Ислам – это первая основа, на которой строится любая мусульманская нация. Это ее судьба, это ее выбор, это ее славная история. Без Ислама невозможно вообразить будущее нации. Без Ислама это уже не мусульманская нация. Это совершенно другое сообщество. Если же стоит вопрос о возрождении мусульманской нации, то Ислам должен стоять во главе всех основ стратегии.
При этом, довольно большая категория мусульман, особенно среднего и старшего возраста, не особо углубляющиеся в изучение исламских течений и идей, продолжают поддерживать официальных, т.е. подконтрольных религиозных лидеров или структуры.
Так разделяется мусульманское сообщество. Естественно, что эта разобщенность не может способствовать национальному возрождению. Наоборот, представляет большую проблему.
Что же делать?
Во-первых, политические силы, не являющиеся исламскими в своей идеологии, целях и методах, необходимо отделить от Ислама и исламских структур. Должно быть создано положение, когда неисламские силы не могут иметь рычагов давления и контроля над религиозными структурами. Ислам должен быть независимым, а не средством в чьих-то руках. Во-вторых, мусульмане должны стать сознательными и здравомыслящими людьми. Должны научиться отличать честных от лжецов, верующих от лицемеров. Когда исламским делом будут заниматься образованные, свободные и независимые люди, исламское возрождение пойдет по пути рационального, умеренного, универсального и постепенного развития. Иначе, мусульмане будут разорваны подконтрольными и зависимыми от неисламских сил структурами «официального Ислама» с одной стороны, и подпольными группами с другой. Следование нормам Ислама – это единственная гарантия того, что этот народ не растворится в пучине глобализации.
Что такое глобализация? Какое значение мы должны придать глобализации, если действительно стоит вопрос национального возрождения? О глобализации говорится и пишется очень много. Эта тема – горячая точка конфликта между ее ярыми противниками и сторонниками. Здесь я говорю об опасности глобализационного процесса, которым руководит Запад. Этот процесс не естественный, а искусственный и спланированный, целью которого является политическое и экономическое превосходство и власть над миром. Этот процесс направлен не только на стирание государственных границ национальных государств, но в первую очередь на уничтожение национальных, культурных и религиозных границ. Другими словами, идет уничтожение национальных и конфессиональных особенностей, на которых держится самоидентификация народа.
Все равно, в мире останутся два вида мышления – исламский и западный.
Да, есть Китай, Россия, Япония. Но эти страны, рано или поздно, придут к капитализму и либерализму. Может быть, с собственными моделями и окрасками, но не более. Я не поддерживаю теорию Хантингтона, в которой мир поделен на враждебные лагеря. Но для мусульманского народа, который стремится сохраниться, возродиться и достичь вершин самовыражения и развития, выбор будет только из двух вариантов: примкнуть к исламскому миру или исчезнуть под жерновами глобализации. Неверным будет сводить глобализацию только к экономической или информационной сфере.
Глобализация – это универсальная система. Она агрессивна, настойчива, бескомпромиссна и крайне амбициозна.
Роланд Робертсон пишет: «Глобализацию можно просто определить в качестве компрессии нашего мира. Данное понятие компрессии относится как к увеличивающейся социально-культурной плотности, так и к стремительно расширяющемуся сознанию. Глобализация, как таковая, является длительным процессом, происходящим на протяжении многих веков, хотя только в последние столетия, причем с возрастающей быстротой, она стала приобретать свою определенную форму. Следует четко понимать, что глобализация является процессом во многих измерениях. Иными словами, это одновременно культурная, экономическая и политическая категория».
Всемирная служба CNN, Mc Donald` s, голливудское кино и мультфильмы, игры и компьютерные программы, одежда и образ жизни, различные общественные и экономические международные организации, рост международного (якобы) контроля над политикой национальных государств, все это только средства и механизмы глобализации.
Майкл Хардж и Антонио Неум в книге «Империя», пишут: «Глобализм – это симптом новой Европы. Новая Европа есть результат ослабления суверенитета национального государства. Однако, современные преобразования, инструменты политического контроля и государственного функционирования, а также регулирующие механизмы продолжают повсеместно играть главенствующую роль в сфере социально-экономического производства и обмена. Нашей основной гипотезой будет мнение, что суверенитет приобрел новую форму, составляющими которой стал ряд национальных и супернациональных организмов, объединенных единой логикой правления. Такая новая глобальная форма суверенитета и есть то, что мы называем Европой. Однако, по мере снижения национального суверенитета возникает «Империя». Империя, или глобализация, есть последний вариант стратегии. Она имеет ряд преимуществ над традиционным национальным государством, которому Империя пришла на смену. Во-первых, она не имеет границ. Во-вторых, она пытается создать миф о том, что является не более чем логическим выражением некоторых законов экономики. В-третьих, она стремится придать форму каждому аспекту человеческой жизни. И, наконец, она прячется за риторикой о мире».
Эти авторы, во многом люди марксистского толка, поэтому они уделяют большее внимание экономической стороне глобализма. На самом деле, не с экономики начинается глобализм и не только экономикой заканчивается. Власть над богатствами всего мира – одна из их целей. Но этого не достичь, не уничтожив религиозные, культурные и даже нравственные преграды. Ведь капитализм заключается не только во власти над ресурсами, это еще отношение религии и этики к экономической жизни, политике и социальным вопросам.
Так что остается мусульманскому народу, если он действительно хочет сохранить себя и найти возможность развиваться, не теряя своей веры и культуры? Единственный путь – это интеграция в большой исламский мир, единственную силу, способную противостоять «американизации» и глобалистическим амбициям Запада. А это может быть сделано на основе братства по вере, общности истории и исторической судьбы.
Единство. В Коране говорится: «Ведь это Он поддержал тебя и помощью и [доблестью] верующих, сердца которых он сплотил [верой]. Если бы ты издержал все, что есть на земле, то не смог бы слить воедино их сердца, однако Аллах соединил их, ибо Он – великий, мудрый» (Коран, 8:62-63).
То, что Ислам является лучшей основой для объединения и сплоченности, показывает опыт и история. Рознь, вражда, внутренние распри и разногласия – первые признаки гибели нации. О чем может идти речь, когда нет национального единства? Встает вопрос, как сплотить нацию и объединить ее силу для общего дела.
Для этого нужна общенациональная идея, в которую должны верить все. И не следует путать эту общую идею с узкими и ограниченными партийными идеями, выражающими интересы ограниченной категории людей. Идея должна быть признана всеми и соответствовать убеждениям, ценностям и вере всего народа. Эта идея должна создавать дух единства, как морального, так и духовного. Поощрять братство и взаимопомощь вплоть до жертвенности, и дать такой стимул, который окажется сильнее кровных, экономических, личных или каких либо других стимулов.
Культура. Что касается культуры, есть очень опасное явление, происходящее среди мусульманских народов, которое выдается за процесс национального возрождения. Это явление можно назвать «троянским конем».
Приведу несколько примеров из жизни Крыма и крымских мусульман.
Мы наблюдаем «развитие» или, как некоторые это называют «возрождение» крымскотатарской культуры. Как это выражается? Например, в проведении конкурсов красоты, вроде «Мисс восточная красавица», где мусульманские девушки показывают свои восточные прелести, появление различных девичьих музыкальных групп или певиц и танцовщиц, также как мужских групп и певцов, ди-джеев, создание молодежных клубов и организаций крымскотатарской молодежи.
Вопрос вот в чем. Можно ли считать все это процессом «возрождения культуры» этого народа только потому, что исполнители, участники и инициаторы являются крымскими татарами? Конечно, нет. Можно ли так считать только потому, что песни поются на крымскотатарском языке или мероприятия проводятся в окружении какой-то восточной атрибутики? Нет.
На самом деле, если проанализировать смысл, содержание, идеи и ценности, к которым призывает эта новая культура, мы найдем, что она чужая, импортная и скопированная. Только переведена на другой язык и перефразирована. Нашей молодежи внушают «чужую» культуру, замаскированную под «свою».
А мы ведем речь о национальной культуре, как одной из основ стратегии национального возрождения, мы имеем ввиду исконную и подлинную культуру мусульманского народа, не той культуре, что сформировалась во время имперской и большевистской оккупации и политики, а культуре, что формировалась на протяжении многих веков расцвета и побед.
Язык. Язык – немаловажный фактор в стратегии национального возрождения. Он способствует самоидентификации и мешает ассимиляции; несет печать культуры, мышления, религии и ценностей; передает код и национальную память; играет роль распространения и познания. Но есть важный момент, который далеко не все ясно понимают.
Чтобы возродить язык, недостаточно одних разговоров или пропаганды. Ведь проблема использования языка, в основном, проблема молодого поколения, выросшего в среде другого языка, имеющего больше общения и информации на другом языке.
До тех пор, пока не будет равных и конкурентоспособных каналов телевидения, радио, газет, книг и журналов, говорить о возрождении языка довольно сложно.
Повторюсь, если скажу, что речь идет не просто о том, чтобы было телевидение, газеты и пятничные проповеди в мечетях на родном языке, а о качестве и уровне информации.
Кто же несет ответственность за эту работу ? В первую очередь, сама нация, затем ее интеллигенция, общественные и культурные деятели, политические лидеры и партии. Все в наших руках.
«И не изменит Аллах положения людей, пока люди не изменят себя» (Коран, 13:11).
Сейран АРИФОВ
По материалам Ислам для всех