаха, какая была у Пророка, когда Абу Бакр сказал ему: «Нас легко могли увидеть», на что Пророк ответил: «О Абу Бакр! Что ты думаешь о двоих, когда третий с ними Аллах?»

Нам нужно помнить все эти уроки и ценности, и подобные праздники возрождают их в нашей памяти. Если эти праздники правильно отмечать, тогда они послужат великой цели – приближению мусульман к учениям ислама, а также к Сунне и жизни Пророка (мир ему и благословение).

По материалам сайта Ислам для всех

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.