В Сокровищнице Национального музея истории Украины, находящейся на территории Киево-Печерской лавры, открылась выставка «MIRAS. Наследие», на которой впервые демонстрируется самая большая на материковой части Украины коллекция образцов крымскотатарского ювелирного искусства и быта.
В частности, представлены изящные женские украшения, сделанные в уникальной технике скани; можно увидеть серебряные обложки к Корану, а также «казанок матери Марии» (Марьям) — традиционную в крымскотатарских семьях посуду, в которой роженице первые 40 дней после родов приносили еду. В исламской традиции Марьям (мать Исы, мир ему) очень почитается, ведь Иса — один из пророков, доносивший волю Аллаха, пока не пришел Мухаммад (мир ему и благословение).
В интервью изданию «Факты» один из кураторов выставки Алексей Савченко рассказал еще многое об обычаях и искусстве крымских татар, о представленных на выставке экспонатах и привел интересные факты из истории народа.
Говоря о крымскотатарской вышивке, он вспомнил о пословице, смысл которой можно перевести так: «Девушка начинает вышивать приданое, когда еще сидит у отца на руках», то есть с детства:
Среди прочего в экспозиции представлена старинная литография — изображения состязаний по традиционной борьбе куреш, которые устраивались на праздниках, в том числе на свадьбах. Также посетители увидят немало красивых женских украшений из золота, которые носили на головных уборах (фесах) и на поясах.
Пояс (къушак) женщины, поясняет Савченко, свидетельствовал о ее социальном статусе:
«Он весил вместе с украшениями от 300 до 500 граммов. Естественно, центральным элементом в украшении пояса является пряжка (къушак-баш). Мы демонстрируем несколько „къушак-баш“ изысканной работы».
Алексей привел исторический факт: в ханское время местные ювелиры обслуживали прежде всего элиту и работали на экспорт в исламские страны, а крымскотатарская культура не избежала европейского влияния, даже моды версальского двора.
В интервью он рассказал и о традиционном быте крымских татар, и о связанных с ним экспонатах, поведал об архитектуре крымскотатарских домов. Речь шла и о традиционной кухне, в частности уделили внимание и любимому напитку кырымлы, кофе, и кофейной церемонии. Вспомнили историю появления этого напитка в Крыму в начале XVI века. Известно, что кофе стал не только атрибутом повседневной жизни простых людей, но и частью дворцового этикета.
«Некоторые крымские ханы не начинали рабочий день, пока не выпивали чашечку кофе. Это касается и хана Менгли Гирея, который был союзником многих украинских гетманов. Он прославился, в частности, как преданный поклонник кофе. Кофейни были признаком цивилизованности городов и в Османской империи, и в Крымском ханате. Но кафе посещали только мужчины, женщины пили кофе дома. Мы показываем традиционный набор предметов для кофейной церемонии: мельничка для кофе, джезву для заваривания, чашки, „ибрики“ — посуда, в которой кофе подавали на стол, и „зарфы“ — подставки для кофейных чашек. Эти подставки были разных форм и из разных материалов: медные, серебряные, бронзовые, даже деревянные. Но самые престижные — серебряные. Вместе с кофе гостю предлагали длинную трубку с мундштуком. Так что мы демонстрируем ее как еще один атрибут кофейной церемонии, — говорит Савченко. — В Крыму послов иностранных государств встречали по определенному протоколу, включавшему угощение кофе. При ханском дворе пользовались кофейными сумками, на самом деле скатертями, которые завязывали кожаным шнуром. Иностранному посланнику выносили в них кофейный набор. Гость ел песочное печенье, сахар и пил кофе. После угощения набор собирали в сумку и уносили, а посла вели на аудиенцию к крымскому хану».
Как отмечает куратор выставки, кофейная традиция остается до сих пор остается частью повседневной культуры крымских татар.