«Коцюбинский, Ислам и мы» на «Книжном арсенале»

22 апреля на шестом международном фестивале «Книжный арсенал» в рамках спецпрограммы «Къырым» состоялась дискуссия «Коцюбинский, Ислам и мы»
22 апреля на шестом международном фестивале «Книжный арсенал» в рамках спецпрограммы «Къырым» состоялась дискуссия «Коцюбинский, Ислам и мы»
22 апреля на шестом международном фестивале «Книжный арсенал» в рамках спецпрограммы «Къырым» состоялась дискуссия «Коцюбинский, Ислам и мы»

22 апреля на шестом международном фестивале «Книжный арсенал» в рамках спецпрограммы «Къырым» состоялась дискуссия «Коцюбинский, Ислам и мы». Её модератором выступил программный директор Международного фестиваля рассказа «Intermezzo» Александр Вешелени, который поведал посетителям о том, что связывает Михаила Коцюбинского с исламской религией.

 Коцюбинский как модернист начинается с крымских новелл. Затем он будет обращаться к миру Бессарабии, Гуцульщины, Италии и каждый раз, ища экзотический контекст, он будет искать себя в этом мире. Очень интересно, что именно Ислам он очень хорошо понимает на интуитивном уровне. Понятно, что писатель что-то читал, знакомился, исследовал как этнограф, но Ислам он начал чувствовать изнутри.

Внимательность к деталям, к людям и к их проблемам и сделали из него модерниста европейского уровня,  рассказал Александр Вешелени.

Напомним, что классик украинской литературы Михаил Коцюбинский провел несколько лет (18921896) в Крыму как участник Одесской филлоксерной комиссии, которая боролась с вредителем винограда  филлоксерой. Работа в сёлах Таврической губернии дала ему материал для написания цикла «крымских» новелл: о крымских татар «В путах шайтана», «На камне» и «Под минаретами» и о православном монастыре «В грешный мир».

В дискуссии принял участие известный украинский востоковед, исследователь религиозно-философского наследия Крымского ханства, доктринальной и философской мысли исламского мира Михаил Якубович. По словам ученого, конец IXX века  это тот период, когда в русском православии наблюдается, с одной стороны, определенный кризис, а с другой  подъем, потому что впоследствии родилась плеяда богословов 20-х годов, которых затем в Советском Союзе вытеснят или уничтожат. Михаил Якубович отметил, что в Крыму с начала IXX века прилагались все усилия для того, чтобы православие там было оплотом государственности.

 Коцюбинский почувствовал, описал то типичное православие. Ведь когда читаешь о церкви Иоанна Дамаскина, Василия Великого, а потом смотришь на Кирилла и других, возникает вопрос, а это вообще одна и та же традиция? Смотришь и видишь идею, о которой писал еще Соловьев: «православный человек, русский всегда был лучше самого морального еретика, а тем более мусульманина»,  подчеркнул Михаил Якубович.

По словам ученого, именно в Крыму были заложены «скрепи», которые «дают свои плоды, как мы видим, много-много лет спустя».

 Специальная программа «Къырым» на фестивале «Книжный арсенал» вносит много ясности в исторический контекст, которым мы последние, как минимум, 25 лет не занимались. Наша неосведомленность в проблемах истории Крыма, его этносов  это одна причина того, что мы имеем,  добавил Александр Вешелени.

Справка:

Михаил Коцюбинский (18641913 гг.)  украинский писатель, общественный деятель, классик украинской литературы. Его творчество всегда было предметом споров литературных критиков. Коцюбинский владел девятью иностранными языками, среди которых греческий и крымскотатарский.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.