Львовская национальная галерея искусств имени Б. Возницкого и Музей-заповедник «Золочевский замок» (отдел Львовской галереи искусств) в выставочном зале Большого дворца предлагает новую экспозицию, к созданию которой причастен Исламский культурный центр им. Мухаммада Асада (Львов).
В открытии выставки под названием «Ткани и каллиграфия мусульманского Востока», которая будет работать до 10 октября, приняли участие представители ИКЦ, в том числе имам мечети Мурат Сулейманов, рассказавший об истории ниспослания и передачи Корана, и гость из Киева — заведующий отделом ознакомления с историей и культурой ислама ОС «Всеукраинская ассоциация «Альраид» Тарик Сархан, который поведал присутствующим об истории арабской каллиграфии и об особенностях каллиграфических стилей.
Выставка представляет уникальные произведения из фондов Львовской национальной галереи искусств имени Б. Возницкого и раритеты из коллекции Исламского культурного центра им. Мухаммада Асада, знакомящие с искусством каллиграфии и тонкостями тканых изделий мусульманского Востока.
Как рассказал шейх Мурат, который, к слову, возглавляет Всеукраинскую ассоциацию по изучению Корана, торжественное открытие выставки состоялось 9 сентября:
— В музее-заповеднике «Золочевский замок» есть специальные отделы, представляющие разные религии, в частности христианство, иудаизм и также ислам. Уже два года мы активно сотрудничаем с этим музеем, предоставляем для различных выставок и мероприятий мусульманскую атрибутику: картины, старинные Кораны или украшенную восточными узорами мебель, символизирующие Восток и связь с мусульманами. В этом году сотрудники музея заинтересовались старинными Коранами, небольшая коллекция которых у нас есть — они были вывезены еще во время депортации крымскотатарского народа, — и некоторые из них музейщики взяли у нас для выставки. Также мы предоставили несколько картин и прочее. В этот раз ученые музея заинтересовались каллиграфией мусульманского Востока, ее историей, поскольку и Коран ниспослан на арабском языке — это заинтересовало не только сотрудников музея, но и посетителей. Они обратились к нам с просьбой помочь создать выставку и провести ознакомительную лекцию по каллиграфии арабского языка. С этой целью мы пригласили Тарика Сархана, который в своей лекции на открытии выставки рассказал присутствующим о каллиграфии как искусстве, о ее особенностях и видах, применении… А перед его выступлением у меня тоже была ознакомительная лекция об истории Корана, его ценности и важности для мусульман. Также я рассказывал о шрифтах, которыми записан Коран, потому что у каждого народа существует свой шрифт, отличающийся от других, будь то казанские татары или крымские татары, будь то турки или арабы. Рассказывал я и об истории ниспослания Корана.
Тарик Сархан добавил, что в музее-заповеднике «Золочевский замок» регулярно проводятся мероприятия и выставки, посвященные культурам народов мира, а открытие этой выставки совпало с объявлением Дня исламской культуры:
— На этот раз они объявили День исламской культуры, открыли выставку, где были представлены несколько картин, старинные восточные молитвенные коврики, раритетные Кораны и другие экспонаты. Они пригласили лекторов, чтобы аудитория, желающая больше узнать об арабской культуре, удовлетворила свою жажду знаний.
Посетители выставки открыли для себя красоту внутреннего ритма каллиграфического надписи, его уникальное использование в искусстве, сочетание с геометрическими и природными узорами.
Как отмечают музейщики, в наше время компьютер постоянно вытесняет из обихода рукопись, однако в исламском мире по сей день сохраняется особое почитание каллиграфического искусства. Последним владеют только виртуозы — знатоки многочисленных стилей арабского письма, произведения которых являются настоящими шедеврами декоративного искусства. Посетители музея открывают для себя историю и художественную харизму арабской каллиграфии, а декоративные ткани и ковры, выполненные в самых разнообразных традиционных техниках и стилях, создают неповторимую атмосферу художественного проекта.
Особое место на выставке занимают молитвенные коврики, намазлыки, имеющие традиционную композицию с изображением архитектурной ниши с аркой. Они представляют традиционную мусульманскую символику, закодированную орнаментику, совмещенную с инскрипциями куфическим письмом, композиционную лаконичность и сложный узорчатый ритм, передающие представления мусульман о красоте мира.