Ислам в Украине
Published on Ислам в Украине (https://islam.in.ua)

Главная > Интервью > Спасут ли уроки этики институт семьи

Спасут ли уроки этики институт семьи

19.06.2015

«Лучшим учебником по воспитанию здоровой семьи является Божье Слово. Воспользуемся им — и Бог поможет нам. Любите Украину по-настоящему!», — этими словами было завершено выступление старшего епископа Церкви христиан веры евангельской Украины 17 июня 2015 в зале пленарных заседаний Верховной Рады Украины во время парламентских слушаний на тему: «Семейная политика Украины — цели и задачи».

Епископ Михаил Паночко отметил чрезвычайную важность темы семейных ценностей и семейной политики в Украине и очертил свое видение роли государства в возвращении общества к семейным ценностям:

— Роль государства — высоко оценить роль семьи в развитии здорового общества и беречь эту живую клетку, как зеницу ока…

По мнению епископа, средствам массовой информации надо ответственно относиться к своей функции. В своей речи М.Паночко, в частности, отметил:

— СМИ, телевидение, радио, пресса — хотелось бы сказать: «Не кормите грязными картинками, статьями молодое поколение, которое и так имеет большую нагрузку от всякой лживой информации. Дайте положительное, дайте то, что строит, покажите красоту семьи — которая является старейшей организацией в мире. Государства не было, президентов не было, Верховной Рады не было — а институт семьи был создан в первую очередь!

Общество должно знать, что разрушает семью: первое — измена, прелюбодеяние, разврат — разрушает. Второе — пьянство, третье — жестокость; развращенность, которая сегодня прется в ранг закона, — довольно эмоционально заметил Паночко.

Епископ озвучил несколько предложений, которые, по его мнению, будут способствовать возрождению института семьи. Среди них — активное содействие государства созданию домов семейного типа; как можно скорейшая ликвидация интернатов, как не оправдавших себя и таких, что «наоборот, побуждают к негативным тенденциям». Также предложил «создать институт семьи при церквях и учебных заведениях и подготавливать нашу молодежь к уважительному и серьезному отношению к созданию семьи и ввести обязательное преподавание христианской этики в общеобразовательных школах».

Наш корреспондент обратился к муфтию ДУМУ «Умма» шейху Саиду Исмагилову с просьбой поделиться своей точкой зрения на состояние института семьи в современном мире, а также высказаться по поводу возможности внедрения в школьные программы уроков христианской этики.

— Мы с Вами уже касались в одном из интервью проблем и даже угроз, которые стоят перед современной семьей — и тогда Вы заметили, что (позволю себе процитировать) «…отрицая и отстраняя роль религиозных институтов от влияния на общество, мы получили всю совокупность духовно-нравственных проблем. Насилие в семье, дети-сироты, свободные половые отношения, аборты, безответственное отношение к детям, к браку, брошенные в старости родители — это все результат пренебрежения религиозными ценностями, религиозными учениями. И когда проблемы достигают такого размера, что угрожают стабильности или жизнеспособности общества — даже светское секулярное государство в лице должностных лиц обращается к религиозным институтам, потому как только они своим духовным авторитетом могут повлиять на общество» (конец цитаты).

Сегодня же уже представители религиозных общин обращаются к государству — вот, например, старший епископ Церкви христиан веры евангельской Украины Паночко, говоря о катастрофическом падении авторитета семьи, настаивает (кроме прочих предложений) на введении в школах уроков христианской этики…

— Когда поднимается вопрос о введении христианской этики в программы обучения общеобразовательных школ, всегда возникают ответные тенденции, которые можно охарактеризовать вопросом: а как быть верующим других религий, либо неверующим вообще? Есть же семьи, которые принципиально занимают позицию либо отчуждения от религии либо вообще атеистическую. Как быть гражданам, которые водят детей в школу, но, к примеру, это — мусульмане, иудеи, буддисты, кришнаиты, последователи других верований и культов? Раз у нас государство отделено от церкви и церковь, соответственно, отделена от государства (то есть, религиозные институции отделены от государственных), тогда государство должно выдерживать некую нейтральную позицию и не давать определенного предпочтения для определенных религий.

Вопрос на самом деле глубже — ведь, наверное, не существует какой то «христианской этики вообще» — есть христианская этика православия, есть учение и социальная доктрина у католицизма, есть свои особые воззрения у протестантских направлений христианства — и, напомню, вообще протестантизм отделился от католицизма именно в силу определенных, в том числе — и морально-этических причин. Сформировались первые направления — кальвинизм, лютеранство, и действительно — определенные морально-этические принципы были возведены в ранг первостепенный у протестантов. Поэтому, когда задается один вопрос — нужно ли вводить христианскую этику, возникает множество других вопросов — какую именно христианскую этику? В соответствии с учением какой церкви? А как быть другим религиям и тем, которые не веруют или нейтрально относятся к религии?

Поэтому — вопрос очень дискуссионный. Здесь уместнее всего было бы вводить некую усредненную дисциплину, которая могла бы называться просто «религиозная этика». Дело в том, что если не давать преимущества какой-либо одной религии, прийти к общему знаменателю значительно легче. По моему личному опыту я могу сказать, что большинство морально-нравственных предписаний абсолютно идентичны для мусульман, христиан и иудеев. Для трех авраамических религий, которые доминируют в Украине (если взять совокупность мусульман, христиан и иудеев, то это будет большинство граждан нашей страны).

— Позволю себе еще одну цитату — на сей раз из Корана: «Аллах сказал: «О, люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами» (ан-Ниса, 4:1, Св. Коран). А Его Посланник сказал: «Обращайтесь с женщинами хорошо». Вот если бы обсуждался вопрос о введении уроков истории религий, а не только христианской этики — возможно, ученики могли бы узнать и точку зрения ислама на семью…

— Религиозные этические ценности — они вошли в основу не только религиозной культуры, но и общечеловеческой культуры. Я вообще убежден в том, что все то, что мы имеем как понятие «мораль» — её придумали не сами люди, это все было дано в Божественных Откровениях. Человек не может и не способен сам придумать этику, нравственность, мораль. У всех потребности и желания разные и человек вообще весьма манипулятивное существо, которое под свои интересы запросто может приспосабливать и этику, и мораль. Однако, есть общие базовые ценности, которые не есть продуктом изобретения человека, а даны нам от Бога и именно эти общие ценности — абсолютно общие для всех людей во всем мире. И поэтому, если вводить какую-то этическую дисциплину, то, скорее всего, пусть это будет предмет «религиозная этика» или просто «этика», где все морально-нравственные принципы, которые присущи религиям и тысячелетиями составляют моральный базис человечества, будут отображаться. Несомненно то, что нужно вводить определенные уроки ценностей, потому что сейчас идет пропаганда аморальности — и она гораздо влиятельнее, чем пропаганда моральности. Так вот — обучение моральности, прививание моральных ценностей — оно, несомненно, должно происходить — однако, во избежание недоразумений, необходимо привести это все к общему знаменателю, для того, чтобы если не все — то большинство было согласно с тем, чему будут учить детей.

— На школу возложена обязанность обучать и воспитывать, и если возник вопрос о введении отдельного предмета, то получается, что в учебно-воспитательном процессе до сих пор отсутствует вообще какое-либо понятие этики и морали, и воспитатели, педагоги детям не прививают каких-либо зачатков нравственности — а ведь это тот цемент, который связывает отдельных людей в крепкое здание общества, или, на худой конец — то, что позволяет людям сосуществовать рядом друг с другом…

— Вы понимаете, дело в том, что в Советском Союзе была определенная коммунистическая этика, моральный кодекс строителя коммунизма, или там — определенный кодекс советского человека — и на основе этого воспитывали. Этот кодекс был ущербным, так как большинство ценностей были взяты религиозные, и в то же время ценности религии всячески отрицались да и сама религия отрицалась. Отрицались многие ценности, присущие религиям. Ну, допустим, «моральный кодекс строителя коммунизма» — морально-нравственный кодекс советского гражданина это отрицал.

Например, право на частную собственность — право на частную собственность все религии предоставляют, а у нас должно было все быть общим, коммунистическим, государственным. Или право на жизнь, или отказ от насилия — право на насилие оставлялось за государством: если государство считало нужным ссылать куда-то в лагеря ГУЛАГа и подвергать там мучениям, или подвергать так называемых «врагов народа», врагов системы депортациям — то государство оставляло за собой это право.

И в то же время большинство ценностей были именно религиозными, и сейчас происходит глобальное переосмысление всего этого. И долгое время вообще не было целенаправленной программы прививания, воспитания морально-нравственных, этических качеств. Но есть вопрос — должна ли школа вообще воспитывать? Воспитывать, по идее, должна не школа — школа должна учить. Это в Советском Союзе школа должна была воспитывать — на нее были возложены воспитательные функции, потому что родители работали от зари до зари, строя «светлое будущее», и им некогда было заниматься воспитанием своих детей. А в нормальной цивилизации воспитывает не кто-то там в школе, а воспитывают родители, родственники, коллектив, общество, в котором человек живет — в том числе и религиозная община, религиозное общество.

— А не проще ли, уж коль разрешили религиозным организациям открывать общеобразовательные школы, вводить для каждой свой предмет «этика», с программой, разъясняющей детям основы морально-этических принципов именно своего вероучения, своей религии — и родители не будут усматривать в этом ущемления прав своего ребенка, который, к примеру, не будучи христианином, будет вынужден присутствовать на уроках именно христианской этики?

— Что касается религиозных школ — то здесь вопрос вообще на полемике — потому что люди осуждают: как это — «религиозные школы»? Кто там и чему будет учить? Что будет проповедываться? Хотя, с другой стороны — если вы не хотите отдавать ребенка в религиозную школу — вернее, в школу при религиозной общине, религиозной организации — то отдавайте в светскую школу, у вас же есть право выбора. Не знаю — наверное, все-таки учить и рассказывать о том, почему существуют морально-нравственные ценности и чем они важны людям, должны не только в религиозных школах — а во всех, — сказал Саид Исмагилов.

Возвращаясь к выступлению Михайла Паночко (побудившему нас обратиться за комментариями к муфтию ДУМУ «Умма» Саиду Исмагилову), процитируем еще несколько его ключевых моментов. Епископ напомнил присутствующим, что представляет собой семья:

— Это — Божья организация, созданная Им для особой цели, которая в Его родительском сердце — это общность, характер, деятельность и воспроизведения. «Оставит человек отца и мать и прилепится к своей жене». Семья, как союз мужчины и женщины, получила большое благословение от Бога (Бытие, 1:28) — «Плодитесь, размножайтесь и господствуйте над Землей», добавляю от себя — а не будем рабами. Семья — это живая клеточка общества: здоровая семья — это здоровое государство. Семья — это святая святых, потому что в ней рождается человечество — и никто не имеет права разрушать ее. Иоанн Златоуст, известный богослов, сказал глубокую истину: «Разрушится семья — падут города, погибнет государство». Пример — города Содом и Гоморра, пример для всех! Семья создана для любви и поддержки друг друга, потому что Бог есть любовь, — сказал апостол Иоанн. Только в семье рождаются самые дорогие для нас слова — мама, папа… Собственно, только в ней познается прекрасное чувство материнства, отцовства. Без семьи не было бы нас с вами, не было бы Украины, не было бы Верховной Рады. Но мы — и будем в наших детях, внуках, правнуках. Мы должны защитить семью от разрушительных тенденций, которые, словно чума, несут смертельную угрозу всему живому. Мудрость государственных мужей — не в дипломах, не в профессиональности или ярко выраженных талантах, а в способности всеми законными способами защитить семью от разорения.

Епископ Церкви христиан веры евангельской М.Паночко призвал высоко поднять институт семьи, как «большую драгоценность, подаренную Богом, которую надо беречь и воспитывать в духе любви, доброты, милосердия, сострадания к ближнему — и что посеешь, то пожнешь», — сказал он.

Теги: 
христианская этика
муфтий Саид Исмагилов
религиозные организации
конфессии
образование
религиозные ценности

Книги

  •  історія, культура, контакти. Якубович М.М., Кралюк П.М., Щепанский
    Татари Волині: історія, культура, контакти
  • Українські просвітителі та Іслам. Соломія Вівчар
    Українські просвітителі та Іслам
  • Не заросте травою поле бою. Юнус Кандим
    Не заросте травою поле бою
  • З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії. Теймур Атаєв
    З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії
  • Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі. Мохаммад Хашім Камалі
    Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі
  • Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі. Бенауда Бенсаїд
    Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі
  •  плацдарм для культурної реформи. Абдул-Хамід Абу Сулейман
    Світогляд Корану: плацдарм для культурної реформи
  • Сучасний підхід до Корану та Сунни. Під ред. Махмуда Аюба
    Сучасний підхід до Корану та Сунни
  •  авторитет Корану й статус Сунни. Таха Джабір аль-Альвані
    Відновлення рівноваги: авторитет Корану й статус Сунни
Все книги

Ссылка на источник: https://islam.in.ua/ru/intervyu/spasut-li-uroki-etiki-institut-semi