Сейтумер Мустафаев: Мы должны жить по законам ислама

1
«Мы должны быть мусульманами не только на словах, но и на деле», - Сейтумер Мустафаев.
05.11.2009
Оцените статью: 
(45 оценки)
oksana
Аватар пользователя oksana

Всеукраинская ассоциация общественных организаций «Альраид» и крымское информационное агентство QHA продолжают публикацию серии материалов на тему «Ислам сегодня». О том, как вера в Аллаха помогает мусульманам достойно проходить выпавшие на долю испытания читайте в интервью с активистом крымскотатарского движения Сейтумером Мустафаевым.

Каждому из нас Аллaх дал великий дар: здоровье, память, логику, зрение, слух… Каждому из нас Аллaх дал место под солнцем. Каждому из нас Аллaх дал открытое небо, способность дышать, способность ходить по земле. Но самое главное, что Аллaх дал нам, – это способность верить.

Безусловно, вера не только дается нам, но она проверяется и закаляется. Вера проверяется временем и жертвами, она переплавляется и укрепляется. Испытывая нашу веру, Аллaх проводит свой экзамен для нас, и жизни людские яркое тому подтверждение.

Пройдя нелегкий жизненный путь, Сейтумер Мустафаев не только не потерял веру в Аллаха, его вера еще больше окрепла. Беззаботное и радостное детство Сейтумер-агъа в 1944 году омрачилось трагическим событием – его, как и сотни тысяч крымских татар сталинский режим лишил возможности расти и жить в родном Крыму, наслаждаться красотами и дарами родного края. 6-летним он вместе с семьей был выселен из Крыма. Привыкший к величию Бахчисарая, мальчик попадает в отдаленные степи Узбекистана. И на этом беды не закончились, после долгих попыток матери обеспечить своих детей кровом и домашним теплом, она вынуждена была оставить их в детдоме в Самарканде. «Я был лишен детства безвозвратно», – вспоминает уже сейчас со слезами на глазах 72-летний Сейтумер-агъа.

Нужда и безысходность заставили крымскотатарского мальчика в 12 лет пойти работать на кирпичный завод, затем на суперфосфатный завод, где он проработал всего год. Попытка же встречи с матерью во времена комендантского режима спецпоселений, в условиях которого каждый житель должен был ежемесячно отмечаться у коменданта и не мог без его разрешения отдаляться на расстояние более 7 км, едва не обернулась для Сейтумера 20 годами лишения свободы. Мальчик, уйдя с завода, два года вынужден был скитаться, а через два года его забрали в армию…

- Сейтумер-агъа, известно, что Вы является активистом крымскотатарского национального движения. Скажите, как Вы встали на путь осуществления национальной идеи?

– Мои приоритеты определились уже в 1955 году, когда меня забрали в армию. Я проходил службу в Южно-Осетинской части, и однажды меня вызвал военрук, который заявил следующее: «Если бы я был на месте Сталина, я бы вас (крымских татар – ред.) всех собрал на барже и потопил бы». Эти слова сыграли главенствующую роль в определении моей дальнейшей деятельности.

После возвращения из армии в Самарканд я понял, что надо вступить в национальное движение. Тогда в наши обязанности входили сбор подписей и денег, которые помогли бы нам вернуться на Родину. Работа велась на участках, закрепленных за каждым активистом. Ежемесячно мы сдавали отчеты, о том, какая работа проведена, что сделано, какие наши планы. Мы видели, как наш народ относится к возвращению.

А в 1962 году началось массовое возвращение крымских татар на свою родину, в Крым. Тогда и я рванул в Крым с двумя малолетними детьми. Было очень тяжело: нас с детьми выгоняли из гостиниц, трудоустроиться было невозможно, даже задерживали и отвозили в отделения на допросы. Там же в Крыму активисты приняли решение провести 18 мая 1968 года в Москве и на Родине одновременные демонстрации. Однако вскоре мне с семьей пришлось покинуть Крым, и до 1974 года я проживал в Краснодарском крае. А уже после окончательного переезда в Крым я с семьей обосновался в с. Учь-Козь Карасубазарского (Белогорского) района. Хочу сказать, что все эти годы наш народ испытывал огромное давление, но мы выжили.

Сейтумер-агъа, Вы прошли достаточно сложный жизненный путь. В своих действиях Вы руководствовались, прежде всего, национальной идеей. Скажите, поддерживался ли Ваш патриотический дух религиозной идеей?

– Все, что делалось нами (активистами национального крымскотатарского движения), всегда делалось с именем Аллаха на устах. Ведь до депортации мы, крымские татары, были особенно духовно развитыми, мы были чистыми. Даже в день, когда наш народ выселяли из родного Крыма, наши старики и женщины бросались в дом и брали с собой в дорогу не деньги, как делается это сегодня, а самое ценное, что может быть у каждого мусульманина – Коран.Так и моя мать поступила. Сейчас этой священной книге, которая осталась мне от нее, уже более 100 лет.

Вот сейчас особенно часто говорят: демократия-демократия. Мы мусульмане должны запомнить, что у нас, у мусульман, нет такого понятия. Мы живем с именем Аллaха, мы должны придерживаться того, что Он говорит.

– Какую роль в Вашей жизни сыграл ислам?

– Ислам в моей жизни сыграл важную роль уже потому, что я – мусульманин, – с гордостью заявил Сейтумер-агъа. – В молодости в религиозных обрядах я участвовал довольно посредственно. Наверно потому, что был оторван от Родины, не мог наслаждаться духовными силами родного края. А когда вернулся в Крым, я стал считать себя истинным мусульманином.

– По вашему, как сегодня проходит процесс религиозного возрождения крымских татар?

– Сегодня ситуация с религиозным самосознанием крымских татар кардинально изменилась. Если в довоенные, додепортационные годы мы были религиозно грамотными, то сейчас нас приобщают к религии такие религиозные организации, как «Ар-Раид», Фонд «Дианет» и др. Может, это и подпитка для крымских татар, ведь сегодня наш народ возрождается в духовном, религиозном плане, но в недостаточно полном объеме. Зачастую, люди, откладывая на второй план духовность, стремятся к денежной наживе. Мы забываем, кто мы такие, где мы живем. Но в то же время, я не думаю, что наш народ окончательно отойдет от религии.

Чтобы исправить ситуацию, мы, крымские татары-мусульмане, должны собираться вокруг мечетей, там получать образование, общаться, поддерживать друг друга, ведь только у мусульман есть такая великая и всеохватывающая книга, как Коран. Необходимо больше внимания уделять религиозному воспитанию крымскотатарской молодежи. Я думаю, что нам необходимо развивать свою духовность. Старикам в общине надо работать с молодежью, наставлять на истинный путь, молодым прислушиваться к старикам, перенимать их жизненный опыт.

Да, нужно стремиться создавать материальные блага вокруг себя, но, в то же время, не надо забывать, что мы – мусульмане, которые во время и после еды должны читать дуа (молитву), делать намаз, держать Ораза, придерживаться шариата, оказывать финансовую помощь строящимся и имеющимся мечетям, а не растрачиваться на то, что их уничтожает. Аллах учтет нашу преданность. В общем, мы должны быть мусульманами не только на словах, но и на деле. Вот мне уже 71 год, а до сих пор сам все взращиваю и подолгу работаю в огороде. Я уверен, в этом мне помогает Аллaх.

– Сейтумер-агъа, обращаясь к мусульманам Крыма, чтобы Вы им хотели пожелать?

– Аллах нам дал этот чудесный край. Это он вдохновил нас на возвращение на Родину и помог осуществить его. Мы, мусульмане Крыма, уже поэтому должны благодарить Его и не забывать о его милосердии. Давайте жить по законам ислама.

Мы видим, что несмотря ни на какие жизненные перипетии Сейтумер Мустафаев смог вернуться домой, в родной Крым, вырастить двух детей и пятерых внуков, дать им достойное образования и профессию. И в самых сложных ситуациях ему помогала истинная вера во Всевышнего, ощущение того, что выпавший на долю экзамен надо пройти достойно.

По материалам QHA

Ссылки на тему:

Крым: Ислам сегодня

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.