Спасут ли уроки этики институт семьи

Cтарший епископ Церкви христиан веры евангельской Украины Михаил Паночко
19.06.2015
Оцените статью: 
(349 оценки)
Собкор
Аватар пользователя Собкор

«Лучшим учебником по воспитанию здоровой семьи является Божье Слово. Воспользуемся им  и Бог поможет нам. Любите Украину по-настоящему!»,  этими словами было завершено выступление старшего епископа Церкви христиан веры евангельской Украины 17 июня 2015 в зале пленарных заседаний Верховной Рады Украины во время парламентских слушаний на тему: «Семейная политика Украины  цели и задачи».

Епископ Михаил Паночко отметил чрезвычайную важность темы семейных ценностей и семейной политики в Украине и очертил свое видение роли государства в возвращении общества к семейным ценностям:

 Роль государства  высоко оценить роль семьи в развитии здорового общества и беречь эту живую клетку, как зеницу ока

По мнению епископа, средствам массовой информации надо ответственно относиться к своей функции. В своей речи М.Паночко, в частности, отметил:

 СМИ, телевидение, радио, пресса  хотелось бы сказать: «Не кормите грязными картинками, статьями молодое поколение, которое и так имеет большую нагрузку от всякой лживой информации. Дайте положительное, дайте то, что строит, покажите красоту семьи  которая является старейшей организацией в мире. Государства не было, президентов не было, Верховной Рады не было  а институт семьи был создан в первую очередь!

Общество должно знать, что разрушает семью: первое  измена, прелюбодеяние, разврат  разрушает. Второе  пьянство, третье  жестокость; развращенность, которая сегодня прется в ранг закона,  довольно эмоционально заметил Паночко.

Епископ озвучил несколько предложений, которые, по его мнению, будут способствовать возрождению института семьи. Среди них  активное содействие государства созданию домов семейного типа; как можно скорейшая ликвидация интернатов, как не оправдавших себя и таких, что «наоборот, побуждают к негативным тенденциям». Также предложил «создать институт семьи при церквях и учебных заведениях и подготавливать нашу молодежь к уважительному и серьезному отношению к созданию семьи и ввести обязательное преподавание христианской этики в общеобразовательных школах».

Наш корреспондент обратился к муфтию ДУМУ «Умма» шейху Саиду Исмагилову с просьбой поделиться своей точкой зрения на состояние института семьи в современном мире, а также высказаться по поводу возможности внедрения в школьные программы уроков христианской этики.

 Мы с Вами уже касались в одном из интервью проблем и даже угроз, которые стоят перед современной семьей  и тогда Вы заметили, что (позволю себе процитировать) «отрицая и отстраняя роль религиозных институтов от влияния на общество, мы получили всю совокупность духовно-нравственных проблем. Насилие в семье, дети-сироты, свободные половые отношения, аборты, безответственное отношение к детям, к браку, брошенные в старости родители  это все результат пренебрежения религиозными ценностями, религиозными учениями. И когда проблемы достигают такого размера, что угрожают стабильности или жизнеспособности общества  даже светское секулярное государство в лице должностных лиц обращается к религиозным институтам, потому как только они своим духовным авторитетом могут повлиять на общество» (конец цитаты).

Сегодня же уже представители религиозных общин обращаются к государству  вот, например, старший епископ Церкви христиан веры евангельской Украины Паночко, говоря о катастрофическом падении авторитета семьи, настаивает (кроме прочих предложений) на введении в школах уроков христианской этики

 Когда поднимается вопрос о введении христианской этики в программы обучения общеобразовательных школ, всегда возникают ответные тенденции, которые можно охарактеризовать вопросом: а как быть верующим других религий, либо неверующим вообще? Есть же семьи, которые принципиально занимают позицию либо отчуждения от религии либо вообще атеистическую. Как быть гражданам, которые водят детей в школу, но, к примеру, это  мусульмане, иудеи, буддисты, кришнаиты, последователи других верований и культов? Раз у нас государство отделено от церкви и церковь, соответственно, отделена от государства (то есть, религиозные институции отделены от государственных), тогда государство должно выдерживать некую нейтральную позицию и не давать определенного предпочтения для определенных религий.

Вопрос на самом деле глубже  ведь, наверное, не существует какой то «христианской этики вообще»  есть христианская этика православия, есть учение и социальная доктрина у католицизма, есть свои особые воззрения у протестантских направлений христианства  и, напомню, вообще протестантизм отделился от католицизма именно в силу определенных, в том числе  и морально-этических причин. Сформировались первые направления  кальвинизм, лютеранство, и действительно  определенные морально-этические принципы были возведены в ранг первостепенный у протестантов. Поэтому, когда задается один вопрос  нужно ли вводить христианскую этику, возникает множество других вопросов  какую именно христианскую этику? В соответствии с учением какой церкви? А как быть другим религиям и тем, которые не веруют или нейтрально относятся к религии?

Поэтому  вопрос очень дискуссионный. Здесь уместнее всего было бы вводить некую усредненную дисциплину, которая могла бы называться просто «религиозная этика». Дело в том, что если не давать преимущества какой-либо одной религии, прийти к общему знаменателю значительно легче. По моему личному опыту я могу сказать, что большинство морально-нравственных предписаний абсолютно идентичны для мусульман, христиан и иудеев. Для трех авраамических религий, которые доминируют в Украине (если взять совокупность мусульман, христиан и иудеев, то это будет большинство граждан нашей страны).

 Позволю себе еще одну цитату  на сей раз из Корана: «Аллах сказал: «О, люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами» (ан-Ниса, 4:1, Св. Коран). А Его Посланник сказал: «Обращайтесь с женщинами хорошо». Вот если бы обсуждался вопрос о введении уроков истории религий, а не только христианской этики  возможно, ученики могли бы узнать и точку зрения ислама на семью

 Религиозные этические ценности  они вошли в основу не только религиозной культуры, но и общечеловеческой культуры. Я вообще убежден в том, что все то, что мы имеем как понятие «мораль»  её придумали не сами люди, это все было дано в Божественных Откровениях. Человек не может и не способен сам придумать этику, нравственность, мораль. У всех потребности и желания разные и человек вообще весьма манипулятивное существо, которое под свои интересы запросто может приспосабливать и этику, и мораль. Однако, есть общие базовые ценности, которые не есть продуктом изобретения человека, а даны нам от Бога и именно эти общие ценности  абсолютно общие для всех людей во всем мире. И поэтому, если вводить какую-то этическую дисциплину, то, скорее всего, пусть это будет предмет «религиозная этика» или просто «этика», где все морально-нравственные принципы, которые присущи религиям и тысячелетиями составляют моральный базис человечества, будут отображаться. Несомненно то, что нужно вводить определенные уроки ценностей, потому что сейчас идет пропаганда аморальности  и она гораздо влиятельнее, чем пропаганда моральности. Так вот  обучение моральности, прививание моральных ценностей  оно, несомненно, должно происходить  однако, во избежание недоразумений, необходимо привести это все к общему знаменателю, для того, чтобы если не все  то большинство было согласно с тем, чему будут учить детей.

 На школу возложена обязанность обучать и воспитывать, и если возник вопрос о введении отдельного предмета, то получается, что в учебно-воспитательном процессе до сих пор отсутствует вообще какое-либо понятие этики и морали, и воспитатели, педагоги детям не прививают каких-либо зачатков нравственности  а ведь это тот цемент, который связывает отдельных людей в крепкое здание общества, или, на худой конец  то, что позволяет людям сосуществовать рядом друг с другом

 Вы понимаете, дело в том, что в Советском Союзе была определенная коммунистическая этика, моральный кодекс строителя коммунизма, или там  определенный кодекс советского человека  и на основе этого воспитывали. Этот кодекс был ущербным, так как большинство ценностей были взяты религиозные, и в то же время ценности религии всячески отрицались да и сама религия отрицалась. Отрицались многие ценности, присущие религиям. Ну, допустим, «моральный кодекс строителя коммунизма»  морально-нравственный кодекс советского гражданина это отрицал.

Например, право на частную собственность  право на частную собственность все религии предоставляют, а у нас должно было все быть общим, коммунистическим, государственным. Или право на жизнь, или отказ от насилия  право на насилие оставлялось за государством: если государство считало нужным ссылать куда-то в лагеря ГУЛАГа и подвергать там мучениям, или подвергать так называемых «врагов народа», врагов системы депортациям  то государство оставляло за собой это право.

И в то же время большинство ценностей были именно религиозными, и сейчас происходит глобальное переосмысление всего этого. И долгое время вообще не было целенаправленной программы прививания, воспитания морально-нравственных, этических качеств. Но есть вопрос  должна ли школа вообще воспитывать? Воспитывать, по идее, должна не школа  школа должна учить. Это в Советском Союзе школа должна была воспитывать  на нее были возложены воспитательные функции, потому что родители работали от зари до зари, строя «светлое будущее», и им некогда было заниматься воспитанием своих детей. А в нормальной цивилизации воспитывает не кто-то там в школе, а воспитывают родители, родственники, коллектив, общество, в котором человек живет  в том числе и религиозная община, религиозное общество.

 А не проще ли, уж коль разрешили религиозным организациям открывать общеобразовательные школы, вводить для каждой свой предмет «этика», с программой, разъясняющей детям основы морально-этических принципов именно своего вероучения, своей религии  и родители не будут усматривать в этом ущемления прав своего ребенка, который, к примеру, не будучи христианином, будет вынужден присутствовать на уроках именно христианской этики?

 Что касается религиозных школ  то здесь вопрос вообще на полемике  потому что люди осуждают: как это  «религиозные школы»? Кто там и чему будет учить? Что будет проповедываться? Хотя, с другой стороны  если вы не хотите отдавать ребенка в религиозную школу  вернее, в школу при религиозной общине, религиозной организации  то отдавайте в светскую школу, у вас же есть право выбора. Не знаю  наверное, все-таки учить и рассказывать о том, почему существуют морально-нравственные ценности и чем они важны людям, должны не только в религиозных школах  а во всех,  сказал Саид Исмагилов.

Возвращаясь к выступлению Михайла Паночко (побудившему нас обратиться за комментариями к муфтию ДУМУ «Умма» Саиду Исмагилову), процитируем еще несколько его ключевых моментов. Епископ напомнил присутствующим, что представляет собой семья:

 Это  Божья организация, созданная Им для особой цели, которая в Его родительском сердце  это общность, характер, деятельность и воспроизведения. «Оставит человек отца и мать и прилепится к своей жене». Семья, как союз мужчины и женщины, получила большое благословение от Бога (Бытие, 1:28)  «Плодитесь, размножайтесь и господствуйте над Землей», добавляю от себя  а не будем рабами. Семья  это живая клеточка общества: здоровая семья  это здоровое государство. Семья  это святая святых, потому что в ней рождается человечество  и никто не имеет права разрушать ее. Иоанн Златоуст, известный богослов, сказал глубокую истину: «Разрушится семья  падут города, погибнет государство». Пример  города Содом и Гоморра, пример для всех! Семья создана для любви и поддержки друг друга, потому что Бог есть любовь,  сказал апостол Иоанн. Только в семье рождаются самые дорогие для нас слова  мама, папа Собственно, только в ней познается прекрасное чувство материнства, отцовства. Без семьи не было бы нас с вами, не было бы Украины, не было бы Верховной Рады. Но мы  и будем в наших детях, внуках, правнуках. Мы должны защитить семью от разрушительных тенденций, которые, словно чума, несут смертельную угрозу всему живому. Мудрость государственных мужей  не в дипломах, не в профессиональности или ярко выраженных талантах, а в способности всеми законными способами защитить семью от разорения.

Епископ Церкви христиан веры евангельской М.Паночко призвал высоко поднять институт семьи, как «большую драгоценность, подаренную Богом, которую надо беречь и воспитывать в духе любви, доброты, милосердия, сострадания к ближнему  и что посеешь, то пожнешь»,  сказал он.

Епископ Михаил Паночко о семейной политике в Украине
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.