Конфликтогенная ситуация, сложившаяся внутри мусульманской уммы Крыма, требует открытого обсуждения и принятия мер по преодолению негативных тенденций. Редакция «Голоса Крыма» обратилась с вопросами по данной теме к заместителю председателя Республиканского комитета АРК по делам религий Айдеру Булатову.
— Можете ли вы назвать новые силы, изъявившие желание работать в религиозной сфере?
— Продолжая наш разговор об организациях, работающих среди мусульманского населения полуострова, я не могу не отметить возрастающий авторитет общественной организации «Авдет», выбравшей собственный путь реализации исламских проектов. Одним из приоритетных направлений своей деятельности эта организация называет возрождение духовности. В заявлении данной организации говорится: «…в этом вопросе у «Авдета» позиция не менее жесткая, чем в земельном вопросе. Это – в обязательном порядке – возрождение на Крымском полуострове ислама и исламских ценностей. Это – строительство мечети в каждом населенном пункте Крыма. Это – открытие медресе при каждой мечети. Причем медресе призваны будут выполнять роль местных культурных центров, в которых будут изучать основы ислама, родной и арабский языки, историю, обычаи и традиции крымских татар…» ОО «Авдет» насчитывает 122 первичные ячейки по всему Крымскому полуострову, из них 42 ячейки — по Симферопольскому региону.
Приведу еще один пример, хотя, может, он не совсем соответствует заданному вами вопросу, но характеризует состояние крымскотатарского сообщества в Крыму.
В конце 2008 года в Крымской автономии Центр Разумкова провел углубленные исследования, в частности, процессов формирования крымской региональной идентичности. Так вот, на вопрос: «К какой религии вы себя относите?» 1,6% из числа опрошенных крымских татар отнесли себя к верующим иных конфессий! То есть для этих людей на своей исторической родине православие и иудаизм оказались более востребованными и убедительными, чем ислам, являющийся традиционной религией крымскотатарской нации! Активный прозелитизм (обращение крымских татар в иную веру) нарастает, это подтверждают мои личные наблюдения: за последние годы среди деятелей христианских религиозных организаций нередко встречаются крымскотатарские фамилии, причем некоторые из них уже имеют саны религиозных пасторов.
Добавлю, что еще 0,5% крымских татар, опрошенных специалистами указанного аналитического Центра, отнесли себя к атеистам (неверующим). Если результаты опроса пропорционально приложить к общему количеству крымских татар, проживающих на полуострове, то получим достаточно красноречивую картину, где можно увидеть еще одно сообщество лиц крымскотатарской национальности, но принадлежащих к иным религиозным конфессиям или являющихся атеистами. Стоит сказать, что данная ситуация сформировалась на протяжении последних 10 лет.
— Каково влияние на них муфтия мусульман Крыма и ДУМК?
— По моим наблюдениям и по мнению многих крымских татар, последовательная и активная работа тахрировцев, салафитов, хабашитов и других религиозных течений или переход нового поколения крымских татар в христианство происходит именно в той среде крымскотатарского населения, где особенно слабы позиции муфтията или местных мусульманских общин. Как видно из этнических СМИ, несмотря на это, во внутриисламских конфликтах в Крыму муфтий неизменно обвиняет органы государственной власти Крыма и Украины. Так, например, в интервью журналистам крымскотатарских СМИ 6 января муфтий «выразил серьезную озабоченность по поводу утраты духовных ориентиров в среде крымских татар под влиянием различных религиозных течений, сект и группировок, заполнивших в последние годы полуостров…В ходе откровенной беседы муфтий Крыма подчеркнул, что каких-либо сугубо теологических разногласий в среде крымских мусульман нет. А происходящие периодически внутри мусульманской уммы разногласия и противоречия – результат политических игрищ, главную роль в которых играют нынешние власти Украины» (газета «Полуостров» №1 (305), 09-15.01.09 г). Те же мотивы озвучила и ваша газета «Голос Крыма» №3 (786), 16.01.09г. под названием «ДУМК не позволит Киеву играть с крымскими мусульманами».
— В СМИ просочилась информация о попытках создания параллельного муфтията в Крыму. Кто предпринимает эти шаги и на какой стадии решения или нерешения данный вопрос?
— Количество упомянутых в нашем разговоре оппозиционных к крымскому муфтияту религиозных организаций, возможно, уже достигло критической массы, и у них назрел вопрос о необходимости создания координационных центров и управлений. За прошедшее лето два религиозных объединения подали документы с целью регистрации духовных центров в Крыму. Одна из них провела учредительный съезд в г. Евпатории, в работе которого приняли участие делегаты независимых мусульманских общин из различных регионов Крыма. На съезде был принят устав нового Духовного центра мусульман Крыма и избран его муфтий.
Насколько мне известно, руководители указанных крымских мусульманских центров отправили учредительные документы для рассмотрения в г. Киев. Хочу добавить, что в Рескомрелигий АРК продолжают наведываться «ходоки» с вопросами правового оформления регистрации независимых от муфтията мусульманских религиозных центров.
— Разногласия уже вылились в открытые противостояния с применением силы. Вспомним скандал в здании Крымскотатарского академического музыкально-драматического театра между хабашитами и ДУМК и драку в с. Журавки Кировского района, где уже фигурирует Хизб-ут-Тахрир. Диалог исчерпан? Каковы варианты развития событий?
— Конфликты мусульман в общественных зданиях и мечетях Крыма в последние годы не редкость. Накануне священного месяца Рамадан и в дни поста-Ораза, когда ислам предписывает прекращение всех конфликтов, произошли очередные инциденты в мечетях с. Укромное Симферопольского района, микрорайона Ак-Мечеть г. Симферополя и с. Журавки Кировского района. Они уже достигают такого уровня, когда в них вынуждены вмешиваться правоохранительные органы, которые по-своему трактуют происходящие конфликты среди мусульман.
После драки в мечети с. Журавки 11 сентября ОСО ГУМВД Украины в АР Крым сделало официальное заявление, в котором «проявило озабоченность ситуацией, сложившейся с проникновением в Крым исламских сект, часть которых запрещена в большинстве исламских государств, и действиями местных властей Крыма, пытающихся легализовать данные секты и течения».
В данном Заявлении, практически, все описанные события в Крыму перевернуты с ног на голову. В своем Заявлении милицейский главк выражает свою озабоченность «позицией Верховной Рады АР Крым и Советом министров автономии, которые не предпринимают никаких мер, а зачастую потакают проникновению и организации на полуострове разного рода сект и способствуют их легализации, что может привести к дестабилизации межнационального мира и согласия в Крыму».
Вызывает недоумение следующее. Во-первых, Заявление пресс-службы ГУ МВД Украины в АРК сделано с незнанием закона и полномочий Совета министров и Верховной Рады АР Крым, с применением исламских «страшилок». Во-вторых, по драке, случившейся в мечети с. Журавки Кировского района, Кировское ГРОВД должно провести объективное разбирательство и наказать виновных, эта прерогатива находится исключительно в компетенции правоохранительных органов. События последнего года, когда по наводке подозрительных информаторов милиция предпринимала неадекватные ночные «штурмы» домов мирно спящих жителей, прозвучавшие некомпетентные заявления о мифических исламских сектах и другое, наводят на невеселые мысли. В какой крымскотатарский дом в следующий раз ворвутся вооруженные до зубов люди? Не повторится ли в Крыму трагедия семьи Хаировых?
— В политике нередки случаи перехода деятелей из одной партии в другую. В религиозной жизни мы также были свидетелями вступления имамов мечетей, утвержденных ДУМК, в ряды Хизб-ут-Тахрира. Есть среди них выпускники отечественных медресе. Напрашивается вопрос о качестве образования, подготовке и аттестации преподавателей, разработке учебной программы и т. д. Кто управляет рычагами этих процессов, кто куратор?
— Думаю, что, практически, ответил на ваш вопрос, когда говорил о миссионерах, прибывших в Крым из мусульманских стран и ведущих преподавательскую деятельность в духовных учебных заведениях. Мы обратили внимание на уровень образования учителей. Оказалось, что некоторые из приглашенных в Крым миссионеров люди молодого возраста, имеющие образование на уровне годичных исламских курсов, а некоторые вовсе не имеют религиозного образования. О какой аттестации учителей может идти речь? Существует также и языковая проблема. Большинство крымскотатарских детей слабо владеют родным языком, в то же время приезжие учителя изъясняются с ними на почти непонятном турецком языке. Это исключает возможность получения полноценных знаний. Интересное наблюдение: молодежь выходит из стен медресе, так и не усвоив турецкого языка, а турецкие учителя уезжают из Крыма с неплохим знанием русского!
Еще один фактор: в Азовском медресе, основной кузнице религиозных кадров в Крыму, дети не посещают общеобразовательную школу, обучаясь экстерном, естественно, при этом они не могут получить и должного светского образования. У будущих имамов впоследствии создается внутренний дискомфорт при общении с более образованными мусульманами, являющимися прихожанами их мечетей. Я не исключаю, что более образованными прихожанами могут оказаться члены партии «Хизб-ут-Тахрир».
Мало кого беспокоит, что, отработав положенный срок, миссионеры спокойно уезжают на родину, а немалая часть их воспитанников, не получившая твердых знаний в вопросах исламского вероубеждения, рано или поздно оказываются в рядах различных исламских религиозно-политических течений. Как видим, существующая система подготовки мусульманских религиозных кадров создала серьезные проблемы для крымских татар. Родители уже не доверяют существующей системе религиозного образования в крымских медресе и опасаются за будущее своих детей. Их тревогу можно понять.
Давно назрела пора, когда необходимо начинать процессы создания в Крыму собственных религиозных школ, об этом неоднократно говорилось. Несмотря на то, что в Крыму выросло новое поколение крымских татар, до сих пор так и не разработана четкая и понятная программа духовного образования мусульманской молодежи.
Рычаги управления этим процессом находятся в Духовном управлении мусульман Крыма, но как видим, эти рычаги, к сожалению, не работают.
— Государство приняло вызов религиозно-политических сил и пошло в наступление. Силовики сделали заявление о необходимости запрета деятельности Хизб-ут-Тахрира в Украине. Пожалуйста, поделитесь вашими размышлениями как государственного чиновника на заданную тему и дайте совет соотечественникам.
— Да, в прессе появилась информация о том, что ГУ МВД Украины в Крыму готовит законопроект о запрете в стране деятельности Хизб-ут-Тахрира. То есть, если все пойдет по задуманному сценарию и Верховная Рада Украины в установленном порядке примет данный законопроект, то следует ожидать, что в Крымской автономии в отношении определенной части крымскотатарского населения начнет действовать репрессивная государственная машина. В таком случае, напрашивается ряд вопросов. Не последуют ли за этим системные «зачистки» крымскотатарских поселков в Крыму? По каким критериям будет определяться принадлежность конкретного мусульманина к данному религиозному течению? В случае преследований «запрещенных» религиозных течений очень сложно будет определить грань, отделяющую права верующих от прямых нарушений государством прав человека.
Возникают опасения, что в первую очередь под удар репрессивной машины может попасть часть крымских татар, не согласных с деятельностью определенных политических сил. Пример некоторых стран, в тюрьмах которых томятся тысячи молодых юношей и девушек, показателен в этом отношении.
В заключение нашей беседы я бы хотел сделать некоторые выводы, основанные на многочисленных беседах с мусульманами разного возраста и разных слоев населения. Однозначно мнение, что в среде крымских мусульман за последние годы произошел серьезный раскол. По некоторым оценкам, опираясь на количество перечисленных выше религиозных и религиозно-политических течений в Крыму, число оппозиционных к муфтияту мусульман уже достигает многих десятков тысяч человек. Несмотря на приевшееся выражение «бирлик олайыкъ» («будем едины»), диалога между ними так и не намечается.
История показывает: поссорившихся на религиозной почве невозможно помирить на протяжении столетий. Важно осознать, что замалчивание существующих проблем загоняет болезнь уммы вглубь, превращая ее в хроническую форму. Необходимо это осознать и пока не поздно начать реальный процесс объединения крымских мусульман в единое целое, иначе есть опасение, что крымские татары окончательно потеряют свою неповторимую идентичность и исчезнут как нация.
Беседовал Эльдар СЕИТБЕКИРОВ, главный редактор газеты «Голос Крыма»
По материалам «Голос Крыма»
Ссылки на тему: