Депортация крымских татар в 1944 году стала трагедией для десятков тысяч людей. Потеря родины, привычной среды существования, высокая смертность в местах высылки — все это поставило на грань полного вымирания небольшой по численности народ.
Попытки выселить татар из Крыма предпринимались и раньше. Сразу после захвата Россией полуострова в 1783 году правительство Екатерины II осуществило ряд мер по уменьшению численности коренных жителей Крыма. В частности, проводился насильственный захват земли, с которой силой сгоняли крымских татар. Помимо этого, русские казаки угоняли скот, тем самым отнимая у населения средства к существованию.
Особо следует отметить религиозную политику Российской империи в Крыму. До аннексии полуострова мусульманская община имела в своем распоряжении свыше 1600 мечетей. Завоеватели, вытесняя крымских татар, захватывали также и культовые сооружения. Часть из них была разрушена, некоторые использовались в качестве православных церквей. Поскольку религия в тот период была основным маркером национальной идентичности крымских татар, то оказавшись под национальным и религиозным давлением, коренное население начало массово эмигрировать в Османскую империю.
Понимая, что заселить и освоить Крым Россия не может, царское правительство несколько ослабило давление на крымских татар. К началу Крымской войны (1853–1856) крымские татары продолжали численно превосходить все остальные этносы, населявшие полуостров. После высадки
Разгром русской армии породил у правительства Александра ІІ желание отомстить «предателям», которыми были назначены крымские татары. Новая волна притеснений стала причиной очередного исхода мусульманского населения из Крыма. В период с 1854 по 1862 года Таврическую губернию покинули свыше 192 тыс. крымских татар, в результате чего обезлюдели 784 аула. Вследствие эмиграции коренного населения Крым понес огромные экономические потери, особенно пострадало сельское хозяйство. «Стада верблюдов почти исчезли; где прежде ходило тридцать отар овец, там ходит одна; где были фонтаны, там теперь пустые бассейны; где была многолюдная промышленная деревня, — там пустырь», — так описывал последствия колониальной политики России на полуострове Е. Марков.
Но и этого правительству Российской империи показалось мало. В 1860 году
О причинах эмиграции татар Тотлебен писал: «В 1856 году в Крыму распространилось известие о намерении правительства выселять татар из Крыма во внутренние губернии, вслед за этим в Мелитополе была учреждена новая епархия, и по краю разнеслись слухи о перекрещении татар в христианскую веру… Наконец переселение ногайцев с Кавказа, которые проходили через Керченский полуостров, а в Керчи и Феодосии садились на корабли, возбудило в татарах желание последовать за своими единоверцами в Турцию».
Тотлебен в своей записке полностью опроверг домыслы о массовом переходе татар на сторону противника во время военных действий в Крыму. Он также отметил, что «татары по природе своей добры, весьма честны и всегда с совершенною покорностью подчинялись всем требованиям и распоряжениям правительства». Граф рекомендовал российскому правительству «остановить переселение татар», считая невозможным заменить их переселенцами из внутренних губерний страны,
Согласно Тотлебену, к 1860 году три четверти крымских татар уже покинули родину, и для предотвращения экономической катастрофы необходимо прекратить выдачу татарам заграничных паспортов. «Если правительство имело причины опасаться татарского населения в Крыму в случае новой войны или находить татар неспособными для развития успехов земледелия, то виды правительства в настоящее время уже исполнились выходом почти трех четвертей всего населения и тем, что оставшаяся малая часть его, занимающаяся преимущественно садоводством, вполне полезна и даже трудно заменима», — отмечал российский сановник.
Российское правительство отказалось от идеи полного выселения татар. Но оно и не прислушалось к мнению Тотлебена относительно прекращения выдачи загранпаспортов татарам. Третья волна эмиграции крымских татар завершилась в 1862 году. Но следом за ней (согласно Г. Бекировой) последовала четвертая (
С другими материалами из серии «История Ислама в Украине» можно ознакомиться по ссылке.
Александр Степанченко специально для «Ислам в Украине»