«Во Львове мусульманки массово скупают вышиванки: в чем причина» — с таким заголовком в начале ноября вышел эксклюзивный материал на украинском сайте Obozrevatel. За две недели публикация собрала более 150 тыс. просмотров.
Журналистка издания Дария Скуб решила выяснить, почему и для чего мусульманки скупают по 6–7 вышиванок, даже не примеряя. Журналистка общалась с представителями львовских магазинов и бутиков, продающих национальную одежду — они подтвердили, что украинская национальная одежда действительно нравится женщинам из мусульманских стран.
«Ислам в Украине» также обратил внимание на этот материал, ведь он вызвал изрядный интерес у читателей. Впрочем, нас удивили некоторые выводы и утверждения, содержащиеся в статье «Обозревателе».
Так, говоря о допустимости любого самовыражения в Украине, автор вспоминает прежде всего о яркой и откровенной одежде, цветных волосах и пирсинге. «Однако в мусульманских странах заведено иначе. Исламская религия запрещает женщинам самовыражаться с помощью одежды с декольте, разрезами и длиной выше колен. При этом их канонам отвечают традиционные украинские наряды», — читаем в статье.
Не затрагивая вопроса имеющихся возможностей для самовыражения, следует отметить, что ислам действительно запрещает женщинам носить на публике одежду, которая показывает обнаженность женского тела, подчеркивает сексуальность: короткие юбки, декольте. Зато мусульманки, женщины и девушки, могут носить и носят яркую одежду. Есть мнение, что если женщина исповедует ислам, она должна быть одета в черный или темный цвет. Но на самом деле стиль одежды мусульманок кардинально отличается в зависимости от страны, где она живет. У некоторых мусульманок под платком яркие волосы, а в ухе по несколько сережек — это не запрещено.
Мы общались с девушками из арабских стран, приезжавших этим летом к нам в Украину. Они больше украинок-мусульманок любят самовыражение в форме яркой одежды и ярких волос. Что касается волос — главное, чтобы их не видели посторонние, в то же время демонстрировать красивую, яркую одежду никто и ничто им не запрещает.
Также в оригинальном материале личные взгляды консультантов львовских магазинов представлены как несомненные факты:
«Их (мусульманок) больше всего привлекают платья. Они могут взять сразу 6–7 нарядов, не примеряя. Даже на цену не смотрят. Только спрашивают размер. Обязательно должна быть длинная одежда белого или яркого цвета с длинными рукавами. Из узоров больше всего привлекает цветочный».
«Я слышала, — говорит одна из консультанток, — что они ходят в такой одежде только дома. Им запрещают традиции носить на улице вещи с яркими элементами».
Следует сказать, что мусульманки могут носить любую одежду. Так, согласно предписаниям ислама, одежда должна закрывать все тело, кроме кистей рук и ступней. Многие мусульманки, напротив, предпочитают светлую одежду с яркими элементами. Традиции некоторых мусульманских стран могут «диктовать» культуру одежды, однако сегодня даже там женщины получают все больше свободы в своем выборе. Например, женщины в Саудовской Аравии и других странах Персидского залива в последнее время чаще отдают предпочтение ярким абаям с цветной вышивкой и шейлам (платкам). А в Турции девушки вместе с платком носят джинсы и яркие платья-сорочки чуть выше колена.
«Украинская традиционная женская одежда похожа на исламские наряды. Это наблюдается в этностиле. Например, женщины надевают блузки и сорочки с длинными рукавами, юбки ниже колен и макси-платья. Фасон в обоих случаях должен быть практичным — не сковывать движений. Что украинки, что мусульманки предпочитают традиционную одежду из натуральных тканей (хлопок или лен): такие вещи пропускают воздух и дают телу дышать, благодаря чему нет дискомфорта», — пишет журналистка.
Само противопоставление «исламское — украинское» вызывает удивление, ведь украинское — это и исламское, и христианское, и родноверческое, и относящееся, возможно, к другим религиям. Сотни украинских женщин-мусульманок одевают вышитые сорочки как часть своей национальной культуры, и это никоим образом не противоречит их религиозной принадлежности. К тому же «исламская одежда» — это не какой-то универсальный стиль, которого придерживаются в Афганистане, Саудовской Аравии, Боснии и Турции одновременно. Почти во всех мусульманских странах женская одежда имеет свои особенности и традиции. Они отличаются даже в арабских странах, имеющих определенную культурную общность.
По поводу форм. Действительно, женщины, исповедующие ислам, выбирают одежду, не подчеркивающие формы, то есть выбор всегда падает на широкий крой наряда — это одно из требований ислама к одежде женщины. Также женщины и девушки из арабских стран предпочитают одежду из натуральных тканей, ведь именно подобная одежда «спасает» в жару, обычную для региона.
Вспомнив о разнообразии украинских вышиванок, автор почему-то снова прибегает к безосновательным обобщениям:
«В некоторых регионах страны практикуют вышивку „белым по белому“, что нравится мусульманским девушкам. Ведь они не должны появляться на публике в одежде, декорированной блестящей вышивкой или яркими аксессуарами».
Однако если посмотрим на традиционную одежду арабских стран, то увидим, что блестящая (выполненная золотыми нитями), яркая вышивка на платьях и абаях — must have. Вышивка является традиционным элементом одежды в мусульманских странах. Пообщавшись с мусульманками, можно узнать, что именно наличие вышивки — одна из главных причин спроса у них на украинские вышиванки. Наша вышиванка, в частности ее элементы, очень схожи с традиционной вышивкой мусульманских стран, а некоторые и вовсе трудно отличить. Для многих арабских женщин украинская вышивка напоминает их национальную вышивку.
Кстати, удивляет отсутствие в материале комментариев от туристок-мусульманок. Как можно узнать о причинах покупки человеком определенной одежды, если не спрашиваешь об этом прямо у него. Как мы отмечали в начале, материал «Обозревателя» построен лишь на мнениях консультантов львовских магазинов и личных выводах автора.
«Вообще девушки, исповедующие ислам, должны ценить исключительно свою веру и подчеркивать свою принадлежность к ней. Их одежда не должна походить на наряды из других религий», — пишет Дария Скуб.
Данное утверждение вызвало в нашей редакции бурную дискуссию. Заметим, свою веру ценят последователи любой религии, а не только мусульмане. Что касается «исключений», то ислам призывает ценить и уважать другие авраамические религии, а христиан Коран называет «друзьями» мусульман. Конечно, интересно было бы узнать, как, по мнению автора, выглядит «христианская», «иудейская» или какая-то другая одежда, если одежда мусульманок не должна походить на них. В исламе нет единой традиционной одежды, а есть только требования к нарядам, поэтому женщины и девушки, исповедующие ислам, имеют право носить любую одежду, отвечающую этим требованиям.
«И хотя традиционная украинская одежда является маркером национальной идентичности, это не мешает мусульманкам обновлять вышиванками собственный гардероб», — завершает статью автор.
Не раз в материале использовано странное противопоставление «украинка — мусульманка». Хотелось бы отметить, что последовательницами ислама, как и любой религии, могут быть женщины разных национальностей и гражданства. Для этнических украинок-мусульманок, вышиванка не экзотика — это элемент родной культуры. Они живут в Украине и носят ту же самую традиционную украинскую одежду, разве что закрывая аурат — части тела, которые нельзя оголять перед посторонними. Ислам не лишает украинских мусульманок национальной самобытности, и принадлежность к этой религии не выводит их за пределы национального сообщества.
Итак, причины популярности вышиванок среди туристок-мусульманок из арабских стран, по-видимому, лежат на поверхности:
- сходство орнаментов и узоров, их близость к орнаментам традиционной арабской одежды;
- соответствие традиционной украинской одежды исламским предписаниям, в частности в том, что касается длины и кроя.
В завершение
Украинки-христианки испокон веков придерживались строгих и четких правил в одежде. Кое-где они были гораздо строже, чем простое предписание женщине-мусульманке одеваться скромно и покрывать голову платком. В Украине издревле считалось страшным грехом и позором для замужней женщины выйти на люди, не покрыв голову. К тому же если мусульманка дома может ходить, не покрывая голову платком, то в украинских семьях это было неприемлемым. Замужняя украинка обязательно покрывалась платком или чепцом или очипком, или намиткой, которая была своеобразным оберегом, а также важным обрядовым элементом: на свадьбе руки молодых связывали намиткой, и ею «покрывали» молодую — таким образом она переходила в новый статус замужней женщины.