Есть ли в Исламе духовенство?

Есть ли в Исламе духовенство?
28.04.2007
Оцените статью: 
(126 оценки)
oksana
Аватар пользователя oksana

«Они взяли своих священников и монахов и Ису сына Марьям себе за господ вместо Бога. Хотя им было приказано поклоняться единому Богу…» (Коран, 9:31).

Когда принявший Ислам христианин Ади ибн Хатим спросил у Пророка (мир ему) о значении этого аята, тот уточнил: «Считаете ли вы запретным то, что они вам запрещают, и позволяете ли вы себе то, что они вам позволяют?» Ади ибн Хатим ответил: «Да». «Это значит, что вы почитаете их вместо Бога», - сказал Посланник Аллаха (мир ему) (Бухари, Муслим).

К сожалению, данная проблема появилась и в Исламе спустя несколько столетий после Пророка Мухаммада (мир ему). Слишком был велик соблазн монополизировать религию в руках сословия жрецов, объявить Коран тайным знанием доступным только «посвященным», использовать Ислам в корыстных интересах отдельных правителей и извлекать баснословные прибыли от своей «паствы».

В различных областях Ислама появились неизвестные до этого «священники» - муллы. Появилась «мечетная» иерархия. Нововозникшее «духовенство» наподобие своих христианских предшественников превратилось в гигантский чиновничий аппарат.

Понятия «муфтий», «шейх уль-Ислам» и т. д., которые означают лишь степень учености людей, наподобие понятий «профессор» или «академик», стали ступенями этой новой почти священнической иерархии. Уважительное добавление к имени «хазрат» получило в некоторых регионах почти сакральный смысл. Подобных примеров можно найти еще много.

Неудивительно, что у многих народов понятие «мулла» начало вызывать неприязнь, а потом стало синонимом таких понятий как афера, хапужничество и т. д. Понятие «муллы» превратилось в народе в объект насмешек и анекдотов.

Мусульманскому «священничеству» зачастую присущи все черты их предшественников. Они противопоставляют себя народу, по другому одеваются, говорят на языке насыщенном арабскими и персидскими словами, непонятными своему народу, претендуют на роль «духовных» лидеров, хотя на словах говорят о равенстве всех мусульман перед Богом. Они считают, что никто, кроме них, не правомочен читать, и правильно понимать Коран и Сунну.

Если же внимательно ознакомиться с первоисточниками, то однозначно можно сказать, что института священничества в Исламе нет, и это является порицаемым нововведением.

В хадисах однозначно говорится только о Пророке (мир ему), сподвижниках и алимах. Алим - это не священник, а ученый. Его статус такой же, как и у профессора или академика.

Таким образом, в Исламе понятия «священничества» нет и оно введено в подражание иудеям, христианам и другим религиям в более поздний период его истории. Это, кстати, хорошо видно на примере образования духовных управлений мусульман в России и ее бывших колониях. Они были образованы по примеру православных епархий в 18-19-х веках с тем, чтобы обеспечивать контроль государства над верующими.

В связи с этим понятие священства нужно расценивать как явление, не подтвержденное Кораном и Сунной Посланника Аллаха (мир ему). Т.е. оно должно быть квалифицировано как порицаемое нововведение (бид’а).

Айдын Али-заде (Баку),

к. филос. н., сотрудник Академии наук Азербайджана

По материалам Ислам.ру

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.