5 июня информационные агентства всего мира сообщили, что девять арабских и исламских стран, среди которых Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Египет, Бахрейн, Ливия, Йемен, Мальдивская Республика, Маврикий и Мавритания, разорвали дипломатические отношения с Катаром. Впоследствии их численность возросла до шестнадцати. Также были закрыты все пограничные терминалы для воздушного, наземного и морского транспорта с тем, чтобы заблокировать сообщение с этой страной.
8 июня СА, Египет, ОАЭ и Бахрейн приняли новые меры, направленные против Катара. В совместном заявлении было отмечено, что они значительно расширили список запрещенных террористических организаций (12) и лиц (59), среди которых такие известные деятели, как Юсеф аль-Карадави, Абдулкарим Велхадж, Абулла бин Халид Аль Тани и другие.
Такое развитие событий было обусловлено объективными и субъективными факторами. Во-первых, это политические амбиции Катара, неоднократно в течение последних лет приводившие к обострению разногласий между ним и, прежде всего, Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами. Так, в начале «арабской весны» Катар сделал ставку на поддержку панарабской политической структуры «Братья-мусульмане». Именно с помощью этой организации он планировал обеспечить себе региональное лидерство в пространстве арабского мира и позже столкнулся с открытым противостоянием с арабскими монархиями, которые видели в «Братьях-мусульманах» смертельную угрозу для своего существования.
Во-вторых, Катар открыто помогает таким радикальным группировкам, как ХАМАС и «Талибан». Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Бахрейн обвинили его в нарушении своих обязательств, зафиксированных в Эр-Риядской декларации от 23 ноября 2013 года, по приведению своего внешнеполитического курса в соответствие с общей стратегией Совета сотрудничества арабских государств Залива. Этот дипломатический кризис был урегулирован через девять месяцев при посредничестве эмира Кувейта шейха Сабаха аль-Ахмера аль-Джабера ас-Салаха. Катар был вынужден запретить руководству «Братьев-мусульман» пребывание на своей территории.
Но почему ситуация вокруг Катара так резко обострилась именно в июне 2017 года? Что побудило Саудовскую Аравию, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн и некоторые другие арабские государства прибегнуть к таким беспрецедентным шагам? Ответ нужно искать в тех серьезных геополитических изменениях, произошедших в Ближневосточном регионе в течение последних месяцев.
С помощью нового американского президента Д. Трампа и его администрации СА и ОАЭ удалось значительно укрепить антииранскую коалицию суннитских государств, в которую сейчас входит около 40 стран. На это большое влияние имел визит лидера США в Саудовскую Аравию, его переговоры с королем Салманом, выступление на совместном арабо-исламском саммите, в котором он призвал исламские страны покончить с терроризмом на своих территориях и обвинить Иран в том, что он является главным спонсором и организатором терроризма на Ближнем Востоке. Такая позиция американского президента фактически развязала саудитам и эмиратцам руки в их совместном желании покончить со слишком самостоятельной политикой Катара, прежде всего в его отношениях с Ираном. Масла в огонь подлило заявление эмира страны шейха Тамима бин Хамада аль-Тани о признании законности борьбы не только ХАМАС, но и «Хезболлы», которая сейчас позиционируется как преданный сателлит Тегерана и, соответственно, враг всего суннитского мира. Сразу же после заявления о разрыве отношений Д. Трамп заявил: «Государство Катар, к сожалению, в историческом ракурсе был спонсором терроризма».
Такое развитие событий создало достаточно серьезные вызовы для дальнейших интеграционных процессов в формате Совета сотрудничества арабских государств Залива. Также нужно учесть, что на территории Катара находится крупнейшая в регионе американская военная база — Центр военно-воздушных операций США и Центрального командования США на Ближнем Востоке в Аль-Удейд. Серьезность ситуации вызвала интенсивные и многогранные переговоры всех заинтересованных сторон в том, чтобы найти формулу компромисса. Среди главных фигур переговорного процесса — госсекретарь США Г. Тиллерсон, король Саудовской Аравии Салман, министр иностранных дел Королевства Адель аль-Джубейр, генеральный секретарь ООН А. Гуттереш, президент Турции Р. Ердорган и многие другие ведущие политики.
17 июня Саудовская Аравия, Объединенные Эмираты, Бахрейн и Египет выступили с совместным заявлением, в котором выразили свои главные требования к Катару, выполнение которых Дохой позволит решить нынешний кризис. Самыми главными из них является прекращение поддержки и финансирования экстремизма и терроризма, а также создание механизма гарантии выполнения этих требований.
Для Украины важно, чтобы катарский кризис был успешно преодолен, и страны, входящие в Совет сотрудничества арабских государств Залива, сохранили единство и продолжили свой интеграционный прогресс в указанном формате. Это позволит нашей стране опираться на значительный экономический и инвестиционный потенциал этого объединения в решении наших главных стратегических задач — сохранение территориальной целостности, возвращение аннексированных и временно оккупированных территорий и глубокого обновления страны.
Швед Вячеслав Александрович