Забытый отец политэкономии, социологии и политологии. Ибн Хальдун о причинах упадка цивилизаций

Забытый отец политэкономии, социологии и политологии. Ибн Хальдун о причинах упадка цивилизаций
28.08.2007
Оцените статью: 
(141 оценка)
oksana
Аватар пользователя oksana

Те из современных мусульман, кому довелось изучать общественные науки в институтах и университетах, наверняка, с удивлением для себя отмечали полное отсутствие в учебных программах упоминаний о вкладе в эти науки мусульманских ученых. На самом деле, современная экономика, политология, социология, юриспруденция – это науки, построенные только на трудах европейских ученых, на изучении и анализе только европейского общества.

Ибн Хальдун был первым, кто занимался систематическим анализом функционирования экономики, важности развития технологий, производственной специализации, внешней торговли, роли избыточного продукта, роли государства и его стабилизационной политики в стимулировании производительности и занятости. Ибн Хальдун, кроме того, занимался проблемой оптимального налогообложения, минимальных государственных услуг, экономических ожиданий и стимулов, институциональных рамок права и закона, производства и теории ценностей.

Его рекомендации относительно государственной монетарной политики по сдерживанию инфляции и укреплению национальной валюты были реализованы Советом Федеральной резервной системы США, Банком Англии и германским Бундесбанком. Право собственности, которое начало активно разрабатываться и реализовываться в 60-х годах прошлого века многими западными, в первую очередь, американскими экономистами, также за несколько столетий до этого было подробно разработано Ибн Хальдуном. Причем важность охраны прав собственности Ибн Хальдун возводил в степень вопроса о выживании цивилизации, говоря о том, что незащищенность прав собственности ведет к снижению экономической активности.

Причина упадка цивилизаций

Одним из ключевых направлений научной деятельности Ибн Хальдуна являлся анализ причин расцвета и упадка цивилизаций. Ибн Хальдун, не претендуя на то, что он открыл некий «магический ключ» спасения народов и государств от закономерных кризисов и упадка, тем не менее, выводит целый ряд рекомендаций, призванных укрепить общественно-политическую и экономическую стабильность, обеспечить процветание нации и избежать преждевременного экономического краха и политической смерти государства и цивилизации:

1. Строгое установление и защита прав собственности и свободы предпринимательства;

2. Господство закона и надежность судебной системы для установления справедливости;

3. Общественная безопасность и безопасность торговых коммуникаций;

4. Снижение ставки налогообложения для повышения занятости, производительности и доходов;

5. Сокращение бюрократического аппарата и наемной армии при одновременном повышении их эффективности;

6. Ограничение государственного вмешательства в торговлю, производство и коммерческую деятельность;

7. Недопущение государственного установления цен;

8. Недопущение монополизации рынка при поддержке государства;

9. Независимая от власти последовательная монетарная политика, не допускающая заигрываний и спекуляций со стоимостью денег;

10. Рост населения и рост степени специализации рынка;

11. Система творческого образования, стимулирующая развитие независимой мысли и действия;

12. Коллективная ответственность и внутреннее чувство справедливости для установления справедливой общественной системы, поощряющей добрые деяния и предотвращающей пороки.

Как видно из данных рекомендаций, Ибн Хальдун всячески старался оградить человеческую экономическую активность от несправедливого вмешательства, как со стороны недобросовестных конкурентов, монополистов, так и со стороны государства, во главе которого зачастую могли вставать люди не только некомпетентные, но и нечестивые. Доктор Салим Кафар Каратас в своей статье, посвященной Ибн Хальдуну, особенно отмечает тот факт, что для гарантированного обеспечения подобного невмешательства и защиты принципа справедливости последний даже предложил создать независимое Агентство под контролем главного судьи, «богобоязненного человека», чтобы «бесстрашно» защищать экономические свободы.

Будучи верующим и богобоязненным мусульманином, Ибн Хальдун уделял огромное внимание вопросам справедливости и общественного блага. Так, в своих строках относительно значения производственной специализации и последующей кооперации он писал, что это позволяет «удовлетворять нужды, как можно большего количества людей…». Позднее по тому же самому вопросу один из отцов западной политэкономии Адам Смит, чьи идеи во многом определили облик современной западной экономической системы, произнес совершенно противоположное, заявив, что люди в своей экономической активности стремятся руководствоваться только «собственной выгодой».

Что касается справедливости в обществе и, особенно, в экономической сфере, Ибн Хальдун утверждал, что единственный путь нации к развитию, процветанию и совершенствованию «лежит через справедливость». Понимание общественной справедливости Ибн Хальдун вполне естественно раскрывает через коранические принципы о том, что «справедливость – это баланс, устанавливаемый между людьми».

Почти один в один повторяя коранические аяты и хадисы Посланника Аллаха (мир ему и благословение) о том, что те, кто отказывают людям в их правах, творят несправедливость, Ибн Хальдун раскрывает этот принцип справедливости в экономической сфере: «Те, кто нарушают права собственности, творят несправедливость… Те, кто, овладевают чужой собственностью силой, творят несправедливость…Те, кто собирают несправедливые налоги, творят несправедливость…».

В завершение Ибн Хальдун предельно четко формулирует один из основных общественных законов, утвержденных Аллахом на земле, подробно раскрытых им в своих трудах и сегодня, в силу ограниченности сознания, бездуховности и откровенного невежества, полностью игнорируемый лидерами западного мира – «несправедливость уничтожает цивилизацию».

Салих Ибрахим

По материалам Ислам.ру

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.