«Творческое разрушение» на пути Аллаха

1
Ислам пришел в этот мир для разрушения всего того, что отжило свой век и мешает свободному развитию человека, его свободе и его приближению к Аллаху.
24.10.2008
Оцените статью: 
(162 оценки)
oksana
Аватар пользователя oksana

Якобы полное разрушение и уничтожение мусульманами прежних, доисламских, цивилизаций – расхожая тема околонаучных публикаций. Они постоянно твердят о том, что Ислам – религия разрушения, которая уничтожила уникальные национальные культуры прошлого. Но мусульманам нужно перестать оправдываться и твердить, что Ислам ничего не разрушал и что он является религией созидания. Поскольку, Ислам, действительно, - религия разрушения. Но какого?

Тимур ЮСУПОВ

Разрушать, чтобы творить

Ислам пришел в этот мир для разрушения всего того, что отжило свой век и мешает свободному развитию человека, его свободе и его приближению к Аллаху. Ислам начал свой призыв с разрушения. С разрушения ложных представлений о Боге и обществе. Даже формула веры мусульманина начинается с разрушения – отрицания ложных божков и верований утверждением о том, что нет иного божества, кроме Единого Бога.

Ислам, не стесняясь, заявлял и должен заявлять о своей готовности к разрушению ложных убеждений, ложных традиций, законов, отсталых общественных моделей, которые мешают истинному развитию человеческого общества. Это тот процесс, который австрийский мыслитель Джозеф Шумпетер назвал «творческим разрушением».

Шумпетер, бывший министр финансов Австрии и профессор Гарвардской школы бизнеса, словосочетанием «творческое разрушение» пытался описать характер развития современного общества. На его взгляд, «творческое разрушение» – это непрерывная замена устаревших и неэффективных общественных и экономических моделей новыми моделями, более эффективными.

Его мысль состоит в том, что невозможно сохранить конкурентоспособность экономики и динамику развития общества, если мы не готовы к постоянным инновациям, реформам и обновлениям. Это, по Джозефу Шумпетеру, и является творческим разрушением.

Концепция «творческого разрушения» означает, что, желая получить что-то новое, мы должны отказываться от чего-то старого, будучи убежденными, что полученное новое будет лучше того, от чего мы отказались. Пытаясь просто сохранить имеющиеся старые модели, мы, скорее всего, будем обречены на поражение.

Временная необходимость терпеть старое и ложное

Но за этим разрушением всегда неотступно должно следовать созидание нового. Оттого это разрушение и является творческим. Лучшим примером подобного творческого разрушения старого поколением сподвижников Пророка (мир ему) является полный демонтаж социальных, политических и идеологических моделей языческого общества.

Старое, ложное, должно было уступить место новому и истинному. Но демонтировав языческие модели общества и государства, мусульмане, тут же, создали на их месте новую модель, основанную на законах истины и справедливости. Это и есть смысл творческого разрушения.

Кроме того, мы должны помнить, что для разрушения старого годится не любой момент времени. Недопустимо инициировать этот процесс только тогда, когда соответствующее желание взбредет в голову ревностному верующему.

Для разрушения старого должна вызреть наиболее удобная ситуация, чтобы это можно было осуществить наиболее безболезненно. А до этого нужно проявлять мудрое терпение и умение жить рядом со старым и ложным столько времени, сколько потребуется.

Именно поэтому Посланник Аллаха (мир ему) не принялся в первые же годы своего призыва уничтожать идолов в Каабе и разворачивать подпольную борьбу с языческим обществом. Подобные поспешные попытки разрушения ложного могли нанести только вред и самим мусульманам, которые еще не были готовы сразу за разрушением старого начать созидать новое.

«Творческое разрушение» сподвижников

Для того, чтобы суметь на месте старого создать новую модель, нужно набираться опыта, копить силы, знание и умение. И самое главное – для этого должны созреть соответствующие общественные и политические условия. Так, к примеру, халиф Умар (да будет доволен им Аллах) был вынужден отказаться и отчасти разрушить ту общинную военно-политической модель исламского общества, которую выстроил Пророк Мухаммад (мир ему).

Взамен ее Умар (да будет доволен им Аллах) выстроил новую военно-политическую модель, основанную на регулярной и чиновничьей основе. Он пошел на этот шаг именно потому, что новые условия, в которых в его время оказалась мусульманская община, завоевавшая весь Ближний Восток, часть Африки и Кавказа, обогатившаяся миллионами новых граждан и десятками новых народов, настоятельно требовали отказа от старой модели управления государством и армией.

Прежняя модель, хоть и была выстроена самим Пророком (мир ему), была предназначена для управления мусульманским обществом и армией в пределах Медины, максимум – Аравийского полуострова. Если бы Умар (да будет доволен им Аллах) не отказался от устаревшей модели и не создал бы новую, мусульманское государство и армия не справились бы с новыми задачами и проиграли бы своим противникам.

Шариатские пределы творческого разрушения

При этом, описывая и обосновывая развитие мусульманского общества и государственности через концепцию творческого разрушения мы должны понимать, что это разрушение применимо только к тем сферам нашей жизни, в которых дозволен иджтихад (вынесение самостоятельного решения по вопросам прямо не оговоренным в Коране и Сунне квалифицированным специалистом). То есть, к тем сферам, в которых мусульмане сами, на основе своих знаний, должны определять наиболее эффективные модели управления и существования.

Это, в первую очередь, сферы управления общественной жизнью, экономикой, государством, армией и другими сферами, в которых мусульманам дозволено все, что не запрещено специально оговоренными шариатскими положениями. Но в тех сферах, где иджтихад и самостоятельное суждения категорически недопустимы, как, например, в сфере исламского вероубеждения – акыды, канонических основ Шариата, основ женской и мужской нравственности, «творческое разрушение» неприменимо.

«Творческое разрушение» становится наиболее актуальным именно в переломные моменты развития исламского общества. Когда старые модели общества и государства уже не являются эффективными, и когда срочно нужен поиск новых моделей.

Наше время как раз таковым и является. Старые модели организации мусульманского общества, образования, политических моделей, джихада (усердия и сопротивления на пути Божьем) – все это безнадежно устарело и требует срочной замены новыми, более эффективными и конкурентоспособными моделями.

Необходимость творческих реформ

Вместо этого мусульмане продолжают держаться за свои отжившие традиции и модели, отчаянно сопротивляясь любым попыткам модернизации и общественно-политических реформ. Это вызвано двумя причинами.

Во-первых, элементарным невежеством, когда мусульмане не могут отличить неизменные исламские догматы от тех элементов, которые были придуманы человеком, но стали привычным атрибутом исламской культуры и образа жизни. А, во-вторых, простым нежеланием что-либо менять в своей жизни со стороны тех мусульман, которые неплохо живут и при старых моделях – монархов, диктаторов, олигархов, нефтяных шейхов, коррумпированных улемов и проч.

Например, мечеть, как место молитвы – это обязательный элемент в Исламе. Но минареты, куполы, полумесяцы над куполами – это все необязательные элементы, придуманные последующими поколениями мусульман. Если эти необязательные элементы мешают развитию Ислама, например, строительству мечети в европейском городе, от них нужно смело отказываться и строить мечеть не в турецком или арабском стиле, а в виде обычного офисного здания.

Например, многие обычаи и традиции мусульман основаны на Коране и Сунне, а многие – просто на национальных традициях мусульманских народов. Калым (дар родителям) за невесту, затворничество женщины в домах, сопротивление восприятию мусульманами интеллектуальной европейской или русской культуры, неприятие партийной и парламентской деятельности, ориентация на средневековую модель государственности – это все не имеет своего обоснования в Исламе.

Но мусульмане продолжают этого придерживаться в силу того, что привыкли к таким вещам на протяжении столетий. Однако, если эти устаревшие традиции мешают мусульманам эффективно развиваться в современном мире, то от всего этого отжившего и отмирающего нужно отказываться и разрабатывать новые общественные, политические и экономические модели, модели обеспечения безопасности и развития. Только подобное осознанное и решительное «творческое разрушение» поможет мусульманам ответить на вызовы современного мира.

По материалам Ислам.ру

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.