Толкование суры «Аль-Фатиха»

Толкование суры «Аль-Фатиха»
17.02.2010
Оцените статью: 
(458 оценки)
oksana
Аватар пользователя oksana

Сура «Аль-Фатиха» — одна из величайших сур Корана, представляющая собой, по мнению многих толкователей, отражение всей Книги Аллаха.

Продолжение. Начало смотрите здесь

«Аль-Фатиха» начинается словами альхамду лилляхи — «хвала Аллаху» — восхвалением и возвеличиванием Всевышнего Аллаха.

В своем тафсире Куртуби сказал: «Арабы слово хамд — «восхваление» используют, имея в виду высшую степень восхваления». Это означает, что только Аллах достоин возвеличивания, заслуживает всю похвалу и безграничную благодарность.

Слово хамд имеет более широкое значение, чем слово шукур — «благодарность», поскольку благодарят обычно за что-то, за услугу или помощь, в отличие от хамд. Человека могут восхвалять за его отвагу или его знания, мудрость, также можно благодарить кого-то за проявляемую щедрость. Шукур совершается языком, а хамд сердцем, языком и телом.

Имам Табари считал хамд и шукур синонимами, однако Куртуби был несогласен, так как хамд — это восхваление за качество, без какого либо предшествующего дела.

Рабби ль-алямин«Господу миров». Слово рабб — «воспитание, опека или исправление и улучшение дел и положения другого».

«Когда кто-то что-то исправил или завершил, довел до конца, используют слово раба», — отмечал Харави. Это слово употребляют, говоря о воспитании или опеке, например, отца по отношению к своему ребенку, наставника по отношению к ученику. В этом аяте Аллах называется Рабб, то есть Тот, кто создал, дал форму, жизнь, все необходимое и хранит Вселенную. Правильно также использовать это слово для обозначения господства, когда речь идет о божестве, царе, властелине. Даже в Коране это слово приводится для обозначения хозяина, господина: «Он попросил того, который, по его предположению, должен был спастись: «Напомни обо мне твоему господину» (Коран, 12:42).

Алямин — «миры», слово употреблено во множественном числе.

Ибн Джаузи объяснял: «Слово алям в арабском языке обозначает творения, от первого и до последнего». Ибн Аббас толковал это слово так: «Господь миров — Господь людей, джиннов и ангелов». Некоторые ученые отмечали, что в понятие «миры» входят все творения, вообще: мир людей, мир джиннов, мир ангелов, мир животных, рыб, птиц и т. д.

Ар-Рахмани р-Рахим «Милостивый, Милосердный» — имена Аллаха, производные от корня рахма — «милость, доброта».

Рахман означает, что Аллах в этом мире безгранично милостив и щедр ко всем, верующим и неверующим, а Рахим — что Господь в будущей жизни проявит милость и милосердие только к верующим и праведным людям, — разъяснял Хаттаби. В Коране Аллах называет себя Рахим лишь относительно к верующим: «И был Он к верующим милосердным» (Коран, 33:43).

Именем Рахман запрещено называть кого-либо, кроме Аллаха, в отличие от имени Рахим, которое вполне применимо к Его творениям, и большинство ученых придерживались этого запрета. Давая человеку имя с этим словом, необходимо добавлять вначале абд — «раб Милостивого».

Малики яум уд-дин — «Властелин Судного дня». Малик — «царь, властелин, владелец».

Яум уд-дин — «день Суда» — день воскресения, Судный день, день расчета человека за свои деяния. В этот день вся власть и решения будут принадлежать только одному Аллаху.

Слово дин, использованное для обозначения этого дня, в арабском языке обозначает расчет, возмездие или вознаграждение. Также этим словом арабы называют долг, который необходимо вернуть.

Ийака на’буду ва ийака наста’ин — «Тебе мы поклоняемся и у Тебя ищем помощи». Всевышний передает здесь обращение верующих, покорившихся своему Господу, признавших себя Его рабами.

Слово на’буду — «поклоняемся» — является однокоренным с абд — «раб» и очень точно передает положение зависимости, слабости, полной покорности и послушания.

Имам Замахшари отмечал, что ибада — слово, означающее поклонение, указывает на максимальную степень покорности, зависимости.

Наста’ин — «ищем помощи». В этом аяте верующие просят у Аллаха Его помощи, поддержки и защиты, взывая к Нему и признав себя Его рабами, зная, что нуждаются только в Нем.

Ихдина с-сырат аль-мустакым «веди нас путем прямым». В этом аяте, мусульмане просят Всевышнего Аллаха наставить их на истинный путь, в котором нет кривизны, ведь никто не может идти этой дорогой без Его наставления. Верующему необходима постоянная помощь и поддержка Аллаха, чтобы не сбиться с нее, ведь в течение всей жизни нам приходится преодолевать множество препятствий и бороться с искушениями.

Ихдина — «веди нас» — это слово имеет общий корень с хидая — «наставление»: «А народ Самуда Мы наставили, но они избрали слепоту и отказались от истинного пути» (Коран, 41:17).

В Коране это слово также означает направление человека на истинный путь: Ты (Мухаммад) не наставляешь, кого пожелаешь, но Аллах наставляет, кого захочет» (Коран, 28:56). Даже Пророк (мир ему и благословение) не мог сделать кого-либо верующим и вложить в его сердце иман, но всего лишь увещевал и указывал.

Ас-сырат аль-мустакым«прямой путь». Прямой путь, о котором здесь сказано — Ислам, истинная религия и наилучшая дорога для людей. Первоначально это слово происходило от корня истират — «поглощение, проглатывание», то есть то, что поглощает путника, то, в чем он как бы тонет.

Сырат аллязина ан’амта аляйхим — «путь (тех), (над) которыми Ты смилостивился». В этом аяте речь идет о людях, которых Аллах наставил на прямой путь, даровав наивысшую милость. Ибн Аббас разъяснял, что это пророки, посланники, мученики и благочестивые праведники.

Произнося эти слова, мусульманин просит Аллаха о благой доле в будущей жизни. «И те, кто покорен Аллаху и Его посланнику, будут с теми, над кем милость Аллаха из пророков, праведников, мучеников и благочестивых. И это лучшие из друзей» (Коран, 4:69).

Гайри ль-магдуби аляйхим — «не тех, над которыми Твой гнев». Толкователи отмечают, что следует просить Аллаха не просто наставить на прямой путь, но уберечь от заблуждения и ложных путей.

В толковании этой суры мы находим, что гнев Аллаха пал на иудеев, за то, что они нарушили завет с Господом после того, как Он возвеличил их над всеми народами, одарив великими милостями. Они отвернулись от Аллаха, перестали призывать к благому и предостерегать от греховного, упорствуя в нечестии и грехе: «…и заслужили они гнев Аллаха» (Коран, 2:61).

Ва ля д-далин — «и не (путем) заблудших». Большинство толкователей сходятся на том, что под заблудшими здесь подразумеваются христиане, последовавшие за истиной Иисуса (мир ему), но затем сбившиеся с пути. В своем заблуждении они обожествили раба Аллаха, пророка Иисуса (мир ему): «…они заблудились раньше, и сбили многих, сойдя с прямого пути» (Коран, 5:77).

«Под гневом — иудеи, а заблудшие — это христиане», — именно так, со слов имама Алуси, пророк Мухаммад (мир ему и благословение) разъяснил этот аят в разговоре с Ади ибн Хатимом, принявшим Ислам христианином.

Почему великая сура упоминает именно эти две религии? Потому что именно иудеи и христиане должны были последовать за новым пророком и принять ниспосланное ему Откровение.

После завершения чтения суры «Аль-Фатиха» нужно произнести слово амин.

В хадисе сообщается: «Джибрил научил Пророка (мир ему и благословение) суре «Аль-Фатиха», а после слов «…и не (путем) заблудших», произнес: «Скажи амин!» — и Пророк повторил: «Амин».

Слово амин не является частью суры, но, следуя примеру своего Пророка, мусульмане произносят его.

Теперь, дав общее представление о смысле этой суры, мы хотим обратить ваше внимание на некоторые интересные и полезные для мусульманина и даже немусульманина, факты.

«Когда ты читаешь Коран, то проси защиты у Аллаха от шайтана, побиваемого камнями» (Коран, 16:98).

Всевышний вменил перед чтением Корана произнести слова о защите от шайтана: Аузу билляхи мин аш-шайтани р-раджим! — «Прибегаю к Аллаху от сатаны, побиваемого камнями!».

Как известно, верующий начинает чтение Корана со слов Бисмилляхи р-рахмани р-рахим — «Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!» — указывающих на то, что все дела и слова должно начинать только ради довольства и любви Всевышнего.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Любое дело, имеющее смысл и пользу, не начатое с именем Аллаха, будет бесполезным и неполноценным».

Разница между словом Аллах и словом илях в том, что Аллах — имя собственное, имеющее только единственное число, ведь Он — единственный истинный Бог, Творец всего, Вечный и Всемогущий. Илях — слово, обозначающее все, что обожествляется, по правде или по лжи и заблуждению.

Даже многобожники знали, что обожествляемые ими идолы не являются творцами небес и земли: «Если ты спросишь их: «Кто создал небеса и землю?» – они скажут: «Аллах» (Коран, 39:38).

Альхамду лилляхи рабби ль-алямин, ар-рахмани р-рахим! — «Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому и Милосердному!». Это красивое обращение оказывает сильнейшее воздействие на душу человека и его состояние, ведь он обращается к своему Господу, Творцу.

Слова «Милостивый» и «Милосердный» в первом аяте следуют после слов «Господь миров». И понятие господства, конечно, связано с такими качествами как величие, могущество, превосходство, возвышенность. И, может быть, Аллах Всевышний после указания на свое господство напомнил Своим рабам, что при этом Он Милостивый и Милосердный, чтобы не думали они, что Он жесток, не знает великодушия, прощения и доброты.

Абу Хайян отмечал, что этот порядок отражает принцип в отношениях раба со своим Господом. Раб, в первую очередь, должен быть покорным, исполненным верности, что является проявлением осознания господства Аллаха. И если человек в силу своей слабости и несовершенства все же совершит греховный поступок, у него всегда есть надежда на прощение и милосердие Аллаха.

Ибн Кайим отмечал, что качество Рахман — «Милостивый» — связано с сущностью Аллаха, а качество Рахим — «Милосердный» — с тем, по отношению к кому Его милость проявляется, то есть первое — именно качество, а второе — действие. Поэтому в Коране имя Рахим часто приводится, когда речь идет о творениях Аллаха: «…Он милосерден к верующим» (Коран, 33:43); «Потом Он принял их покаяние, ведь Он сострадателен и милосерден» (Коран, 9:117).

Мусульманин обращается к Создателю со словами «Тебе мы поклоняемся и на тебя уповаем», тем самым признавая, что он не заслуживает даже просить прощения и помощи, и лишь уповает на милость и великодушие Могучего и Величайшего Господа миров.

Ибн Аббас также отмечал, что форма, в которой выражен смысл поклонения и упования в арабском языке, также указывает на единственность объекта поклонения и упования, что является основой единобожия.

Абу Хайян объясняет, что слова ихдина с-сырат аль-мустакым «наставь нас на прямой путь» — понимаются как молитва о постоянном укреплении на этом пути. Ведь путь — это то, что продолжается, это дорога, по которой мы идем. И даже если Аллах однажды наставил человека на прямой путь, он все равно и далее нуждается в поддержке и руководстве, чтобы не сбиться. Поэтому Пророк (мир ему и благословение) обращался к Аллаху с молитвой: «О Тот, кто обращает сердца! Укрепи мое сердце на Твоем пути!».

Сырат аллязина ан’амта аляйхим, гайри ль-магдуби аляйхим ва ля д-далин— «путь (тех), (над) которыми Твоя милость, не тех, над которыми Твой гнев и не (путь) заблудших».

В трех последних аятах Всевышний напоминает, что руководство и наставление на истинный путь дается только Им, а тех, кто Его прогневал, Он вводит в заблуждение.

Являются ли слова «бисмилляхи р-рахмани р-рахим» аятом?

Ученые не пришли к единому знаменателю. Например, в суре «Муравьи» эти слова считаются аятом Корана, но по поводу суры «Аль-фатиха» мнения разделились.

Шафии сказал, что «басмаля» — аят в начале всех сур Корана; имам Малик считал, что «басмаля» не является аятом, вообще, в начале каких бы то ни было сур; по мнению Абу Ханифы эти слова — аят в начале всех сур, кроме «Аль-фатихи».

Доказательством мнения имама Шафии служит хадис, переданный Абу Хурайрой, в котором приводятся слова Пророка (мир ему и благословение): «Если вы читаете «Хвала Аллаха Господу миров», то читайте в начале «Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного». Эта сура — мать книги, семь чтимых аятов, и «Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного» — один из аятов».

Также Ибн Аббас говорил, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) начинал молитву со слов «Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного» (Тирмизи считал иснад этого хадиса слабым).

В хадисе от Анаса, которого спросили о чтении Пророка, говорится: «Он читал протяжно… и прочитал «Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного. Хвала Аллаху, Господу миров! Милостивый и Милосердный, Царь дня Суда».

Анас вспоминает: «Однажды был с нами Посланник Аллаха (мир ему и благословение). Он задремал, а потом поднял голову, и на его лице была улыбка. Мы спросили: «Что рассмешило тебя, о посланник Аллаха?» Он ответил: «Мне только что ниспослана сура: «Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного. Воистину, Мы даровали тебе изобилие. Так совершай обрядовую молитву и закалывай. Воистину, твой ненавистник сам окажется бездетным» (Коран, 108).

Эти доказательства, по мнению имама Шафии, указывают на то, что слова «Бисмилляхи р-рахмани р-рахим» — аят в начале всех сур Корана.

Имам Малик считал, что эти слова не из Корана, а просто фраза, с которой начинается любое благое дело, для того, чтобы оно было благословенным Аллахом и совершалось ради Аллаха; в том числе и чтение Корана следует начинать с этих слов.

Первое доказательство данного мнения — хадис от Айши (да будет доволен ею Аллах): «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) начинал молитву с такбира (слов «Аллаху Акбар!» — ред.) и затем читал «Хвала Аллаху, Господу миров!».

Второе доказательство. Анас говорит: «Я молился за Пророком (мир ему и благословение), Абу Бакром, Омаром и Усманом (да будет доволен ими Аллах), и они начинали молитву со слов «Хвала Аллаху, Господу миров!».

В версии Муслима Анас также сказал: «…и они не читали «Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного».

Третье доказательство. Абу Хурайра говорит: «Я слышал, как Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Аллах Всевышний говорит: «Я разделил молитву между Мной и Моим рабом на две части, и Моему рабу то, что он попросит». Если прочитает мой раб: «Хвала Аллаху, Господу миров», — Аллах говорит: «Благодарил раб Мой меня». А если прочитает: «Милостивому и Милосердному», — Аллах говорит: «Восхвалял раб Мой меня». А если прочитает: «Царь дня Суда», — Аллах говорит: «Превознес Меня раб Мой». А если прочитает: «Тебе мы поклоняемся и у Тебя ищем помощи», — Аллах говорит: «Это между Мной и Моим рабом, и дам рабу то, что он попросил». А если прочитает: «Наставь нас на прямой путь, путь тех, над кем Твоя милость, не тех, над кем Твой гнев, и кто в заблуждении», — Аллах скажет: «Это Моему рабу, и дам ему то, что он попросил».

Четвертое доказательство. Если бы эти слова были аятом в суре «Аль-фатиха», то текст был бы таким: «Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного. Хвала Аллаху, Милостивому и Милосердному», что в стилистике арабского языка не является красноречивым, и нарушает красоту коранического текста.

Доказательства ханафитского мазхаба

То, что эти слова передаются в тексте Корана цепочкой мутаватир, доказывает, что они все же аят Корана, но не доказывает, что они — аят в любой суре. На это указывают хадисы, в которых говорится, что вслух читается именно сура «Аль-фатиха», но не читаются слова «бисмилляхи р-рахмани р-рахим».

Если бы последние являлись аятом данной суры, не было бы причины читать ее вслух со второго аята. Но в начале остальных сур эти слова — аят, ниспосланный для указания начала и конца. Сподвижники так и говорили:«Мы не знали окончания и начала сур, пока не приходили слова «бисмилляхи р-рахмани р-рахим».

Также передаются слова Ибн Аббаса, говорившего, что начало новой суры определялось ниспосланием слов «бисмилляхи рахмани рахим».

Если объединить все доказательства, становится ясно, что мнение ханафитов наиболее взвешенное, так как общие доказательства шафиитов указывают на то, что это коранический аят, а доказательства маликитов подтверждают, что эти слова не являются аятом «Аль-фатихи».

Обязательно ли читать «бисмилляхи р-рахмани р-рахим» в молитве?

Имам Малик запретил читать «басмаля» в намазе вслух или про себя — в «Аль-фатихе» или в любой другой суре.

Абу Ханифа сказал, что молящийся читает эти слова про себя перед «Аль-фатихой» в любой молитве, также хорошо читать их перед любой сурой.

Имам Ахмад ибн Ханбаль сказал, что читать «басмаля» про себя — сунна. Ханбалиты считают, ссылаясь на имама Ахмада, что такого мнения придерживались Абу Бакр, Омар, Усман, Али, Ибн Масуд, а также имамы табиинов: Суфьян Саури, Абу Ханифа, Малик.

Имам Шафии сказал, что их обязательно читать перед сурой и в молитве. Если молитва читается вслух, «басмаля» читают вслух, если про себя, то и «басмаля» читается про себя, поскольку это сунна. Это мнение передается от Муавии, Ата и Тавуса; Ибн аль-Джаузи написал об этом в «Зад уль-масир». Два последних — из числа имамов табиинов. Термин «сунна» в данном случае означает «правильное», но не норму фикха.

Причина всех этих разногласий — различные мнения по поводу того, является ли «басмаля» аятом или нет. Мнения в этом вопросе также не совпадали у первых поколений мусульман.

Да благословит Аллах всех ученых!

Обязательно ли читать суру «Аль-фатиха» в намазе?

Большинство муджтахидов, в том числе имамы Малик, Шафии, Ахмад ибн Ханбаль, говорили, что чтение «Аль-фатихи» является условием правильности намаза.

В то же время имам Абу Ханифа считал, что чтение «Аль-фатихи» обязательно, но не является условием правильности намаза. То есть это ваджиб, но не фард. Данное разделение существует только в ханафитской системе норм, тогда как у шафиитов и ханбалитов ваджиб — синоним фарда, поэтому, если кто-то, имея возможность, не прочитал «Аль-фатиху», последние считают такой намаз недействительным. У ханафитов же такой намаз действителен, но с нарушениями и недостатками.

Доказательства маликитов, шафиитов и ханбалитов

Хадис Убада ибн Самита, в котором Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Нет молитвы у того, кто не читал «Аль-фатиху».

Хадис Абу Хурайры, в котором Пророк (мир ему и благословение) сказал:«Молитва совершившего намаз и не прочитавшего «Аль-фатиху» неполноценна; она неполноценна и не завершена».

Хадис Абу Саида Худри, в котором говорится: «Нам приказывали читать «Аль-фатиху» и то, что сможем из Корана».

Доказательства ханафитов

Из Корана: «Посему читайте из Корана столько, сколько вам доступно» (Коран, 73:20). Этот аят ниспослан по поводу чтения Корана в намазе, поэтому он является твердым доказательством в этом вопросе, и не может быть конкретизирован доказательством слабее, чем, например, является хадис об обязательности чтения «Аль-фатихи».

Хадис от Абу Хурайры: «Один человек вошел в мечеть и помолился. Но Пророк (мир ему и благословение) сказал, что он не выполнил молитву правильно. Так было три раза, и на третий раз Пророк (мир ему и благословение) объяснил ему, как правильно молится, и сказал: «Читай из Корана то, что тебе будет доступно».

Что касается хадисов, которыми аргументировали свою позицию прочие ученые, то они объясняются в соответствии с хадисом от Убада ибн Самита, в котором говорится о совершенстве молитвы, а не о ее правильности.

Любой человек может помолиться, не читая суру «Аль-фатиха», и при этом никто не может сказать, что это не молитва. Значит Пророк (мир ему и благословение) не мог иметь в виду, что без чтения «Аль-фатихи» молитва недействительна. О чем же он говорил?

Нам необходимо найти скрытый смысл его слов: либо у того, кто не читал «Аль-фатиху», нет правильной молитвы, либо нет полноценной молитвы. Основываясь на Коране и упомянутом хадисе Убада ибн Самита, мы приходим к мнению, что этот смысл заключается все-таки в полноценности молитвы, а не в ее правильности. Это подтверждается хадисом Абу Хурайры, в котором сказано, что без «Аль-фатихи» молитва неполноценна: Пророк (мир ему и благословение) не сказал, что молитва недействительна или неправильна.

Более того, Пророк (мир ему и благословение) в данном хадисе назвал это действие молитвой, но с недостатком, и если бы без чтения «Аль-фатихи» данное действие не считалось молитвой, он не называл бы его молитвой, вообще.

Шейх Сабуни, взвесив доказательства, поддержал в своем тафсире мнение большинства, подкрепив это тем фактом, что Пророк (мир ему и благословение) и его сподвижники (да будет доволен ими Аллах) всегда читали «Аль-фатиху» в молитве, поэтому следует считать ее чтение фардом.

Имам Табари в тафсире сказал: «Читать в каждом ракяте «Аль-фатиху» обязательно, и молитва не будет правильной, если не прочитать эту суру или не прочитать часть, равную ей по количеству аятов и букв».

Однако следует добавить, что имам Абу Ханифа считал чтение «Аль-фатихи» обязательным, но как ваджиб, а не как фард. Разница между ваджибом и фардом в том, что отрицание фарда выводит человека из Ислама, а отрицание ваджиба не выводит. И если обязательность чтения «Аль-фатихи» не имеет бесспорных доказательств, значит отрицание обязательности чтения «Аль-фатихи» в молитве не выводит мусульманина из Ислама, что было бы при отрицании фарда.

Читает ли молящийся вместе с имамом, за которым он молится?

Имамы Шафии и Ахмад ибн Ханбаль сказали, что молящийся читает Коран и «Аль-фатиху» в любой молитве вслед за имамом.

Имам Малик сказал, что если молитва читается про себя, молящийся читает вместе с имамом, если молитва читается вслух, молящийся только слушает.

Абу Ханифа сказал, что молящийся, вообще, не должен ничего читать в молитве за имамом.

Шафии и Ибн Ханбаль аргументировали свое мнение хадисом об обязательности чтения «Аль-фатихи». Имам Малик, в свою очередь, подкрепил свою позицию аятом из Корана «Когда читается Коран, то слушайте и безмолвствуйте» (Коран, 7:204).

Абу Ханифа также ссылался на этот аят, а также опирался на хадисы, в которых Пророк говорит: «(Если) кто-то молится за имамом, чтение имама и есть его чтение»; «Имам для того, чтобы за ним следовали, если он произносит такбир, повторяйте за ним, а если читает Коран, то молча слушайте».

Сейран АРИФОВ

По материалам газеты «Арраид»

Ссылки на тему:

«Семь повторяющихся»

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.