Азербайджан — в кругу научных интересов выдающегося востоковеда
Агафангел Крымский — гениальный филолог, патриарх украинского востоковедения, автор свыше 1000 научных работ, многие из которых до сих пор, к сожалению, не опубликованы. Научный востоковедческий задел А. Крымского, который можно сравнить с огромной галактикой (такой же большой и малоисследованной), состоит из четырех больших групп — тюркологии, иранистики, арабистики и истории Ислама. Академик Ю. Крачковский подчеркивал, что для популяризации науки А. Крымский «сделал больше, чем все предыдущие и современные ему поколения арабистов»,
Вместе с тем, А. Крымского можно также считать основателем украинского азербайджановедения, ведь Азербайджан постоянно находился в кругу его научных интересов, что подробно отражает заведующий кафедрой тюркологии КНУ им. Т. Шевченко Григорий Халимоненко. В частности, ученый является автором труда «Страницы из истории Северного или Кавказского Азербайджана (классической Албании (не стоит путать с балканской Албанией — С. В)). Кабала. Шеки». Непосредственно А. Крымский, будучи заведующим востоковедческих отделов энциклопедий Брокгауза и Ефрона, подготовил для энциклопедического словаря материалы по истории и культуре Азербайджана, включая статьи о хазарах, Ширванском ханстве, знаменитых поэтах — Низами, Хагани, Физули и др.
Сотрудница Института истории НАН Азербайджана Парван Балагадирова, достаточно тщательно изучившая упомянутую выше статью украинского востоковеда «Страницы из истории…», на основе анализа этой работы пишет: «Исследуя работы
Кроме исследования исторических фактов, значительное место А. Крымский уделял литературе и культуре Азербайджана. В 1910 г. он опубликовал труд «История Турции и ее литературы от расцвета до начала упадка», где, в частности, подчеркивает, что «азербайджанская литература развивалась отдельно от османской, а потому ее история должна рассматриваться» независимо.
В 1925 г. в Киеве увидела свет чрезвычайно интересная работа А. Крымского «Персидский театр, откуда он взялся и как развивался», посвященная становлению драматического искусства в Персии. Большое внимание в этом исследовании автор уделил и Азербайджану, подав историю его театра, начиная от кукольного (XII в.) вплоть до возникновения театра нового европейского типа, основателем которого является
Начало кукольного театра в Азербайджане он относит к ранним годам XII в. (в Украине такой театр (вертеп) появился только в XVII в. — С. В.): «Про XII век говорят нам отдельные уступы из дидактических поэм шейха Низами (1141 — 1203). К примеру, в своей поэме „Мехзен
Однако, самым интересным, на наш взгляд, является исследование о новом (европейском) азербайджанском театре, в центре которого — Мирза Фатали Ахундов (1812 — 1878). Его комедии как рефлектор отражают жизнь азербайджанцев
Перечисляя научные труды А. Крымского, посвященные Азербайджану, невозможно обойти вниманием и монографию под названием «Низами и его современники». Это последняя крупная работа А. Крымского, которую он успел закончить перед арестом и ссылкой. Написана она по просьбе коллег из Азербайджанской академии наук. Книгу он должен был успеть подготовить к
Работу над книгой А. Крымский начал в сентябре 1939 г., в то время он уже был практически незрячий и не имел доступа к своей библиотеке. Сроки для написания книги были очень сжатые, поэтому приходилось работать очень интенсивно, тем более что заказчики торопили ученого. Так, в газете «Советская Украина» 14 января 1941 г. была напечатана телеграмма следующего содержания: «… юбилей Низами приближается, ваша работа слишком задерживается. Убедительно прошу срочно выслать работу». Монография была завершена и отправлена вовремя. Однако, после того, как 20 июля 1941 г. академик А. Крымский был арестован, а впоследствии замучен в советской тюрьме, о публикации его труда не могло быть и речи. Имя А. Крымского запрещено было даже упоминать вплоть до времени его реабилитации в начале
Значение этой монографии автор предисловия и комментариев к тексту Газанфар Алиев определил в том, что в ней содержится глубокая, основанная исключительно на первоисточниках «история определенной
Целесообразно отметить, что «Низами и его современники» была напечатана без главной своей части — главы о жизни и творчестве Низами. Точно известно, что А. Крымский написал этот раздел (его фрагменты удалось найти в архиве ученого), однако, по неизвестным причинам, в печать его не включили (возможно, он не отвечал идеологическим принципам советской власти). Литературовед Соломия Павлычко высказывает предположение, что монография «Низами и его современники» — это только первая часть к значительно большему исследованию об азербайджанской литературе и Низами.
Частные поездки в Баку
Свои исследования по Азербайджану А. Крымский готовил не «издалека» — несколько раз он лично посещал Баку, информацию об этом можно почерпнуть из его переписки и благодаря свидетельствам близких ему людей.
В целом, жизнь Агафангела Крымского условно можно разделить на два этапа:
1) 1871–1918 — учеба, путешествия, работа в Лазаревском институте и Московском университете, блестящая карьера ученого,
2) 1918–1942 — возвращение в Киев, организация Украинской академии наук, преследования властей, арест, смерть.
Связи А. Крымского с Азербайджаном относятся ко второму периоду жизни академика. Из дневника друга и коллеги востоковеда — Сергея Ефремова — мы узнаем о его поездке в Баку в феврале—марте 1926 г. на тюркологический конгресс. Приемный сын ученого Николай Левченко, сопровождавший его в этой поездке, вспоминает, что, «будучи в Баку, расспрашивал в бакинских старожилов, празднуют ли они и теперь мохарремское Ашура так же фанатично, как и прежде (вспомним, к примеру, эффектное описание в Le Caucase А. Дюма 1858 г.; см. „Персидский театр“, ст. 35 — 36). На это мне ответили, что теперь таких процессий отбывать в Баку нельзя. Сторож старого ширваншахского дворца повел меня к мечети в том дворце и, с сожалением, показал закрытые там техт и реван. — „Было время, я сам носил его на процессиях“, печально говорил мне он, „а теперь этого уже нельзя“. Заметить следует, что борьба против мохарремских процессий проводилась в Баку и через кинематограф».
Вполне очевидно, что вряд ли молодой Н. Левченко самостоятельно расспрашивал местных жителей, скорее всего, беседовал он с ними совместно с академиком. В воспоминаниях Н. Левченко также есть и интересный рассказ об азербайджанском кино в Киеве: «… сценки из
В архиве А. Крымского хранится телеграмма из Азербайджана — это приглашение его на Всесоюзный тюркологический съезд, который состоялся в Баку 25
Из других свидетельств Н. Левченко усматривается, что в
Однако Агафангел Крымский остался в Украине, которую он любил больше всего, и где прошли самые лучшие и самые тяжелые моменты его жизненного пути.
Соломия Вивчар специально для «Ислам в Украине»