…Чтоб нам в глаза смотрели дети
Без огорченья и стыда —
Да будет всем на белом свете
Близка татарская беда!
Это — строки из стихотворения, которое в 1966 году написал поэт Борис Чичибабин, посвятив его трагедии депортации крымскотатарского народа. Сегодня слова художника воспринимаются с особой остротой…
Ко Дню скорби и памяти жертв геноцида (депортации) крымскотатарского народа, совершенного тоталитарным режимом 18 мая 1944, в Музее Ивана Гончара открылась выставка — инсталляция «Zincir: звенья памяти». Первые посетители и представители СМИ увидели экспозицию вечером 15 мая.
Авторами проекта, идеологами и вдохновителями были известные
Соорганизаторами выставки выступили Меджлис крымскотатарского народа, общественная организация
Рустем Скибин рассказал, что эта выставка представлена в рамках проекта «Zincir», что в переводе с крымскотатарского означает «цепь», «звено цепи», что очень символично для народа:
— Очень часто этот знак встречается в фольклоре и мы взяли его в качестве символа, некоего элемента, что нас объединяет и не позволяет разорвать связь ни с Крымом, ни с народом, ни с историей или культурой.
Как отметил заместитель гендиректора музея Игорь Поживайло, эта выставка еще раз заставляет задуматься о сути того, что произошло с крымскими татарами:
— Очень хорошо, что здесь, на этой выставке, в таком небольшом пространстве, такая большая концентрация информации, кристаллизация исторической памяти. Кроме древних культурных, художественных вещей, предметов обихода мы видим и грандиозные цифры, грандиозную статистику и документы, наглядно демонстрирующих нам, что же происходило на самом деле, что помогает нам понять, понять не только то, что происходило, но и спрогнозировать, что может произойти… Мы, украинцы, всегда сочувствовали и поддерживали крымских татар — но, видимо не до глубины наших клеток осознавая ту трагедию, которая добралась вскоре и до украинского народа. Так же были захвачены, отобраны, аннексированы территории; так же против этой живой ткани народа был совершен акт вандализма — на всех уровнях. И мне кажется, что Майдан, (восставший против этого — ред.) он не завершился, он существует на разных уровнях. И это явление не рядовое, это явление историческое, культурное. И на Майдане мы собрали коллекцию — в частности, очень много касок с символикой крымскотатарского народа, которую наносили на шлемы, рисовали на касках украинцы —с одной стороны — Тризуб, и с другой — тамга. И в этом симбиозе, в этой синергии есть и сила наша, и путь к выходу из ситуации. Это время испытаний для каждого из нас, но они нас объединили. Ранее, к сожалению, континентальная Украина не очень обращала внимание на проблемы крымских татар, на исторические нюансы, исторический драматизм. Сейчас же мы со всей полнотой осознали, что это — часть нашей драмы, нашей истории. Поэтому мы вместе победим, без сомнения. Наши народы объединяются — и я убежден, что нас ждет светлое, процветающее будущее.
Этнограф Ульвие Аблаева в своем выступлении коснулась мучительных для каждого крымского татарина событий, опровергла советскую статистику, что преуменьшала человеческие потери среди депортированных во время принудительного переселения и напомнила о целенаправленном уничтожении жителей Арабатской Стрелки, которых просто погрузили на баржи и утопили в Азовском море —это произошло
Обращает на себя внимание лишь такой факт: как напомнила госпожа Ульвие, для выполнения грязной работы с фронта было отозвано несколько десятков солдат, которые прибывали на остров, коварно объясняющие, что это — задание помощи местному населению в сельскохозяйственных работах и восстановлении — и крымские татары радушно принимали их в своих домах, по законам гостеприимства, присущие народу, делились последним. И те же люди, как только пробовали искреннее угощение, в один момент, получив приказ, безжалостно выбросили татар из домов.
Присутствующий на открытые выставки председатель Меджлиса Рефат Чубаров напомнил об истории депортации, когда весь крымскотатарский народ был выброшен из домов и отправлен в ссылку за пределы Крыма и, в отличие от других депортированных народов, которым после смерти Сталина и во времена так называемой «оттепели» было разрешено вернуться в родные места, крымским татарам возвращения на полуостров пришлось ждать полвека, до развала советской империи. Но самое страшное, по мнению Чубарова — даже не ссылки и не физическая смерть, а то, что советская власть искажала историю, уничтожала культуру, язык и память народа, ведь, если
— И Гитлер, и Сталин (а сегодня — Путин) — все, что они делали и все, что делается сейчас, бесчеловечное и идет через убийства исторической памяти. Как только депортировали крымских татар, через год переименовали тысячи топонимов, снесли все мусульманские кладбища, пытались и почти запретили термины, которыми определялись
Российская концепция сегодняшняя такая: «Ну, не нужно всегда оглядываться назад, ну не нужно постоянно оживлять те раны, которые у вас болели — надо идти вперед», — но мы понимаем, почему они так говорят и главное — почему они так делают — они это делают, чтобы мы с вами не помнили, что с нами было. Легко с теми, кто не помнит свою судьбу — тем более, трагическую, поскольку те, которые не помнят — они не задумываются над тем, что сегодня происходит. И если осуществится то, чего желают оккупационные силы в Крыму — чтобы крымские татары забыли свою трагедию, то это будет означать, что они уничтожили крымских татар, чего они хотят. Они хотят получить кучу людей, которые не знают своей истории, и не знают того, что произошло с их родной землей, и самое главное — что они хотят получить кучу людей, которая не будет думать о том, что с ними сегодня происходит и кто в этом виноват.
Я провожу эти параллели, мне больно — но это соответствует действительности. Все те народы, которые были депортированы, и сегодня входят в состав Российского государства — с ними уже провели этот этап: и балкары, и чеченцы, и калмыки — они не выходят на массовые мероприятия для того, чтобы почтить память жертв депортаций своих народов. Им уже давно доказали и вбили в головы, что об этом надо забыть.
Теперь они намерены сделать это с крымскими татарами на оккупированной крымской земле. Я уверен, что все это им просто не удастся сделать. Не удастся сделать потому, что мы этого не позволим. Но вы знаете, как они очень подробно, очень тщательно сохраняют свое — свое не российское, а свое имперское для того, чтобы и дальше уничтожать народы, которые попадают в плен этой имперской российской идеологии.
В двадцатом веке человечество столкнулось с таким явлением, как целенаправленное уничтожение народов. Вот когда нелюди или какой режим ставит цель уничтожить
…И снова вспоминаются строки из стихотворения Бориса Чичибабина:
…Не удержать водой — воду,
Не погасит огня — огнем.
Верните Родину народа,
Её душа осталась в нём!