Ненасильственный джихад. Победы мусульман, христиан и индусов

1
Невероятное терпение и стойкость мусульман приводили к тому, что позиции Ислама в арабском обществе завоевывалось сподвижниками Пророка (мир ему) не насилием, а невероятно ярким и сильным личным примером, несокрушимой верой, невероятной стойкостью, невообразимой силой духа и безостановочным призывом.
08.04.2009
Оцените статью: 
(123 оценки)
oksana
Аватар пользователя oksana

Вел ли Пророк Мухаммад (мир ему) джихад до переселения в Медину? Большинство мусульман, которые считают, что его путь делится на мекканский период терпения и мединский период джихада, ответят, что джихад был предписан только в Медине, и что эра джихада началась только в этом городе. Это верно, если понимать джихад только в узком смысле, как силовую борьбу с угнетением.

Мухаммад САДРУДДИН

Но концепция джихада намного шире и богаче, нежели просто вооруженная борьба. И в Мекке мусульмане под руководством Посланника Аллаха (мир ему) вели джихад. Джихад терпения, джихад непротивления насилию насилием, или ненасильственный джихад. Его эффективность доказана как первым поколением мусульман – поколением сподвижников, так и последователями других религий.

Ненасильственная борьба мусульман

Ни для кого из мусульман не является секретом, что в первые годы призыва последователи Посланника Аллаха (мир ему) подвергались жесточайшим пыткам и преследованиям. Свидетельства о жестокостях курайшитов известны нам, буквально, по именам.

Хубайба ибн Ади (да будет доволен им Аллах) мекканцы разорвали своими же руками в мелкие клочья. Вольноотпущеннику рода Абд ад-Дар Абу Факихе по имени Афлях (да будет доволен им Аллах) завязывали на ноге веревку и волочили его по земле. Хаббаба ибн Аль-Аратта (да будет доволен им Аллах) после того, как он отказался отречься от Единобожия, язычники положили спиной на раскаленные угли и держали в таком положение до тех пор, пока кровь из его обгоревшей спины не залила и не затушила собой жар пылающих углей. Сумаййю, мать Аммара (да будет доволен Аллах ими обоими), истязали и в итоге пронзили копьем на глазах ее собственного сына.

Положение мусульман было настолько критическим, что даже сам Посланник Аллаха (мир ему), обессиленный и измученный, взмолил к Всевышнему: «О Аллах, Тебе я жалуюсь на недостаток силы и бесчестье среди людей! О Милосерднейший из милосердных, Ты – Господь угнетенных, так кому Ты вверил меня? Далекому ли, который хмурится при виде меня, или врагу, которому Ты отдал во власть дела мои? Если Ты не гневаешься на меня, то мне не о чем беспокоиться, но если Ты избавишь меня от этого, мне будет легче!»

И, тем не менее, в Мекке и в первое время после переселения мусульман в Медину Аллах запрещал мусульманам отвечать насилием на насилие. Запрещал им применять силу не то, что для нападения, но и даже в собственную защиту. Мусульманам было сказано прямым текстов: «Разве ты не видел тех, которым сказали: воздержитесь от войны, выстаивайте молитву и давайте очистительную милостыню...» (4: 77).

Этот аят означал полный запрет для мусульман на применение силы против беснующегося языческого общества. Несомненно, в подобном запрете на применение силы, в предписании ненасильственного сопротивления насилию терпением и стойкостью была величайшая мудрость Всевышнего. Именно поэтому Посланник Аллаха (мир ему), по примеру ответа семейству Ясира, отвечал своим сподвижникам, подвергающимся невероятным мучениям: «Терпите же, о семейство Ясира. Поистине, вам обещан Рай».

Это невероятное терпение и стойкость мусульман приводили к тому, что позиции Ислама в арабском обществе завоевывалось сподвижниками Пророка (мир ему) не насилием, а невероятно ярким и сильным личным примером, несокрушимой верой, невероятной стойкостью, невообразимой силой духа и безостановочным призывом. Когда мусульмане отвечали на преследования и репрессии со стороны язычников достоинством и терпением, это производило на арабов, ценивших в людях доблесть и преданность своим идеалам, неизгладимое впечатление.

Стойкость Биляля ибн Рабахи, Хубайба ибн Ади, Хаббаба ибн Аль-Аратта (да будет доволен ими Аллах) и их верность своей религии пленяли сердца язычников, и они начинали задумываться о причинах такой нечеловеческой стойкости перед лицом смерти. Именно эти подвиги духа, эта непоколебимая сила мусульман открывали многим сердца для Ислама.

К 13 году начала призыва Ислам утвердился не только в сердцах уверовавших в Мекке, но и в Медине, и во многих областях Аравии. Причем в Медине, по словам мусульманских историков, к этому моменту Ислам нашел настолько благодатную почву, что здесь не осталось, практически, ни одного дома, куда не проник бы Ислам. 13 лет испытаний и преследований мусульман, 13 лет воспитания в сердцах людей Единобожия завершились, практически, полным принятием Ислама жителями целого города.

Если остановиться на мгновение и попытаться осознать всю невероятность религиозно-политических итогов ненасильственного джихада Мухаммада (мир ему), перед нами откроется удивительная картина. Небольшая горстка гонимых и отверженных, рассеянных по всей Аравии и Абиссинии, бойкотируемых и притесняемых мусульман, стойко пройдя через все унижения и преследования, одержала невероятную победу над своим противником, поскольку после принятия Ислама Мединой, мусульмане стали перед лицом язычников равной по силам общиной.

Стойкость и ненасилие первых христиан

История первых последователей Пророка Исы (мир ему) являет нам подобные же примеры невообразимой стойкости и терпения, морального превосходства верующих над их преследователями и гонителями, а также настойчивой приверженности концепции ненасильственного джихада. Именно их сила духа, сила морального превосходства и величия потрясала окружающих. Перед этой духовной силой блекло могущество Рима, материализованное в закованных в доспехи легионах и центурионах.

Это духовное поражение Рима перед силой Единобожия очень метко описал польский писатель Генрик Сенкевич в своем романе «Quo vadis» через образ и мысли главного героя произведения римского патриция Марка Виниция: «...Где начинается их учение, там кончается римское владычество, кончается Рим..., различие между побежденным и победителем, богатым и бедным, господином и рабом... он все больше дивился сверхчеловеческому могуществу этого учения, которое столь неслыханно преображало души людей. Виниций понимал, что оно несет в себе нечто необычное, чего еще не бывало на свете, и чувствовал, что если бы это учение охватило весь мир... привило бы миру свою любовь и милосердие...»

Как пишут сами историки Христианства, в языческом Риме всегда позволялось говорить обидные на счет христиан слова, писать против них, издеваться над ними и высмеивать их на зрелищах. Они принуждены были видеть всякий день срамные обряды язычества, встречать на каждом шагу обнаженных истуканов и открытые места для разврата, слышать отовсюду нечестивые и богохульные речи. После сего можно судить, какая требовалась сила и твердость духа, чтобы посреди такого множества испытаний сохранить свою веру и не поддаться искушению устранить все это силой.

Первые христиане умели переносить незаслуженные ругательства и несправедливые клеветы без мщения, без жалоб и без злобы на своих клеветников. В продолжение почти целого века они являлись безответными страдальцами, которые, страдая от притеснений, не притесняли в ответ, подвергаясь мучениям, не мучили и не угрожали в ответ. Их терпение и стойкость служили им вместо оправдания. Это непреодолимое терпение заставило, наконец, все враждебные силы покориться их учению. Гонения еще продолжались, но христиане уже невероятно увеличивались числом.

«Мы существуем только со вчерашнего дня, — писал раннехристианский писатель Тертуллиан, — и уже наполняем все: ваши города, ваши дома, ваши села, ваши колонии, ваши деревни, ваши трибы, ваш двор, ваш сенат, ваши площади». В самом деле, христиане проникли уже во все поры римского общества – в торговлю, в армию, в чиновничество. Среди них можно было найти уже сенаторов, префектов, проконсулов, трибунов, квесторов и даже консулов, придворных и вельмож императоров Нерона, Траяна, Александра, Декия, Валентиана, Диоклетиана.

Римляне, пораженные стойкостью и добродетелями христиан, начинали им мало-помалу отдавать справедливость и говорить открыто, что их Бог велик и что они невинны. Случалось нередко, что народ, стекавшийся смотреть на страдания мучеников, принимал их сторону и отгонял их судей камнями. Часто писари, тюремщики, стражи, воины, палачи обращались вдруг, восклицая, что они тоже христиане, и сами шли с ними вместе на мучение.

«Казалось, что весь мир переходит в Христианство…» - писал один христианский историк о тех временах. Стратегия ненасильственного терпения и отстаивания собственных прав на существование в случае раннего Христианства доказала свою эффективность через принятие этой веры все большим количеством римлян, включая и императора. Именно в результате такой победы Рим из столицы язычества превратился в столицу мирового Христианства.

Философия ненасилия Махатмы Ганди

Философия ненасилия «Сатьяграха» Махатмы Ганди – руководителя и идеолога национально-освободительного движения Индии, явилась еще одним мощным подтверждением эффективности стратегии ненасильственной борьбы. Свою концепцию он впервые применил в Южной Африке, где Ганди, как и многие индийские переселенцы, с первых дней пребывания столкнулся с откровенным расизмом. Именно здесь он решает всякий раз оказывать произволу вежливое, но непреклонное сопротивление.

«Сатьяграха», несмотря на свою языческую, индуистскую основу и происхождение, по своим стратегическим характеристикам очень сильно напоминала стратегии пророков (мир им всем) и проповедников Единобожия. Само это название дословно переводится, как «твердость в истине». Это не вынужденная пассивность слабого перед сильным, и не принцип «око за око». Насилию противопоставляется сила духа и внутренняя уверенность в своей правоте. В точности так же, как это делали все пророки Единобожия.

Под влиянием Ганди движение ненасильственного сопротивления распространилось по всей Южной Африке. Африканцы и индусы отказывались подчиняться несправедливым законам, их преследовали, тюрьмы были переполнены, поднятых Ганди на ненасильственную забастовку горняков расстреливали, бросали в тюрьмы. Однако репрессии ничего не приносили никакого результата.

6 ноября 1913 года Ганди начинает знаменитый мирный поход протеста из Наталя в Трансвааль. Это было демонстративным нарушением закона, запрещающего индийцам перемещаться из одной провинции в другую. Нарушение закона каралось тюремным заключением и высылкой. Ганди шел во главе многотысячной колонны, которая росла с каждым днем. Вызванные правительством войска не решились стрелять, но попытались на лошадях разогнать демонстрантов. Тогда участники похода легли на землю и кони не пошли по лежащим.

Вести из Южной Африки взорвали общественное мнение Европы и Америки. В поддержку индийцам выступили Альберт Энштейн, Бернард Шоу, Бертран Рассел и многие известные политические деятели. Властям пришлось отступить. В течение месяца шли напряженные переговоры сторон. 30 июня 1914 г. было подписано соглашение, согласно которому все наиболее оскорбительные для индийцев законы были отменены.

20-ти летняя борьба Ганди в Южной Африке закончилась победой. Ганди возвращается в Индию.

В Индии ситуация была не намного лучше, чем в Африке. Колонизаторы грабили страну, непомерные налоги препятствовали развитию Индии, поборы колонизаторов приводили крестьян к существованию на грани голодной смерти. Пришла в упадок жизненно важная система орошения земель. Многовековой уклад жизни рушился... Ганди предложил народу Индии принципиально новый путь возрождения страны – не вооружённое восстание и не путь петиций колонизаторам, а глубоко продуманный и проработанный в Южной Африке путь ненасилия.

Ганди предложил индийцам программу несотрудничества с колонизаторами: бойкоты правительственных учреждений, иностранных товаров, отказ от уплаты налогов, неповиновение наиболее нетерпимым законам. Это не только подрывало самую основу власти англичан, но и пробуждало в индийцах дух свободы и солидарности. Впервые в истории ему удалось создать ненасильственное массовое движение. Сатьяграха проводилась в соответствии с твердыми принципами, основанными на духе ненасилия: полная гласность и открытость, предупреждение противника во всех своих действиях, применении сильных средств только после того, как были испробованы все более слабые.

Махатма Ганди пользовался огромным влиянием, как среди индусов, так и среди мусульман Индии и старался примирить эти враждующие общины. Он своим авторитетом смог остановить насилие индусов против мусульман. Лидеры индуистов были вынуждены заявить: «Мы заверяем, что будем защищать жизнь, собственность и веру мусульман, и те инциденты на почве религиозной нетерпимости, которые имели место в Дели, больше не повторятся».

Таким образом, Сатьяграха – это был путь мирного восстания, непримиримой борьбы без злобы и выстрелов, в которой у людей нет иного оружия, кроме собственной жизни, веры и убежденности, и которую люди ведут потому, что не могут поступить иначе. Лучшим свидетельством эффективности этого пути ненасильственного сопротивления и неповиновения стало то, что Британия, встретившись с полной невозможностью далее управлять своей колонией, вынуждена была добровольно уйти из Индии, оставив свои колониальные притязания.

По материалам Ислам.ру

Ссылки на тему:

Кораническое толкования вопросов мира, ненасилия и международной безопасности

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.