Расизм и преступления на почве ксенофобии не были характерными для украинского общества довольно длительный период. Одно из первых резонансных проявлений ксенофобии в Украине датируется июлем 2001 г., когда беженца из Руанды избили насмерть возле его жилища в Виннице, что вызвало официальную обеспокоенность Верховного Комиссара ООН по вопросам беженцев. Этот случай по времени совпадает с общим распространением преступлений, совершенных на почве расовой и религиозной вражды, которые стали ощутимой проблемой в странах постиндустриальной Европы через нерешенность вопросов в сфере миграционной и национально-культурной политики.
Олег МАРТЫНЕНКО, доктор юридических наук, начальник управления по мониторингу соблюдения прав человека в деятельности ОВД – помощник министра внутренних дел, ХПГ
Что касается Украины то начиная с середины 2002 года в нашем обществе наблюдалось повышение уровня изоляционизма и ксенофобии, которые сопровождались ростом количества публикаций с ксенофобскими оттенками. Результаты социологических исследований также указывали на снижение за годы независимости удельного веса психологически открытых и предрасположенных к национальной толерантности людей более чем в 3,5 раза. По мнению отдельных исследователей, практически половину населения в 2003 году составляли граждане с изоляционистскими настроениями, а количество носителей ксенофобских настроений возросло более чем в четыре раза. В то же время эксперты Госдепартамента США оценивали уровень ксенофобии в Украине как такой, что не превышает ее уровень в других посттоталитарных странах. Хотя случаи ксенофобии относительно россиян, евреев, крымских татар, ромов и иммигрантов из Кавказа, Азии и Африки были достаточно частыми, американские наблюдатели считали ситуацию в Украине менее угрожающей в отличие от России, Румынии, Польши, Венгрии, Словакии. Возможно, это было обусловлено тем, что большинство случаев не носило насильственного характера, ограничиваясь словесными оскорблениями, рисованием антисемитских граффити и довольно редко - актами вандализма на кладбищах.
Более угрожающие результаты эскалации ксенофобских настроений стали заметными в Украине после 2005 года, когда группы так называемых скинхедов («бритоголовых») выделились из лав футбольных фанатов в отдельное течение. Появившись в конце 60-х годов ХХ столетия в Великобритании, движение первых бритоголовых сначала имело сугубо классовый характер, объединяя рабочую молодежь, в том числе и темнокожую, под лозунгом «Fight fог уоuг сlass, nоt foг уоuг rасе!» (Борись за свой класс, а не за расу!). Со временем скинхеды переняли нацистскую символику и идеологию и распространили свое движение на Европу, Америку, Австралию. В соседней России «бритоголовые» появились в конце 1990-х годов, быстро оформившись при финансовой поддержке ультраправых политических сил в организованное неонацистское движение.
На украинском пространстве наиболее активными и агрессивными считаются ультраправые группы из числа так называемого движения «Белая Власть-Скинхед Спектрум» (White Power - Skinhead Spektrum), украинский филиал мировой экстремистской сети «Кровь и Честь» (Blood & Honour), военизированная неонацистская секта «Мировая Церковь Творца Рутения» (World Church of the Creator Ruthenia, WCOTC). Их объединяет общая идеология расизма и национализма, которая действует на принципах установления преимущества над лицами других рас и национальностей. Наиболее численные группы скинхедов были зафиксированы в городах Киеве, Днепропетровске, Запорожье, Львове, Севастополе, Чернигове и Автономной Республике Крым. Если в России масштаб скинхедовского движения исчисляется десятками тысяч лиц, то в Украине, по предварительным данным МВД Украины, сегодня их насчитывается не менее 500 лиц в возрасте от 14 до 27 лет, объединенных в группы численностью от 20 до 50 лиц без четкой структуры и организационного построения.
Именно с 2005 года во Львове и Харькове становятся регулярными закрытые фестивали неонацистских музыкальных групп из Украины и России, организованные неофициальной Украинской национал-трудовой партией с песнями откровенно расистского характера. Организация «Патриот Украины», которая на протяжении 2007 года провела серию маршей с факелами в Киеве и Харькове, используя ксенофобские и расистские лозунги, регулярно организует для активистов движения так называемые военизированные «вышколи» на заброшенных промышленных объектах, в лесных лагерях, туристических базах. В Интернет-Сети постоянно действуют не менее 30 веб-сайтов неонацистского и националистического характера (Радикальный Украинский Национализм, Сайт настоящих патриотов, Nachtigall, Blood&Honour Ukraine и т.п.).
В средствах массовой информации становится постоянной тенденция к оперированию такими терминами как «кавказская мафия», «преступления лиц цыганской национальности», «азиатские преступные группировки». Такие выражения являются не только некорректными и недопустимыми, но и часто приводят к спекуляциям со стороны радикально настроенных неонацистов и националистов.
Одновременно статистические данные МВД Украины зафиксировали четкую тенденцию к росту преступлений, совершенных относительно иностранцев: в течение пяти последних лет количество противоправных посягательств, вследствие которых пострадали граждане иностранных государств, увеличилась вдвое - с 604 в 2002 году до 1178 в 2007 году. Подавляющее большинство преступлений совершены относительно граждан государств-членов СНД (63,5 %), относительно же иностранцев из других стран - соответственно 36,4 %. Наиболее напряженная обстановка в указанном направлении наблюдается в АР Крым, городе Киеве, Одесской, Донецкой, Львовской и Харьковской областях.
Однако приведенные цифры, к сожалению, не отображают части преступлений, совершенных исключительно по мотивам расовой и религиозной вражды. Хотя уровень раскрытия преступлений, совершаемых относительно иностранных граждан, составляет 84% против 59,1% в среднем по государству, тем не менее, на протяжении 2005-2007 годов было возбуждено лишь 7 уголовных дел по ст. 161 УК Украины (Нарушение равноправия граждан в зависимости от их расовой, национальной принадлежности или отношения к религии). Очевидно, что эта цифра не отображает реальной картины, поскольку по оценкам независимых экспертов количество преступлений, совершенных на почве расизма и ксенофобии, составляет не меньше 190 в год. Как правило, это насильственные преступления, совершенные организованными группами молодых людей, которые принадлежат к группам скинхедов и неофашистов, и направленные, прежде всего, против иностранных студентов, искателей приюта, беженцев и иммигрантов, бизнесменов, дипломатов, а также против членов семей персонала ООН, которые часто являются выходцами из стран Африки, Азии, Среднего Востока, Кавказа или представителями заметных групп меньшинств стран Запада. Именно поэтому довольно актуальным является вопрос - сколько вообще совершается преступлений именно по расовым мотивам? Какие реальные масштабы новой криминальной угрозы?
Решение этих вопросов лежит, прежде всего, в плоскости снижения высокой естественной латентности этих преступлений, ведь большинство иностранцев в случае нападений со стороны «скинхедов» практически не обращаются к правоохранительным органам. Неизвестным остается также реальное количество преступлений, совершенных относительно нелегальных мигрантов. Подходы, существующие в странах западной демократии - иммиграционная амнистия, общественно-ориентированная работа полиции (community policing), восстанавливающее правосудие (restorative justice) - предоставляют возможности для решения обозначенной проблемы, однако пока по разным причинам являются неприемлемыми для отечественной системы работы с иммигрантами.
Крайне необходимым считается также усовершенствование национального законодательства с целью внедрения более широкого круга оснований для привлечения к криминальной и административной ответственности лиц, виновных в совершении преступлений, направленных на разжигание национальной, расовой или религиозной вражды. Опыт европейских стран дает основания считать, что разветвленная система правовых предписаний снижает риск роста такого рода преступлений, тем не менее, этот опыт нуждается в основательной работе отечественных законодателей относительно его адаптации.
Необходимость государственной политики в разработке превентивных мер противодействия современным формам расизма была закреплена решением №4/03 Маахстрихтской встречи министров иностранных дел 55 стран в декабре 2003 года, которое сочло необходимым для стран ОБСЕ поощрять толерантность и бороться с дискриминацией, в том числе со всеми проявлениями агрессивного национализма, расизма, шовинизма, ксенофобии, антисемитизма и экстремизма. Тем не менее, в Украине, как констатирует большинство специалистов, в этом направлении делается пока что мало.
Довольно симптоматичным является тот факт, что до 2007 года ни один правоохранительный орган государства, за исключением МВД Украины, не считал необходимым признавать существование экстремистских группировок ультраправого настроения в Украине. В мае в прошлом году МВД Украины не только первым заявило об угрозе распространения расизма и ксенофобии в обществе, но и разработало собственный и пока что единый в государстве план мероприятий противодействия этому явлению. Органы внутренних дел также обратились за поддержкой и сотрудничеством к негосударственным организациям и органам государственной исполнительной власти, инициировали перед Правительством Украины создание межведомственной рабочей группы по противодействию ксенофобии и расизму.
МВД Украины были предложены такие общие меры, как предоставление правовой помощи жертвам проявлений ксенофобии и дискриминации; осуществление экспертизы национального законодательства относительно борьбы с проявлениями дискриминации и ксенофобии; разработка предложений относительно усовершенствования нормативно-правовой базы с целью противодействия правонарушениям, которые имеют расовую почву; усовершенствование механизмов реагирования на использование средствами массовой информации ксенофобских штампов и выражений; разработка соответствующих учебных программ.
Результаты деятельности в этом направлении подтвердили, что расизм и ксенофобия, хотя и не приобрели в Украине масштаба социального явления, тем не менее, обладают значительным криминогенным потенциалом в силу таких факторов, как продолжительная политическая нестабильность, низкий уровень благосостояния населения, активность нелегальной миграции. Одновременно, учитывая комплексный характер этой новой для нашего общества криминальной угрозы, нужно констатировать, что органы внутренних дел могут выполнять функцию противодействия расизму в довольно ограниченной форме, как это и вытекает со статуса и возможностей военизированного, принудительно-исполнительного органа государственного управления. В связи с этим возникает насущная необходимость в скоординированной превентивной деятельности всех органов государственной власти и гражданского общества.
По материалам УНИАН