В 512 году до н. э. персидский царь Дарий принял решение покорить племена скифов, кочевавших в Северном Причерноморье. Его огромная армия переправилась через Дунай по специально сооруженному понтонному мосту. Скифы решили не вступать в сражение с заведомо более сильным противником. Они прибегли к тактике «выжженной земли» — оставляя перед войсками Дария уничтоженные посевы и разрушенные селения.
«Долгое преследование скифов вглубь их территории истощило армию Дария. Тогда персидский царь послал к скифам послов, которые обратились к скифскому вождю — могучему старцу Иданфирсу:
— Зачем вы убегаете от нас, скифы? Если вы считаете себя сильнее — вступайте с нами в бой. А если вы слабее — пришлите нашему владыке „землю и воду“ и покоритесь.
— Мы не убегаем от вас, персы. Мы просто кочуем по своим степям, как привыкли с давних пор, — насмешливо улыбнулся Иданфирс.
Не имея достаточных запасов продовольствия и возможности вступить в открытый бой со скифами, Дарий решил отступить. Постыдно бросив больных и раненых воинов и часть обоза и оставив свой стан с зажжёнными кострами, чтобы скрыть от скифов внезапное отступление, персы ночью скрытно двинулись в обратный путь». Так историю поражения персов описал римский писатель Полиэн в книге «Стратегемы» («Военные хитрости»).
Вероятно, когда на следующий день ликующая скифская армия вошла в опустевший лагерь персов, они повесили над шатром царя Дария свои победоносные знамена с изображением дракона.
Римский поэт І века н. э. Валерий Флакк в поэме «Аргонавтика» упоминает специфические военные значки скифов с изображениями драконов. У армянского писателя V века сохранилось описание боевых стягов савроматов (сарматов): «Вьющиеся на знаменах драконы с ужасно разинутой пастью, вздуваемые дыханием ветра».
Возникший в VII столетии Хазарский каганат имел свою символику. Сейчас невозможно точно сказать, как выглядели флаги хазарской армии. Во время раскопок крепости Саркел были найдены кирпичи, на которых были изображены тамги родовых групп. Среди них часто встречаются двузубцы. Найдены кирпичи, меченные одновременно тамгами двух и даже трех родовых групп. Можно предположить, что точно такие же тамги были и на хазарских знаменах.
Следует сказать, что внутри племенных объединений тюркских народов боевое знамя было одним из атрибутов власти. Тюрки имели целый знаменный комплекс, частью которого было полотнище, бунчук и штандарт. Согласно определению, данному М. Фасмером, бунчук — это «конский хвост, ниспадающий с наконечника, имеющего форму полумесяца; символ высшей власти…». Во время войны цвет знамени играл очень важную роль не только в качестве символа, он был своего рода опознавательным знаком. Очень часто воины привязывали себе на руки платки или ленты того же цвета, что и знамя.
Возникшее в XIII столетии государство Улус Джучи (Золотая Орда) также имело свои флаги. Долгое время о том, как они выглядели, было известно очень мало. Благодаря исследованию итальянских портоланов (морских карт) Черного моря, которое провел Ж. Сабитов, сейчас можно уверенно утверждать, что на всех флагах золотоордынских правителей была изображена тамга дома Бату. Однако в начале XIV века, после того, как Ислам стал государственной религией Улуса Джучи, на флаге, рядом с тамгой Бату стали изображать полумесяц. Цветом боевого стяга монголо-татарской армии еще со времен Чингисхана был белый.
Возникновение Крымского ханства привело к постепенному отказу от символики Золотой Орды. Первый хан династии Гиреев Хаджи Гирей стал использовать свой родовой знак — тарак-тамгу в качестве герба нового государства. Эта же тамга чеканилась и на монетах Хаджи Гирея. В армии Крымского ханства также широко использовались бунчуки. На боевых знаменах традиционно изображалась мусульманская символика и цитаты из Корана.
Все боевые построения тюркских армий проходили под знаменами, которые играли роль сигнальных маяков для подразделений и воинов, умевших отлично ориентироваться в многоцветьи своих и чужих флагов. Потеря боевого знамени во все времена воспринималась крайне негативно и свидетельствовала о неблагополучном состоянии всего войска.
С другими материалами из серии «История Ислама в Украине» можно ознакомиться по ссылке.
Александр Степанченко специально для «Ислам в Украине»