В скором времени выйдет в свет еще одно русскоязычное издание влиятельного мусульманского ученого современности шейха Юсуфа аль-Карадави под названием «Исламское сознание между неверием и экстремизмом». Книга в значительной мере является богословским основанием идеологии «умеренности, или срединного пути («аль васатыйи») в Исламе», недавно выдвинутой в Кувейте в качестве социальной доктрины д-ром Аделем аль-Фаляхом. Руководителем Международного центра аль-васатыйи является шейх Аисам Башир – ученик д-ра Юсуфа аль-Карадави.
5. Социальные утопии и кровавая романтика.
«К слабому знанию религии добавляется слабое знание реальностей жизни, истории и законов Аллаха в творении. И вот мы видим одного, который хочет того, чего не бывает, и требует то, чего нет, мечтает о том, что нереально, и понимает события не так, как есть на самом деле, и толкует их согласно иллюзиям, осевшим в его голове, не имеющим основы ни в законах Аллаха в творениях, ни в Шариате. Он желает изменить все общество, его сознание, законы, традиции, нравственность, социально-политическую и экономическую организацию воображаемыми способами и нереальными методами...
Отсюда не удивительно, что он бросается на поступки, которые некоторые люди называют самоубийственными, другие называют сумасшедшими. Эти поступки приводят к жертвам, но они на это не обращают внимания.
Если бы они обратились к истории Пророка (мир ему), они бы увидели, что он в течение 13 лет в Мекке занимался призывом и воспитанием, тогда как повсюду господствовало многобожие, и священная Кааба была окружена идолами, число которых достигло 360, а он молился в Каабе и делал таваф вокруг нее. Однако он не думал о самоотверженном нападении для разрушения этих идолов и избавления от них, потому что этим самым он подверг бы себя и своих сподвижников погибели, но идолопоклонство бы не исчезло, а его приверженцы сделали бы замену разбитым идолам на следующий день.
Ибо идолопоклонство было заложено в их сознании еще до изготовления идолов. И пока их сознание не освободится от идолопоклонства, никакое разрушение идолов не поможет».
«Два важных закона, о которых не знают энтузиасты-активисты, торопящие события:
1) Закон постепенного продвижения... это закон бытия и закон Шариата, потому что Аллах сотворил небеса и землю за 6 дней, а ведь мог сказать «Будь!», и все было бы в тот же миг.
...Он сотворил их за 6 периодов, длину которых знает только Аллах... все развивается через несколько этапов, пока не достигнет зрелости и совершенства... со стороны Шариата Ислам начал с призыва к единобожию и правильному вероубеждению, затем постепенно узаконивались и другие положения...
По словам праведной Айши, «первым, что было низведено из Корана – это суры о Рае и Аде, пока люди не пришли в Ислам, а затем снизошло разрешение и запрещение, а если бы первым снизошло: не пейте вино, не прелюбодействуйте, то они бы сказали: мы никогда от этого не откажемся» (Аль-Бухари)».
2) Закон установленного срока. «...для каждой вещи есть определенный срок, в котором она достигнет зрелости или совершенства». «Они торопят тебя с наказанием, но Аллах не нарушает Своего обещания, и день у твоего Господа равен тысяче лет по тому, как вы считаете» («Аль-Хадж», 47).
Утопия всегда заканчивается жестокой антиутопией, социальная утопия – социальной трагедией. Утопия коммунизма, начавшись с романтических общин, мечтавших построить рай на земле – «город солнца», затем объявила войну вере в Бога и терроризировала треть живущих на земле людей под лозунгом: «Загоним человечество к счастью железной рукой!».
Еще хуже, когда подобные утопии навязываются от имени религии. И самое плохое, когда они навязываются от имени истинной религии. Об этой последней опасности также предостерегает шейх Юсуф аль-Карадави. «Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят свой нафс («я»)» (сура «Гром», 13:11).
Подытоживая сказанное, сделаем общий вывод о книге «Исламское сознание между неверием и экстремизмом»: в ней дана развернутая картина признаков и идейных предпосылок радикализма и экстремизма. Эти признаки описаны научно, с соответствующими доказательствами (далилями), выбивающими почву из-под ног демагогов, которые несколькими выхваченными из контекста аятами и хадисами пытаются оправдать совсем не исламские идеалы и поведение. И в этом – главная ценность это труда.
Хотя в книге есть заявка на изложение причин радикализма и экстремизма, а также и на предложение путей устранения этих причин, все-таки автор в большей мере описывает уже состоявшееся проявление ложного убеждения. Он скорее показывает богословские механизмы рождения ошибки, нежели вскрывает глубинные причины, побудившие человека ее совершить. Причины греховных поступков отнюдь не сводятся только к богословским ошибкам тех, кто стал на этот путь, хотя и этот фактор тоже имеет место, и у молодежи бывает определяющим.
Но чаще бывает наоборот: психологическая и нравственная склонность человека к греху диктует ему выбор ложных богословских постулатов и учений радикальных сект, которые оправдывают его грех и даже возводят его в добродетель. Впрочем, задача богословов, мыслителей, религиозных лидеров – лишить экстремизм его идейной почвы, чтобы заблудившийся мог прозреть и скорректировать свою жизнь. А остальное от них уже не зависит.
Собственно, учение «аль-васатыйи» сейчас тем и занимается, чтобы более четко установить глубинные причины и, самое главное, четко сформулировать конкретную программу действий по устранению идейных и богословских причин радикализма и экстремизма, не присущего Исламу, но присущего некоторой части мусульман. И вот в этой, идейной части, значение богословского анализа ошибок, проведенного шейхом Юсуфом аль-Карадави, трудно переоценить.
А Аллах знает лучше!
Доктор Али Вячеслав ПОЛОСИН
По материалам Ислам для всех