Уникальная выставка крымскотатарского ювелирного искусства и быта открылась в Киеве

Уникальная выставка крымскотатарского ювелирного искусства и быта открылась в Киеве
Один из кураторов выставки Алексей Савченко демонстрирует посетителям экспонаты
Уникальная выставка крымскотатарского ювелирного искусства и быта открылась в Киеве
Посетители выставки «MIRAS. Наследие»
Уникальная выставка крымскотатарского ювелирного искусства и быта открылась в Киеве
Один из самых инновационных экспонатов — пряжка (къушак-баш) женского пояса.
Уникальная выставка крымскотатарского ювелирного искусства и быта открылась в Киеве
Уникальная выставка крымскотатарского ювелирного искусства и быта открылась в Киеве
Уникальная выставка крымскотатарского ювелирного искусства и быта открылась в Киеве
16.11.2022
Оцените статью: 
(169 оценки)
editor
Аватар пользователя editor

В Сокровищнице Национального музея истории Украины, находящейся на территории Киево-Печерской лавры, открылась выставка «MIRAS. Наследие», на которой впервые демонстрируется самая большая на материковой части Украины коллекция образцов крымскотатарского ювелирного искусства и быта. 

В частности, представлены изящные женские украшения, сделанные в уникальной технике скани; можно увидеть серебряные обложки к Корану, а также «казанок матери Марии» (Марьям) — традиционную в крымскотатарских семьях посуду, в которой роженице первые 40 дней после родов приносили еду. В исламской традиции Марьям (мать Исы, мир ему) очень почитается, ведь Иса — один из пророков, доносивший волю Аллаха, пока не пришел Мухаммад (мир ему и благословение).

В интервью изданию «Факты» один из кураторов выставки Алексей Савченко рассказал еще многое об обычаях и искусстве крымских татар, о представленных на выставке экспонатах и ​​привел интересные факты из истории народа.

Говоря о крымскотатарской вышивке, он вспомнил о пословице, смысл которой можно перевести так: «Девушка начинает вышивать приданое, когда еще сидит у отца на руках», то есть с детства:

Среди прочего в экспозиции представлена старинная литография — изображения состязаний по традиционной борьбе куреш, которые устраивались на праздниках, в том числе на свадьбах. Также посетители увидят немало красивых женских украшений из золота, которые носили на головных уборах (фесах) и на поясах. 

Пояс (къушак) женщины, поясняет Савченко, свидетельствовал о ее социальном статусе:

«Он весил вместе с украшениями от 300 до 500 граммов. Естественно, центральным элементом в украшении пояса является пряжка (къушак-баш). Мы демонстрируем несколько „къушак-баш“ изысканной работы».

Алексей привел исторический факт: в ханское время местные ювелиры обслуживали прежде всего элиту и работали на экспорт в исламские страны, а крымскотатарская культура не избежала европейского влияния, даже моды версальского двора.

В интервью он рассказал и о традиционном быте крымских татар, и о связанных с ним экспонатах, поведал об архитектуре крымскотатарских домов. Речь шла и о традиционной кухне, в частности уделили внимание и любимому напитку кырымлы, кофе, и кофейной церемонии. Вспомнили историю появления этого напитка в Крыму в начале XVI века. Известно, что кофе стал не только атрибутом повседневной жизни простых людей, но и частью дворцового этикета.

«Некоторые крымские ханы не начинали рабочий день, пока не выпивали чашечку кофе. Это касается и хана Менгли Гирея, который был союзником многих украинских гетманов. Он прославился, в частности, как преданный поклонник кофе. Кофейни были признаком цивилизованности городов и в Османской империи, и в Крымском ханате. Но кафе посещали только мужчины, женщины пили кофе дома. Мы показываем традиционный набор предметов для кофейной церемонии: мельничка для кофе, джезву для заваривания, чашки, „ибрики“ — посуда, в которой кофе подавали на стол, и „зарфы“ — подставки для кофейных чашек. Эти подставки были разных форм и из разных материалов: медные, серебряные, бронзовые, даже деревянные. Но самые престижные — серебряные. Вместе с кофе гостю предлагали длинную трубку с мундштуком. Так что мы демонстрируем ее как еще один атрибут кофейной церемонии, — говорит Савченко. — В Крыму послов иностранных государств встречали по определенному протоколу, включавшему угощение кофе. При ханском дворе пользовались кофейными сумками, на самом деле скатертями, которые завязывали кожаным шнуром. Иностранному посланнику выносили в них кофейный набор. Гость ел песочное печенье, сахар и пил кофе. После угощения набор собирали в сумку и уносили, а посла вели на аудиенцию к крымскому хану».

Как отмечает куратор выставки, кофейная традиция остается до сих пор остается частью повседневной культуры крымских татар.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.