Крымскотатарский орнамент «Орънек» внесен в предварительный список нематериального наследия человечества ЮНЕСКО для возможного включения его в перечень нематериального культурного наследия человечества.
Заседание по этому вопросу состоится в 2021 году.
Эти данные опубликовал официальный сайт ЮНЕСКО.
Напомним, что более двух лет назад приказом Министерства культуры от 12.02.2018 года № 105 крымскотатарский орнамент «Орънек» был внесен в перечень элементов нематериального культурного наследия Украины — тогда это произошло благодаря совместным усилиям общественной организации «Алем», мастеров из Крыма и творческого объединения «Чатыр-Даг» во главе с заслуженным художником Украины Мамутом Чурлу.
Как сегодня сообщает общественная организация «Алем» https://www.facebook.com/alem.ngo/?tn-str=k*F , разработка номинационного досье «Орънек» — крымскотатарский орнамент» было долгосрочной инициативой ОО «Алем». Его подача в перечень НКС стала результатом тесного сотрудничества с мастерами прикладного искусства (вместе с Мамутом Чурлу и носителями Орънек), а также содействия Министерства культуры и информационной политики Украины.
В Крыму издавна существовали цеховые объединения вышивальщиков «кезаджей», которые обслуживали ханский двор, знать и духовенство. Часть их продукции также экспортировали в страны Средиземноморья, Малую Азию, Россию.
Изделия конца XIX — начала XX веков отличались разнообразием техник и высоким уровнем исполнения. Однако, уже в 20-е годы ХХ века традиционные ремесла пережили серьезный кризис, вызванный общественно-политической ситуацией.
«Красный» и «белый» террор 1918-21 годов, организованный искусственно массовый голод 1921-22 годов нанесли серьезный ущерб традиционным народным промыслам.
Центром национальной художественно-прикладной кустарной промышленности в Крыму был город Бахчисарай, где в 1920-30-е годы действовал Кустарно-промышленный техникум народов Востока (впоследствии Крымская областная татарская художественно-промышленная школа) с учебными мастерскими: ковроткачества, вишивальництва и другими.
В 1930-е годы в Крыму создавались различные художественно-кустарные артели, занимающиеся вышивкой и шитьем на экспорт.
В Бахчисарае была основана первая кооперативная артель крымскотатарской вышивки «Илька Адим», гончарная артель «Илер»; в Евпатории — артель «Эски орънек».
Во время репрессий 1928 и 1937-38 годов советская власть уничтожала интеллектуальную элиту крымских татар.
Этап возрождения крымскотатарской культуры в целом и декоративно-прикладного искусства в частности начался в 1990-х годах.
С момента новой трагической страницы в истории Крыма — российской оккупации 2014 года — большинство крымскотатарских художников были вынуждены уехать из захваченного полуострова и начать творческую деятельность на материковой части Украины. В оккупированном Крыму, к сожалению, памятники крымскотатарской истории и культуры подвергаются опасности уничтожения — так, в результате варварской «реставрации» Хансарая человечество теряет одну из жемчужин культурного наследия крымских татар...
На сайте ЮНЕСКО вместе с сопроводительными документами размещен презентационный видеофильм, посвященный крымскотатарскому национальному орнаменту, с его образцами и мастерами, которые сейчас хранят и возрождают это уникальное искусство.