Ислам в Крыму. Современные аспекты развития

Ислам в Крыму. Современные аспекты развития
Мусульманское население в современном Крыму представлено преимущественно крымскими татарами и некоторыми другими народами, исповедующими ислам: поволжскими татарами, азербайджанцами, узбеками, турками, народностями Кавказа
23.12.2008
Оцените статью: 
(178 оценки)
oksana
Аватар пользователя oksana

 

Ислам - одна из трех традиционных религий, имеющих многовековое присутствие на территории Крыма.

 

Айдер БУЛАТОВ, заместителя председателя Комитета по делам религий АР Крым.

Ислам начал проникать в Крым в IX-XI веках, в период проживания на его территории различных племен: хазар, протоболгар, печенегов, половцев. В период существования Крымского ханства (1443-1783 гг.) ислам являлся государственной религией, выполнявшей очень важную для крымских татар нациеобразующую функцию. Составляя основу государственности, ислам регулировал на полуострове практически все стороны жизни общества: образование, быт, судебное дело. Именно на этот период пришелся расцвет исламской культуры на полуострове и строительства мусульманских культовых сооружений, число которых, по имеющимся источникам, на полуострове достигало 1700 мечетей.

Аннексия Крымского ханства Российской империей способствовала массовой эмиграции крымских татар и значительному сокращению числа мусульманских приходов и духовных лиц.

В целом количество мечетей в Крыму снизилось вдвое, а священнослужителей почти в пять раз. Согласно переписи 1897 г., мусульманское население Крыма составляло вторую по численности (после православных) группу, 13,2%. Уже в годы «культурной революции» и сталинских репрессий многие мечети были уничтожены, после депортации крымских татар практически все мусульманские культовые учреждения были закрыты.

В течение почти 50-летнего срока нахождения в местах ссылки, в условиях тоталитарного атеистического режима, произошел значительный отрыв крымскотатарского народа от своих религиозных корней, в результате религиозность сохранилась практически на уровне традиций и бытовых обрядов.

На современном этапе национального возрождения крымскотатарского народа, возвращающегося из мест депортации на свою историческую родину, особенно актуальным стал вопрос возрождения религии, изучение истории и культуры, неотделимых от исламских традиций. Мусульманское население в современном Крыму представлено преимущественно крымскими татарами и некоторыми другими народами, исповедующими ислам: поволжскими татарами, азербайджанцами, узбеками, турками, народностями Кавказа и другими этносами, составляющими (с учетом г. Севастополя) около 11% населения полуострова.

По состоянию на начало ноября 2008 г. на территории Автономной Республики Крым зарегистрировано 338 мусульманских религиозных организаций, в том числе Духовное управление мусульман Крыма (ДУМК) и 332 общины, находящиеся под его каноническим управлением.

В то же время необходимо отметить, что устойчивые мусульманские объединения от 10 и более человек, сгруппировавшихся вокруг его организационного ядра - имама и его помощников, действуют практически в каждом населенном пункте компактного проживания крымскотатарского населения и проводят традиционные мусульманские обряды (намаз, нишан (обручение), дженазе (похороны), сюннет (обрезание) и др.) на дому у единоверцев. Согласно проведенным исследованиям, число подобных зафиксированных мусульманских объединений в Крыму достигает 612 общин.

С учетом исторических этнических и конфессиональных особенностей мусульман в крымской автономии создаются условия для реализации духовных потребностей граждан, исповедания своей религии и отправления религиозных обрядов, сохранения религиозной самобытности этнических групп населения.

Процесс регистрации мусульманских общин в Крыму происходил наиболее динамично до 2005 года, далее этот процесс значительно замедлился. Вполне вероятно, что уже достигнут возможный крайний порог регистрации в Крыму мусульманских общин - юридических лиц. Это объясняется в первую очередь тем, что в настоящее время в автономии практически завершен процесс возвращения бывших культовых зданий, передававшихся, согласно законодательству Украины, зарегистрированным юридическим лицам, т. е. мусульманским общинам. Второй причиной уменьшения количества зарегистрированных мусульманских общин является сокращение количества строящихся новых мечетей в населенных пунктах Крыма, большей частью вследствие удорожания их строительства.

Количество мусульманских священнослужителей соответствует количеству мусульманских общин и составляет в общей сложности порядка 400 человек, что вполне обеспечивает проведение необходимых религиозных обрядовых мероприятий. За последние годы в мечетях значительно снижается количество имамов-самоучек, которые отходят от дел, в основном в связи с достижением преклонного возраста. На должность имамов мечетей назначается молодежь, являющаяся большей частью выпускниками Азовского медресе, находящегося под патронатом турецкого фонда Азиз Махмуд Худаи Вакуфы.

По определенным причинам не все специалисты, получившие дипломы высших зарубежных исламских университетов, оказались востребованными в структурах мусульманских общин ДУМК. Некоторые из выпускников теологических факультетов нашли для себя в Крыму иную, не религиозную сферу деятельности. Другие, как показали конференции, проведенные автономной мусульманской общиной «Давет», оказались в рядах интеллектуального ядра данной организации, приверженной идеологии религиозно-политической партии «Хизб-ут-Тахрир».

В распоряжении мусульманских общин имеется 277 мечетей, из них: возвращенных - 54, приспособленных - 146, вновь построенных - 77. На стадии строительства находятся 2 мечети: в с. Кутлак (Веселое) г. Судака и на территории исправительно-трудового учреждения г. Акмесджита (Симферополя), где строительство начато по инициативе крымского муфтията.

В Крыму действуют 5 мусульманских учебных заведений (медресе), из них 2 школы хафизов (чтецов Корана наизусть). В общей сложности в мусульманских духовных учебных заведениях обучаются около 200 человек.

При мечети Сейт-Сеттар г. Акмесджита в режиме воскресной школы действует медресе, предназначенное для занятий всех возрастных слоев населения.

С момента образования первых мусульманских общин в 1988 году и создания в 1991 году Кадията мусульман Крыма, который через год был преобразован в Крымский муфтият (Духовное управление мусульман Крыма), мусульманское сообщество воспринималось единым духовным объединением, но с конца 1999 г., в связи с возникновением первых автономных мусульманских общин, не имеющих ни канонического, ни структурного подчинения, появились тенденции к размежеванию некогда единой крымской мусульманской уммы.

На начальном этапе большая часть автономных мусульманских общин себя особенно не проявляла. Их пассивность можно объяснить отсутствием образованного и харизматического лидера, подконтрольных мечетей, достаточных материальных ресурсов и т. д. К тому же сказалось и определенное противодействие Муфтията и Меджлиса крымскотатарского народа.

К настоящему времени зарегистрировавшиеся в качестве автономных мусульманских общин 47 религиозных организаций составляют 14% мусульманской сети автономии и все чаще проявляют себя как часть религиозной оппозиции.

В последние годы представители зарегистрированных в 1999-2003 гг. автономных мусульманских общин нередко становятся участниками религиозных мероприятий, проводимых адептами различных мусульманских религиозных течений.

В последние годы через создание автономных мусульманских общин легитимизирует свою деятельность в Крыму религиозно-политическая партия «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами».

Резонансные религиозно-просветительские мероприятия, проведенные приверженцами данного идеологического течения в Крыму, показали, что часть крымских мусульман, особенно молодежь, проявляет интерес к тематике проводимых конференций, и постепенно в сферу влияния данного течения оказываются вовлеченными не только представители упомянутого течения, но также имамы и мусульманские общины, находящиеся под юрисдикцией Духовного управления мусульман Крыма.

Пик роста автономных мусульманских общин пришелся на 2007 год, когда подобный путь легализации был избран другой волной религиозных оппозиционеров - приверженцами так называемого исламского хабашитского течения. Инициаторами регистрации автономных общин данного течения стали выпускники Киевского Исламского университета при Духовном управлении мусульман Украины (ДУМУ), возглавляемого муфтием мусульман Украины шейхом Ахмедом Тамимом. В Крыму уже просматривается некоторая структурированность данного течения с центром в г. Кезлев (Евпатория) и структурными подразделениями в различных регионах Крыма. Шейх Ахмед Тамим в интервью крымской печати опроверг свою причастность к созданию мусульманских общин хабашитов в Крыму, хотя сам относится к этой школе. Но он заявил, что не делит мусульман на «чужих» и «своих».

В последнее время в исламской среде Крыма проявляются и другие исламские объединения, в том числе так называемые группы салафитов, теблигов, такфировцев и др., что говорит о существовании в возрождающихся мусульманских общинах широкого спектра исламского мировоззрения. Насколько этот спектр религиозно-политических, фундаменталистских, традиционных и не традиционных для Крыма мусульманских течений будет способствовать целостности и единству мусульманской уммы, остается вопросом, на который, видимо, должны дать разъяснения авторитетные мусульманские лидеры. В любом случае для сохранения мира и стабильности в обществе процессы, происходящие в данной сфере, должны быть объектами постоянного внимания и изучения.

Хотелось бы вернуться к состоявшемуся в июле 2008 года в г. Акмесджите IV Курултаю мусульман Крыма, на котором было принято Обращение к президенту Украины В. Ющенко. В частности, в Обращении сказано: «Несмотря на наличие соответствующих законов Украины и указов президента Украины, до сегодняшнего дня мусульманам Крыма не возвращены десятки духовних святынь, в частности, мечетей, медресе, азизов (святилищ)». Хотелось бы отметить, что за последние 4 года, по крайней мере, в Республиканский комитет АР Крым по делам религий не поступали заявления о передаче мусульманских культовых объектов, которые Комитет в объеме своей компетенции не смог бы разрешить. Дело здесь в другом. К сожалению, до настоящего времени в мусульманских духовных институциях Крыма отсутствуют специалисты, системно занимающиеся выявлением, сбором необходимых документов и планомерным возвращением бывших религиозных святынь, как это происходит, например, в Симферопольской и Крымской епархии Украинской Православной Церкви. Отсюда и значительный контраст в результатах работы.

Но, тем не менее, проблемные вопросы в возвращении некоторых культовых зданий, бывшей культовой собственности, а также в получении земельных участков под строительство мечетей, все же существуют, особенно это касается г. Акмесджита и прибрежных городов. Можно привести некоторые примеры.

Начиная с 2004 года, мусульманская община «Сабур» не может получить земельный участок под строительство мечети в районе Петровской балки в г. Акмесджите, где проживают порядка 3 тысяч мусульман.

Вопрос выделения земельного участка для восстановления мечети Аша-Джами в г. Алуште в течение почти 9 лет также не находит своего разрешения и находится в судебных инстанциях.

До настоящего времени не разрешен вопрос о передаче мусульманской общине «Хан Джами» строений, находящихся на земельном участке по адресу г. Кезлев (Евпатория), пер. Летный, 6/6/18. Министерство обороны Украины, в ведении которого находится данный объект, не возражает в передаче вышеуказанного имущества в коммунальную собственность г. Кезлева в порядке, установленном действующим законодательством, но позитивных сдвигов в решении данного вопроса пока не видно.

С 2000 года существует проблема, связанная с передачей бывшей мечети в г. Кефе (Феодосии), которая находилась в коммунальной собственности Феодосийского горсовета и, согласно акту купли-продажи №15 от 10.12.2002 г. через Фонд коммунального имущества была продана коллективному предприятию «Глобус», которое, в свою очередь, продало здание общине адвентистов седьмого дня. Данный вопрос по инициативе мусульманской общины «Кефе» находится на рассмотрении судебных органов.

С 2001 года не удается решить судьбу мечети Эски-Сарай, расположенной в с. Пионерское Симферопольского района, и передать ее мусульманской общине. Одно из старейших сохранившихся средневековых мусульманских культовых зданий, памятник национального значения XIV-XV вв., не состоит на балансе государственных организаций, не имеет охранного договора и других правоустанавливающих документов, до настоящего времени остается бесхозным.

Наиболее резонансным вопросом в Крыму в последние годы стал отвод земельного участка под строительство соборной мечети в г. Акмесджите (Симферополе). Данный вопрос Крымский муфтият поднимает перед органами государственной власти с начала 1990-х годов. Рассматривалось множество вариантов и было найдено компромиссное решение данной затянувшейся проблемы: решением Симферопольского городского совета от 25.06.2004 года №1283 Духовному управлению мусульман Крыма было дано разрешение на выполнение проекта отвода земельного участка размером 2,7 га под строительство соборной мечети в г. Акмесджите по ул. Ялтинской, 22. За этот период времени Духовным управлением мусульман Крыма пройдены все этапы согласования, затрачены немалые средства прихожан. В конце 2007 года данный вопрос дважды выносился на рассмотрение очередных сессий Симферопольского городского совета и оба раза не получил поддержки большинства депутатов и в настоящее время также находится на рассмотрении различных судебных инстанций.

Безусловно, существуют и другие вопросы, связанные с передачей культовых объектов мусульманским общинам, но они имеют иные аспекты и их рассмотрение тема другой статьи.

Хотелось остановиться на просветительских и благотворительных проектах. Как показывает почти 20-летний опыт деятельности мусульманских общин в Крыму, получив государственную регистрацию, они, за редким исключением, стали самодостаточной, саморегулирующейся ячейкой в системе мусульманских религиозных институтов. Несмотря на то, что большинство из них на первоначальном этапе получали весомую поддержку из мусульманских стран (строительство и содержание мечетей, получение религиозной литературы, подготовка имамов и т. д.), все же в дальнейшем процесс содержания мусульманских общин и мечетей за счет пожертвований мусульманского населения (джемаата) не получил своего развития. Традиционный в мусульманских странах обычай жертвования прихожанами на содержание мечетей, медресе и духовных наставников в Крыму в полной мере не получил своего распространения.

С самого начала процесса возрождения ислама и до настоящего времени это является одной из причин устремления в Крым представителей клерикальных центров мусульманских стран.

Стоит отметить продуктивную работу в Крыму представителей официального турецкого ислама - Министерства по делам религии Турции (Диянета). С учетом традиционной близости турецкого и крымского ислама данная турецкая государственная организация проявляет большой интерес к процессу реинтеграции ислама в Крыму.

Представители вышеуказанной организации, по согласованию с ДУМК, осуществляют миссионерскую деятельность, в основном в сельских населенных пунктах Крыма. При поддержке этого министерства ежегодно отмечаются торжественные мероприятия, посвященные дню рождения пророка Мухаммеда, поступают Кораны и другая религиозная литература. При финансовой помощи Диянета в Крыму вышло второе издание Корана на крымскотатарском языке.

Заслуживает внимания деятельность Всеукраинской Ассоциации Общественных Организаций (ВАОО) «Альраид», направленная на помощь крымчанам в гуманитарной сфере.

Помимо строительства мечетей ВАОО «Альраид» занимается культурно-просветительской и благотворительной работой. На протяжении 10 лет стали традиционными организации для детей мусульманских праздников Курбан байрам и Ораза байрам. Накануне праздника Ораза байрам для малообеспеченных семей распределяется продовольственные наборы (мука, сахар, крупы, макаронные изделия, подсолнечное масло, лук и т. д.). Продукты и сладости передаются общеобразовательным школам, а также школе для детей-инвалидов «Созидание» г. Симферополя.

В дни мусульманских праздников традиционными стали благотворительные концерты для детей-сирот, в которых принимают участие свыше 300 детей-сирот, каждому из которых «Альраид» дарит праздничные подарки.

В летний период ВАОО «Альраид» организует для мусульманских детей летние оздоровительные лагеря в приморских пансионатах Крыма. Одновременно с оздоровительной программой в лагерях проводятся занятия по изучению основ исламской религии.

В Крыму на крымскотатарском языке тиражом 2000 экз. издается официальная газета Духовного управления мусульман Крыма «Хидает». Помимо освещения значимых событий в Крыму и исламском мире газета дает разъяснения по вопросам, касающимся вероисповедной практики мусульман.

Можно с уверенностью сказать, что ислам все глубже проникает во все слои крымскотатарского общества, способствуя духовному росту и динамичному развитию народа на своей исторической родине.

Хотя в крымской умме стала наблюдаться достаточно пестрая картина различных мусульманских течений и отсутствие монолитного единства, ислам остается важнейшим фактором, определяющим идентичность крымского мусульманина. Наблюдающаяся политизация ислама в Крыму явление логичное, если учесть все имеющиеся проблемы у мусульманских общин, которые на протяжении длительного времени не могут (или не хотят) решать государственные чиновники, содействуя не только радикализации мусульманского сообщества, но и, как следствие, проявлению в обществе опасных симптомов ксено- и исламофобии.

Отношения крымского сообщества с мусульманским сообществом должны выстраиваться с позиции толерантности, что предусматривает равный подход к представителям всех вероисповеданий, а не подчинение культурных ценностей и традиций меньшинства воле и традициям большинства. Принципы взаимоуважительного сосуществования должны стать аксиомой общества. Несмотря на всю сложность и неоднозначность процессов в религиозной жизни, украинское общество осознало необходимость утверждения общепринятых норм свободы совести. Это подтверждает признание Украиной основополагающих принципов прав человека, ратификации ею международных документов и приведения в соответствие с ними своего национального законодательства. Например, «обеспечение в соответствии с Конституцией Украины (888-09), Декларацией о государственном суверенитете Украины (55-12) и нормами международного права, признанными Украиной, социальной справедливости, равенства, защиты прав и законных интересов граждан независимо от отношения к религии» задекларировано в статье 1 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях».

Украина стремится войти в систему ценностей современного европейского общества. А это возможно в случае, если в поликультурном и поликонфессиональном Крыму исламу будет отведено достойное, подобающее мировой религии положение.

По материалам Голос Крыма

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.