Недавно в Мадриде состоялся Первый международный форум «Альянса цивилизаций», созданного в качестве антидота идее, что мир обречен на «столкновение цивилизаций», во время которого обнаружилось, что идея Роберта Кагана о том, что «американцы — пришельцы с Марса, а европейцы — с Венеры» содержит большую долю истины.
С 11 сентября 2001 года США ведут «священную войну» против сил зла в мусульманском мире. И, наоборот, террористические акты в Испании 11 марта 2004 года, в результате которых погибло 200 человек, привели к политике, направленной против таких «священных войн», стремящейся разоружить экстремизм путем наведения мостов понимания и примирения с исламом.
Спонсируемая Испанией и Турцией, инициатива «Альянс цивилизаций» не лишена политического расчета. Испании это помогает оправдать резкий вывод войск из Ирака в 2004 году; для Турции, как важного моста между исламом и Западом, она представляет еще одно средство в борьбе за вступление в Европейский Союз.
Целью этого несколько неопределенного проекта является залечить раны конфликта между исламом и Западом посредством образования, действенной политики интеграции и более информированного диалога со средствами массовой информации. Но он страдает от глубокого скептицизма со стороны крупных игроков на мировой арене, поскольку США, Россия и даже ЕС не проявляют реального энтузиазма в его отношении.
Какой бы нечеткой она ни была, идея альянса цивилизаций точно не может принести больше вреда, чем война с исламским экстремизмом. В конце концов, ни одна из проблем мусульманского мира и ни один конфликт с Западом не могут быть решены военным путем. Более того, создание альянса не представляет совершенно непоследовательное предложение, если его цель заключается в том, чтобы убедить Запад отказаться от политики высокомерия и начать истинное сотрудничество с мусульманским миром в области экономики, культуры и науки.
Конечно, эта идея сдерживается внутренними отношениями обеих сторон в предлагаемом альянсе. Многие на Западе ставят под сомнение совместимость ислама с правами человека и Западным понятием свободы. Многие мусульмане, в течение многих лет боровшиеся за модернизацию своих стран, пока что не смогли найти здоровой реакции на прогрессивную волну радикального ислама.
Утверждать, что ислам не совместим с правами человека — это все равно, что считать его слишком закоснелой цивилизацией, не способной на изменения. Это историческое заблуждение. Не имеют под собой почву и утверждения, что ислам по своей сути враждебен новаторству, потому что на протяжении истории мусульманская цивилизация внесла значительный вклад в науку и искусство. Сегодня Западные университеты изобилуют заслуженными арабскими учеными практически во всех областях науки — результат утечки мозгов, отражающей столетия упадка исламского мира. В 2005 году 17 арабских стран вместе взятых опубликовали 13444 научных труда — меньше, чем количество публикаций одного Гарвардского университета (15455).
Однако врагов разума можно найти и на Западе. Мы живем в эпоху, когда многие люди разочаровываются в светской политике и вместо этого обращаются к религии, не только в мусульманском мире, но и в самом сердце Западной цивилизации — христианской Европе и евангелистской Америке. Ни еврейское государство Израиль, где мессианские фанатики и религиозные националисты поддерживают политическую идеологию, ставящую под вопрос саму легитимность демократических институтов, не защищено от этого явления.
Сегодняшний кризис ислама, может быть, не является врожденным, но ислам находится в очень тяжелом положении. Вопрос заключается в том, готовы ли мусульмане признать, что изречение Хомейни о том, что «ислам — это и есть политика», ошибочно, что ислам — это религия, а не форма правления, и что, как и в христианском мире, «кесарю кесарево, а Богу Богово». Тех в мусульманском мире, кто стремится к реформам, должно поощрять убеждение, что теократия никогда не служила двигателем прогресса человечества.
Конечно, «Альянсу цивилизаций» не следует стараться преодолеть различия путем защиты морального релятивизма. Если им движет Западное чувство вины, предполагающее, что решение просто лежит в большем сочувствии проблемам мусульман, скептики непременно окажутся правы. Чтобы иметь хоть какой-то шанс на успех, Альянс должен делать акцент на обоюдности. Терпимость и свобода религии должны быть взаимными. Со своей стороны ислам должен гарантировать соблюдение прав человека и гражданских свобод, улучшение статуса женщин и реалистичную политику сдерживания демографического взрыва в исламском мире.
Некоторые, как обычно, будут утверждать, что арабо-израильский конфликт является корнем всех проблем, существующих между исламом и Западом, и что решение палестинского вопроса будет значительно способствовать улучшению отношений. Но арабы и мусульмане должны прекратить заниматься самообманом, считая, что их сдерживает израильско- палестинский конфликт. Окончание американской оккупации Ирака и установление арабо-израильского мира способствовало бы прогрессу, но не является панацеей. Борьба с нищетой, неграмотностью и коррупцией, а также отношение ислама к науке не зависит от результатов ближневосточного мирного процесса.
Шломо БЕН-АМИ. Проект Синдикат для «Дня»
Шломо БЕН-АМИ — бывший министр иностранных дел Израиля и вице-президент Международного центра мира в Толедо. Автор книги «Шрамы войны, раны мира: израильско-арабская трагедия».
По материалам газеты День