В Международный день прав коренных народов в эфире Радио Вести вышла программа с участием председателя Меджлиса крымскотатарского народа, народного депутата Украины Рефата Чубарова. Эфир был посвящен принципам построения крымскотатарской автономии, вопросам устройства будущего Крыма, а также нынешним насущным вопросам коренного народа полуострова.
— В прошлом году, после апреля 2014 года, когда Путин издал указ о реабилитации депортированных народов, шла массированная российская пропаганда. Российские представители говорили, что они
По данным из открытых источников известно, что в Крыму более 580 общеобразовательных школ, в которых обучаются 185 тысяч школьников. По некоторым данным, в 1936 году в тогдашней Крымской АССР было 386 крымскотатарских школ, в которых обучались также дети из русских и украинских семей.
Факт монополии языка на полуострове мы попросили прокомментировать магистра шариатских наук Сейрана Арифова.
— Национальные школы работают в местах компактного проживания крымских татар, закрыть их будет тяжелее, но что с ними будет дальше — непонятно. В обычных школах были крымскотатарские классы, и они сейчас закрываются. Возникает вопрос, а что значит на практике государственный язык? В каких государственных службах или полиции на нем ведется делопроизводство? Этот статус, кроме как на бумаге, реально не виден, — отметил Сейран Арифов.
По его словам, вопросы языка — это не самая большая проблема в Крыму, но это один из сегментов нынешней крымской политики, направленной на ассимиляцию народов.
— Как быть с реальным обеспечением статуса государственного языка, когда ваш язык декларативно признается государственным,
По его словам, например, в автономной провинции Южный Тироль в Италии, где проживает немецкое большинство, итальянское меньшинство и немногочисленный коренной народ ладинцы, дети в местных школах изучают все три языка.