І Международная межконфессиональная конференция «Роль религиозных ценностей в укреплении социальной стабильности и распространении культуры мирного сосуществования и преодоление ненависти» работала в украинской столице в течение двух дней.
Как сообщал Ислам в Украине, организаторами этого масштабного мероприятия, которое состоялось при содействии Министерства культуры Украины, выступили Украинский центр диалога и коммуникаций, Международный центр межконфессионального диалога в Дохе (Doha International Center for Interfaith Dialogue) и Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко.
С большой речью на конференции выступил народный депутат Украины, председатель подкомитета по вопросам свободы совести и деятельности религиозных организаций, заместитель председателя Комитета по вопросам культуры и духовности Верховной Рады Украины Виктор Еленский, который говорил о диалоге религий и о том, что делает взаимопонимание возможным:
— «… Религия, которая преломилась в человеческом восприятии, распалась на разноцветные фрагменты для того, чтобы сейчас эта многоцветность вернулась к белому свету Небесной Истины», — такое предсказание прозвучало на Всемирном парламенте религий… Можно сказать, что ХХ век не стал временем упущенных возможностей для религиозного диалога. Буквально в начале прошлого века был создан международный совет унитариев, свободных религиозных мыслителей, мировое сообщество религиозных знаний, очень много различных религиозных организаций, которые ставили целью межрелигиозный диалог. Появляются межрелигиозные движения, направленные на недопущение ядерной войны и т. п.
Виктор Еленский также вспомнил и о нескольких этапах развития межрелигиозного диалога:
— Религиозный диалог за последние 120 лет прошел несколько этапов. На рубеже веков он сфокусировался на включении ранее игнорируемых с евроцентрической точки зрения религий — буддизм, конфуционизм, джайнизм. После Холокоста безоговорочным стало смещение центра внимания диалога с иудаизмом. Экологический кризис способствовал включению в этот диалог этнических религий, религий коренных народов. И, наконец, начало XXI века стало временем смещения отношений с миром Ислама. Сейчас перед богословами, философами, интеллектуалами стоит задача переосмысления фундаментальных принципов, которые мешают этому диалогу. Появляются идеи, которые недавно казались еретическими, (речь идет о «двухзаветной» или «многозаветной» модели, когда Синай и Голгофа становятся лишь двумя эпизодами из большой истории Божественного Замысла).
Но, по мнению народного депутата, есть определенные тенденции к сопротивлению относительно понимания:
— В мире происходят и обратно направленные процессы. Повсеместный подъем идентичности, обусловленный глобализацией, приводит к восстанию таких самотождественностей, которые делят мир и устанавливают демаркационные линии между ними, которые настаивают на том, что называется «нарциссизмом малых различий».
Во-вторых, мир становится свидетелем четвертой волны терроризма, который обусловлен религиозными лозунгами и происходит под религиозными знаменами. В то же время не оправдываются надежды на так называемые «соединительные религии», которые, по замыслу мыслителей прошлого и позапрошлого веков, должны стать мостами между мировыми религиями, синтезировать все лучшее в различных духовных традициях. И, наконец, драматический разрыв между интеллектуальной прослойкой людей, которые ищут и стремятся к диалогу, и большими массами, которые в этом диалоге не только не нуждаются, но и сопротивляются ему. Это настоящий вызов и настоящая проблема для тех, кто искренне верит и искренне надеется на межрелигиозный диалог.
Виктор Еленский также подчеркнул, что потенциал религий и религиозных организаций, ответственных богословов и деятелей, которые хотят этого диалога, не используется в Украине даже наполовину:
— Мы знаем, какую большую роль сыграл Всеукраинский совет церквей для выработки общей повестки дня в отношениях между религиями; мы знаем о деятельности Украинского центра диалога, о других центрах и инициативах. Но в то же время можно утверждать, что потенциал религиозных организаций, ответственных богословов и деятелей не используется в Украине даже наполовину. Опыт, который накопили наши церкви, богословы, философы, интеллектуалы, позволяет говорить о возможности и даже о необходимости создания широкой инициативы (назовем ее, скажем, «Киевской инициативой»), которая была бы направлена на поддержку, развитие и продвижение широких культурных и диалоговых инициатив, на взаимообогащение через интеллектуальный и культурный взаимообмен, на содействие защите религиозных свобод и прав человека, на формирование атмосферы, в которой бы лучше и полнее воплощалось золотое правило морали, содержащееся во всех великих религиях: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди — так поступайте и вы», и, наконец, на превращение Киева в важный центр духовной, религиозной жизни, плоды которого будут иметь важное значение для глобального религиозного диалога, — отметил народный депутат.
Напомним, в дискуссионных панелях приняли участие представители Министерства культуры Украины, Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, представители украинского депутатского корпуса, иностранных дипломатических миссий. В дискуссионной панели «Роль религиозных ценностей в укреплении социальной стабильности и распространении культуры мирного сосуществования и преодоление ненависти» выступал и муфтий ДУМУ «Умма» шейх Саид Исмагилов.