В Бахчисарае, если подняться на одну улицу вверх от Ханского Дворца, можно без машины времени оказаться в ХIX веке. Здесь по Островского, 14 находится дом-музей, попав в который любой из желающих сможет увидеть, как крымские татары жили когда-то.
Видеосюжет об основателе дома-музея Рустеме Дервише и о том, почему именно это здание он избрал для реализации своей давнишней мечты, разместил в YouTube на своем канале Крымский репортер (ATR).
Авторы сюжета в закадровом тексте говорят о создателе дома-музея — Рустеме-ага, называя его «харизматичным», и приводят слова о том, что он «заболел» идеей создания музея еще в студенческие годы, а воплощать её в жизнь начал лишь десять лет назад, когда появились свободные деньги и время. Для начала купил старый дом, в котором ранее располагалась известная в Бахчисарае кофейня:
— Мы здесь часто бывали: восхищались людьми, которые тут все восстанавливали — Нариман-ага с женой, пили кофе (5 гривен с курабье) и с этим вкусом потом ходили по старым улицам, — делится воспоминаниями с журналистами «Крымского репортера» Рустем Дервиш. — А потом, когда я в очередной раз приехал, мне сказали (зная, что я ищу старый татарский дом), что помещение продается — и все, через десять минут этот дом был мой… Ну, может, одиннадцать (смеется — ред).
Основатель музея рассказывает: типичный дом крымского татарина состоял из трех жилых комнат — зала, кухни и спальни. Самая главная из них — гостиная, её хозяева украшали самыми красивыми вещами.
— Попадая в эту комнату, человек видел длинные полки (их в разных деревнях по разному называют), и на эти полочки выставляли все, что было в доме красивого, чтоб показать богатство этой семьи и чтобы там было приятно сидеть, — показывает реконструкцию интерьера помещения Рустем Дервиш.
Много посуды для этой комнаты Рустем-ага заказывал у известного крымского керамиста Эльдара Гусейнова.
— С Эльдаром мы поговорили, и он мне многое восстановил, повторил старые формы, рисунок, цвета… Я и рабочих тоже просил: если найдут что-то в земле — не выкидывать ни кусочка. Нашлись осколки (старой керамики — ред.), где точно такие же цвета, рисунки и формы!
Рустем Дервиш рассказал, что много экспонатов для музея приобрел на «блошином рынке» в Симферополе, и показал один из них — старинный мангал, который он собирал по фрагментам:
— Вот что такое мангал? Все думают, что это длинная такая штука, где шашлыки жарят. На самом деле мангал — это маленький отопительный прибор многих народов… Я его купил по отдельности, его нужно восстановить… Мне посчастливилось, что человек позвонил: «Приезжай, тут какая-то крышка от кастрюли!», — а потом, на следующий день: «Приезжай, тут какая-то чашка!». А когда я его вместе собрал, то увидел, что отверстия совпадают, — получился мангал.
Одна из уникальных находок Рустема Дервиша и гордость его коллекции — каменный дегермен — жернова, состоящие из двух широких каменных дисков.
— Дегермен каменный — в каждом доме был. В Бахчисарае, скорее всего, уже пекли хлеб в пекарнях, и люди брали хлеб там, но в деревне обязательно был такой вот ручной каменный дегермен (полтонны весит!). Это специальный камень, у него плотность очень высокая, — рассказал владелец музея и объяснил, каким образом крымские татары получали с помощью жерновов муку. Он также признался, что и сам пробовал молоть зерно:
— У нас с первого раза получился крупный помол. Тогда собираешь и снова сюда. Если кушаешь и вкусный хлеб, значит, жена не ленивая, несколько раз перемалывала!
Вторая комната — кухня, главный элемент дома, вокруг которого кипела жизнь — это суфра, небольшой низенький круглый столик на коротких ножках.
— Единственный предмет мебели, который в доме был, не считая долафлар. Он никогда просто не стоял, его снимали со стены (тут должна была быть веревочка или отверстие (я его потом повешу туда, где он должен быть) только по мере необходимости. Ставился, на нем катали тесто, готовили еду и вещали на место.
А в третью комнату, как правило, заходили только домочадцы, никто из гостей сюда не попадал. Её главный атрибут — сундук.
— Обязательно в каждом доме был- это вместо шкафа, где хранились все вещи (ну и драгоценности, наверное), — демонстрирует экспонаты своего музея Рустем Дервиш, рассказав и еще об одной вещице, которую он приобрел на «блошином рынке» — старинной накладке под замок для сундука.
Помимо дома, определенным образом у бахчисарайцев планировался и строился двор.
— Двор в двух уровнях, — рассказывает основатель музея, — Это диктует ландшафт. Дом строился вдоль улицы, на этом же уровне создавался нижний двор и дальше — верхний. Путешественники отмечают, что нижний двор всегда был чисто выметен, там чешме, люди работали. А вот верхний дворик — это, как правило, небольшой садик, здесь отдыхали, пили кофе, наслаждались жизнью.
Несмотря на то, что работа над созданием музея еще не закончена, Рустем Дервиш уже проводит здесь экскурсии для всех желающих, здесь также проводятся фотосессии в национальном стиле.
Отмечается, что дом, где сегодня создается музей, был участником съемок фильмов с разницей почти в десять лет. Первый раз кинематографисты работали здесь во время съемок кинокартины «Татарский триптих», а во второй раз — снимая легендарный фильм о депортации крымскотатарского народа «Хайтарма».
Рустем Дервиш рассказывает, что, помимо музея, планирует открыть здесь кофейню, из окон которой будет открываться роскошный вид на обитель хана.
Основатель музея отмечает, что огромную помощь в воплощении этого проекта ему оказал куратор «Крымский стиль» Мамут Чурлу — он и направлял, и давал ценные советы.
Корреспонденту «Ислама в Украине» Рустем Дервиш рассказал, что следующим этапом своего идеи он видит создание не просто музейной, а действующей ремесленной мастерской по изготовлению традиционной для Крыма посуды из меди, а также небольшой кузницы при ней.