Ислам как традиционная религия Волыни: Ювковцы

Ислам как традиционная религия Волыни: Ювковцы
Самые ранние могилы относятся к концу XIX в.
Ислам как традиционная религия Волыни: Ювковцы
Самые ранние могилы относятся к концу XIX в.
Ислам как традиционная религия Волыни: Ювковцы
Ислам как традиционная религия Волыни: Ювковцы
Ислам как традиционная религия Волыни: Ювковцы
Ислам как традиционная религия Волыни: Ювковцы
Ислам как традиционная религия Волыни: Ювковцы
Ислам как традиционная религия Волыни: Ювковцы
Ислам как традиционная религия Волыни: Ювковцы
Ислам как традиционная религия Волыни: Ювковцы

Благодаря новейшим исследованиям уже достаточно много известно о культурном наследии так называемых «литовских татар» (татары-липки). Эта этническая группа жила с XV в. на территории современной Литвы, Польши, Беларуси и Украины. Есть основания считать, что этнос, который традиционно исповедовал суннитский Ислам, сформировался преимущественно из крымских татар и ногайцев. Одним из таких «мусульманских анклавов» в Западной Украине было село Ювковцы (ныне Белогорский район Хмельницкой области), которое исторически принадлежит к так называемой «Большой Волыни».
 
Сегодня, конечно, трудно представить, что в этом регионе почти 500 лет постоянно проживало мусульманское население. Даже добраться до населенного пункта очень сложно, поскольку грунтовые дороги, которые ведут в Ювковцы, зимой заметает снегом, а летом часто размывает дождями. И местного населения осталось сравнительно немного, не более сотни человек. По дороге можно увидеть немало заброшенных дворов. Среди немногочисленных жителей, преимущественно старшего поколения, еще достаточно много людей со специфически мусульманскими отчествами − Мустафаевич, Сулейманович, Юсуфович и др. Фактически единственное, что сегодня напоминает об исламском прошлом Ювковцев, − это сравнительно большое (60−70 захоронений) татарское кладбище, расположенное в лесистых холмах на окраине села. Где-то здесь неподалеку была и мечеть (как рассказывают местные, «среди двух холмов»), но где именно находилась эта постройка, которая действовала как минимум до Первой мировой войны, установить пока не удалось.
 
Как сообщают польские и украинские источники тех времен, впервые «оседлые» татары появились в Ювковцах (тогда − Ивковцы) еще вначале XVI в. Вероятно, это были взятые в плен князем Василием-Константином Острожским под Вишневцом (1512) крымчане, обитающие и в Остроге. Имея немало привилегий, которые подтверждались польскими королями, татары относились к шляхте, а позже, уже во времена Российской империи, долгое время имели крепостных. Родовые фамилии ювковецких татар, судя по разведкам польского историка Станислава Дзядулевича (1872 − 1943), имели достаточно разное происхождение. Так, Касимовичи происходили от острожского татарина Касима, Ждановичи − от пришедшего из степи ногая Ждана, Шахманцеры (очевидно, изначально «Шахмансуры») − переселены из Литвы. Происхождение некоторых фамилий еще требует изучения, например, Ломинские (вроде от Ломак), Мухлинские (возможно, от Мухеддин) или Мухлио. Некто Юсуф Мухлио, в частности, был имамом местной мечети в 1915 году. Особенно большим родом был род Солтыков, который мог произойти от Солтыкана, сына Канчима, который жил в первой половине XVI в. Позже этот род настолько разросся, что уже в конце XVII в. начали различать «белых» и «черных» Солтыков. Сегодня среди потомков ювковецких татар фамилия Солтык встречается чаще всего. Очевидно, кто-то из этой семьи где-то в 50-х годах XIX в. был писцом «ювковецкого хамаила» − молитвенника, где помещены суры из Корана и молитвы на арабском, а также в переводах на татарский и разговорный украинский язык того времени (записанную арабскими буквами). Этот уникальный документ сейчас хранится как семейная реликвия у потомков ювковецких татар.
 
Примечательна и семья Милкомановичев, которые в середине XVII в. были имамами местных мечетей. В частности, Рамазан Милкоманович в 1669 году был «муллой Острога»; позже часть семьи поселилась в Ювковцах. Примечателен также и род Гасановичев (Хасанович, Асанович), который фигурирует в источниках XVIII в. В разные периоды эти роды владели землями в Ювковцах, а в период Речи Посполитой представляли отдельные татарские отряды (хоругви) на службе у князей Острожских и Радзивиллов.
 
Интересно проследить, как менялась численность ювковецких татар. В 1864−1865 гг. краевед Лука Рафальский насчитал здесь 90 мужчин-татар; в 1886 году здесь проживало 233 «магометанина», как мужчин, так и женщин. Закария Казакевич, ювковецкий татарин, в 1909 году писал в оренбургскую газету «Вакит» («Время»), что в Ювковцах проживает около 300 мусульман, которые, по его свидетельству, уже не знают татарского языка, а еще часто переходят в христианство в силу отсутствия образованных имамов (за перевод этого письма с татарского спасибо Рефату Абдужемилеву − М. Я). Архивные источники 1911 года фиксируют цифру в 340 мусульман в Остроге и Ювковцах в целом.
 
После событий Первой мировой войны и большевистской революции религиозная деятельность ювковецких мусульман практически не упоминается. Известно лишь, что в 1942 году часть местного населения с Ювковцев выселили нацисты, образовав здесь немецкую колонию «Солнечная долина». Все ли местные, пережившие войну, сюда вернулись, сказать трудно, но, как свидетельствуют воспоминания остарбайтера Исида Ждановича, татары были выселены вместе с украинцами и поляками.
 
История сохранила имена некоторых ювковецких татар. Кимал Иосифович Акмалович (родился в 1896 году) был офицером царской армии, позже жил на Полтавщине. В 1938 году репрессирован НКВД, в 1956 году − реабилитирован. Здесь, в Ювковцах, родился Мустафа Закариевич (Захарович) Козакевич (1901 − 1969), выпускник Чешского политехнического института, этнограф, один из самых известных исследователей традиционного жилищно-хозяйственного строительства на Полесье. Именно Мустафа Козакевич еще в советские времена едва ли не впервые начал употреблять термин «украинское Полесье», отделяя его от «белорусского». Немало выходцев из Ювковцев ныне живёт вдали от родины, поэтому проследить их дальнейшие пути сложно.
 
Отдельный исторический объект − это уже упомянутое ювковецкое кладбище. Самые ранние могилы относятся к концу XIX в.; также сохранено несколько захоронений более ранних времен. Интересно, что эти старые захоронения выделяются на фоне современной практики тюркских народов и во многом ближе к раннеисламскому ритуалу (ныне практикуется, например, в Саудовской Аравии). Фактически могила ограничивается каменной насыпью, помещенной между двумя небольшими камнями в начале и в конце. На фоне чернозема эти камни несколько выделяются, очевидно, их привозили с обрядовой целью. Такого рода захоронения свидетельствуют о соблюдении соответствующих требований шариата до высоты могилы, которые позже стали толковаться несколько свободнее. Так, памятники ХХ в. уже выше и имеют специфические надписи на арабском и русском языках. Вверху вырезаны полумесяц и звезда (расположены горизонтально, типично для польско-литовских татар), иногда на камне встречаются и вырезанные цветы. Практически на всех могилах надписи на арабском идентичны: «Калям Шариф» («Благородное Слово», то есть Коран), далее «Аузу би-Лляги мина ш-шайтани р-раджим» («Ищу защиты у Бога от шайтана проклятого»), «Бисмилляхи р-Рахмани р-Рахим» («Именем Бога Милостивого, Милосердного»), «Ля иляга илля Лла, Мухаммадан Расулу Лла» («Нет божества, кроме Бога, Мухаммад − Посланник Божий»). Уже ниже указано имя покойного, дата рождения и смерти, а также надпись «Мир праху твоему». Примерно такие же памятники встречаются и на татарских кладбищах в Литве, Польше и Беларуси. Есть на кладбище и могилы татар, живших вдали от Ювковцев (например, в Ковеле). Надпись на одном из памятников показывает, что здесь похоронен «мулла Ювковецкий», но разобрать его имя невозможно. Кладбище до сих пор функционирует, за ним ухаживают современники, поэтому оно остается едва ли не единственным подобным мусульманским объектом в регионе.
 
История Ювковцев требует более детального изучения, прежде всего на основе архивных источников. Но даже те факты, которые сохранены, свидетельствуют о том, что пусть и небольшое количественно, но очень длительное исламское присутствие в регионе позволяет рассматривать Ислам как традиционную религию Волыни рядом с христианством и иудаизмом.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.